Проблема интеграции детей с особыми возможностями здоровья в современном мире
статья

Елена Несмеева

Принципиальные изменения в Российской системе образования напрямую касаются и специального образования. В настоящее время принят стандарт специального образования для лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках нашего исследования мы попытались определить наиболее значимые трудности, возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 105092.jpg.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Принципиальные изменения в Российской системе образования напрямую касаются и специального образования. В настоящее время принят стандарт специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Из категориально понятийного словаря специальных педагогов и психологов исчезло понятие «необучаемый», так как необучаемых детей не существует. Любой человек имеет право на образование.

Исходя из нового содержания понятия «обучаемости детей с ОВЗ», ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО в 2009 году приступил к разработке концепции СФГОС для обучающихся с ОВЗ. Проект концепции был опубликован в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» № 4 (2010), а также размещен на сайте Института. За минувшие годы проект концепции многократно обсуждался, в том числе:

- на Всероссийском семинаре специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии (2009);

- на III Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии (2010);

- на Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» (2011);

- на Всероссийском семинаре-совещании по вопросам введения ФГОС общего образования (2012);

- на многочисленных семинарах-совещаниях и круглых столах в субъектах Российской Федерации.

В обсуждениях принимали участие воспитатели, учителя специальных школ, а также педагоги образовательных учреждений, работающих в режиме инклюзии, представители профильных факультетов педвузов, общественных организаций инвалидов (ВОГ, ВОС, ВОИ), родители детей-инвалидов. Разработчики Концепции СФГОС представляли ее на научно-педагогических форумах в Армении, Республике Беларусь, Казахстане, Латвии, Литве. Концепция в целом получила поддержку и одобрение. После широкого всестороннего обсуждения авторами был подготовлен доработанный вариант Концепции СФГОС. Он был опубликован издательством «Просвещение» в серии «Стандарты второго поколения» (2013).

Принятие ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требует осуществить анализ проекта единой концепции СФГОС на предмет соответствия действующему законодательству, а также провести широкое обсуждение подготовленных материалов [2].

Проведенное под руководством Н.Н. Малофеева и Н.Д.Шматко многоаспектное исследование позволило определить ряд обязательных условий интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. К ним относятся:

желание родителей и готовность семьи обучать ребенка с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками;

наличие возможности выбора модели интеграции, наиболее доступной и полезной для развития ребенка;

наличие возможности получения систематической квалифицированной специальной медико-психолого-педагогической помощи;

психологическая готовность ребенка с ограниченными возможностями здоровья к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;

готовность образовательного учреждения принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].

 С учетом данных положений, а так же с учетом современных фундаментальных исследований природы различных нарушений у детей, анализируя сложившуюся в России систему общего и специального образования, сотрудниками ИКП РАО были разработаны вариативные модели интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ предусматривает введение образовательных стандартов.

«Образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения» [Статья 11. Пункт 2].

Впервые в отечественной истории законодатель предусматривает введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ.

«В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования». [Статья 11. Пункт 6.]

В связи с тем, что в г. Полевской недостаточно образовательных учреждений, которые бы принимали детей с ограниченными возможностями здоровья (детские сады и школы), в рамках нашего исследования мы попытались определить наиболее значимые трудности, возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. К таковым относят детей с ранним детским аутизмом, умственной отсталостью, рожденных с синдромом Дауна, ДЦП и все эти диагнозы сопровождаются симптомами отставания в развитии, задержкой психики и речи. Но в остальном, они такие же дети, им хочется дружить, играть, участвовать в праздниках вместе с другими детьми, учиться в одном классе и посещать детские сады вместе с детьми без проблем со здоровьем. Но семья детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно встречают неприятие везде. Начиная с детских площадок на улице и заканчивая поликлиникой. Дети с ограниченными возможностями здоровья не умеют лукавить, выражать свои чувства, свободно общаться со сверстниками и даже подражать каким либо действиям. Многие из них превосходят своих сверстников в интеллектуальном развитии, но в эмоционально-волевом, бытовом и речевом 179 - они порой очень сильно отстают. Такие дети могут стать полноценными членами общества, если дать им такую возможность и немного помочь. Некоторые родители не оформляют инвалидность из-за боязни за будущее своих детей, неприятия общества и невозможности получать полноценное образование не в коррекционных учреждениях, а в школах и детских садах общего вида, которые находятся в условиях постоянной полной интеграции.

По определению Н.Н.Малофеева, данная модель интеграции сохраняет необходимость оказания индивидуальной коррекционной помощи. Сопоставимый с нормально развивающимися детьми уровень психического и речевого развития возможен при условии раннего выявления нарушения и проведении систематической коррекционной работы.

Полная интеграция не предусматривает регламентирования времени пребывания ребенка в детском саду и школе, дети посещают все учебные занятия, выполняют все учебные задания, без учета какого-либо дефекта. Процесс интегрированного обучения осуществляется педагогами общего образования.

Постоянная полная интеграция предполагает, что специальная педагогическая помощь может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Возникшие в последние годы вследствие экономического кризиса негативные тенденции, проявляющиеся в частности в сокращении специалистов коррекционного направления (учителей-логопедов, учителейдефектологов, психологов) в ряде массовых образовательных учреждений, увеличение количества детей в логопедических группах ДОУ, в группах для детей с задержкой психического развития, в группах для детей с РДА, в коррекционных классах приводит к тому, что значительная часть детей с ограниченными возможностями здоровья остаются вне зоны коррекционной поддержки.

Некоторые дети с ограниченными возможностями здоровья не усваивают программы образовательных учреждений, так как при предъявлении заданий педагогами не учитываются особенности протекания процессов восприятия, памяти, произвольного внимания, специфика артикуляторной моторики во время речевого акта.

Интеграция полезна и необходима всем детям с ОВЗ, но неприятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья возникает и со стороны сверстников. Из бесед с ребенком, родителями выявляются факты насмешек, передразнивания, иногда возникают драки между детьми. Таким образом, ребенок находится в ситуации постоянного стресса, что усиливает проявление различных патологий.

Эффективная интеграция детей с нарушениями речевого развития возможна при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов образовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами дефектологическими, психологическими знаниями и логопедическими технологиями. Знание и понимание педагогами образовательных учреждений специфики формирования высших психических функций, овладения учебной компетентностью детьми с ограниченными возможностями здоровья является условием успешной интеграции их в среду здоровых сверстников. В рамках решения профессиональной компетенции педагога на педагогическом факультете УРГПУ успешно ведется обучение по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». В образовательных учреждениях должны быть учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, психологи, владеющие специальными технологиями оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения.

Не менее значимым развитие интегративных процессов является и для нормально развивающихся детей, так как эта форма обучения целенаправленно готовит их к принятию человека с особыми образовательными и социальными потребностями. Формирует толерантное отношение, закладывает уважение к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. //Дефектология, - М., 2008.-№1.-С. 71 – 78. Институт коррекционной педагогики РФ URL://ob-institute/novostiinstituta/specialnyj-fgos-dlja-detej-s (дата обращения: 20.04.2016).

2. Сайт учителя коррекционной школы URL://bna.ucoz.ru/news/fgos_dlja_detej_s_ovz (дата обращения: 20.04.16).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...

Статья "Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"

     В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями....

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества.

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества....