Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича как средство развития детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Консультативный материал по взаимодействию с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultativnyy_material_po_rabote_s_semey.docx608.58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»  В.В. Воскобовича как средство развития детей раннего возраста

(Консультативный материал по взаимодействию с семьями воспитанников)

 E:\Вернисаж педидей\ФОТО ранний возраст\20201016_094923.jpg

D:\Рабочий стол\региональный семинар В.Воскобовича\85E38F77-E447-4BCF-B5C4-5CAD27CEB204.png

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС»

  «Без игры нети не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский.

Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребѐнка с предметным миром. Всѐ что окружает малыша –предметы ближнего окружения, игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он исследует новые предметы, изучает, узнаѐт, экспериментирует с ними.

Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к изучению, узнаванию предмета, поддерживать его любознательность. Однако, недостаточно просто предложить детям эти игры, познакомить с технологией, необходимо увлечь играми, научить работать с ними так, чтобы затем малышу самому захотелось придумывать образы и создавать их. Ребѐнок быстро забывает всѐ то, что для него эмоционально нейтрально и не имеет большого значения. Об этом ѐмко высказалась М.И. Чистякова: «Существуют определѐнные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи».

Одним из средств интеллектуально-творческого и сенсорного развития ребенка является игровая технология В.В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», и его уникальная развивающая предметнопространственная среда «Фиолетовый лес». Автор методики считает фиолетовый цвет благотворно влияющим на детское мышление и нервную систему, повышающим творческий потенциал. Кроме того, это таинственный цвет, идеально подходящий для волшебного леса. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или на вертикальной стене – коврографе.

Фиолетовый Лес представляет сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Ребенок слушает сказку или историю, становится действующим лицом события, проживает таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем препятствия, добивается успехов.

 В процессе работы с данной предметно-развивающей средой можно познакомить детей:

- с животным миром, с птицами и насекомыми, которые прячутся в разных местах, и необыкновенно интересно их находить;

- с деревьями, которые можно украсить разноцветными листочками разного размера, тем самым развивая у детей умения группировать предметы по цвету и размеру, а можно листочки использовать как предмет-заместитель (например, капельки, корзинки или подарки);

 - с цветами, которые можно посадить на полянке, также цветы можно выполнить изверевочек и лепестков (эталонов цвета).

Лепестки можно использовать как воздушные шарики, зонтики, сумочки в зависимости от игровой ситуации. «Фиолетовый лес» – это методическая, развивающая среда, позволяющая перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, на основе сказочного сюжета, максимально комфортна, разнообразна в использовании. Такие занятия вызывают у детей радость и счастье. Ребенок активно вступает в диалог, старается анализировать явления внешней среды, формирует индивидуальную модель вербального поведения. Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делают обучение опосредованным, придают игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализуют игровую мотивацию.

В итоге ребенок раннего возраста эффективно развивается в соответствии с принципом «Не навреди». Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

У малышей развивается способность к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации. Дети быстрее запоминают основные цвета, учатся группировать по цвету.

В игре «Помоги ежикам собрать листочки» у детей закрепляются умения выделять признаки – «большой» и «маленький» и развивается умение группировать предметы по размеру. В игре «Помоги утеплить норки» у детей закрепляются умения выделять размер – «большой» - «маленький» и развиваются умения группировать предметы по размеру. С помощью игры «Украсим деревья листочками» – закрепляется представления об основных цветах (красный, зеленый, синий, желтый). «Фиолетовый лес» удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОО.

С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений и досугов, свободная деятельность детей. Большую помощь оказывает развивающая среда В. В. Воскобовича в индивидуальной работе с детьми. И это очень важно, ведь некоторые дети не раскрываются в коллективной работе, не могут проявить свои способности, а в ходе индивидуальной работы малыш меньше стесняется, чувствует, что именно к нему воспитатель проявляет внимание, у ребѐнка формируется чувство уверенности.

Образовательное содержание методики «Сказки Фиолетового леса» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные, поэтому если работа не ведется планомерно с младшего возраста, приходится возвращаться, немного назад и осваивать предшествующее содержание.

В основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком, атмосфера сотрудничества. Такой доброжелательный настрой повышает эффективность интеллектуально-творческого развития дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макушкина, С. В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / С. В. Макушкина; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург : ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. – 224 с.

2. Чистякова, М. И. Психоимнастика / М.И. Чистякова; под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение; Владос, 1995.

3. Харько, Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст) / Т. Г. Харько. – СанктПетербург : ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста"

Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...

Презентация: "Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста".

Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...

Развивающие игры В.В.Воскобовича как средство развития детей раннего дошкольного возраста

В данной статьи описываються игры В.В.Воскобовича, играя в которые у детей раннего возраста формируються сенсорные и позновательные представления обокружающем мире....

План семейного клуба для родителей по направлению "Игры В. Воскобовича для интеллектуального развития детей раннего возраста"

Существует большое количество способов развития интеллекта у ребенка раннего возраста. Самыми действенными будут те, которые связаны с предметами и деталями. Одним из эффективных средств интеллектуаль...

Развивающая игра как средство развития детей раннего возраста по ФГОС.

Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста по ФГОС. Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фу...

Игры Воскобовича, как средство развития детей дошкольного возраста

Материал по развитию детей с помощью игр Воскобовича...