Развивающая игра как средство развития детей раннего возраста по ФГОС.
презентация к уроку (младшая группа)

Наталья Александровна Кузнецова-Смирнова

Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста по ФГОС.

 

Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущего полноценного развития личности.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»-слова советского педагога В.Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве развитие происходит через предметную деятельность ,в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами , ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

- зрительные;

-слуховые;

-тактильные;

-обонятельные;

-вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика-это восприятие окружающего мира разными органами чувств.

В первый год своей жизни ребенок благодаря близким взрослым получает огромный сенсорный опыт. Чем разнообразнее будут ощущения малыша, тем больше возможностей для познавательного развития появится у ребенка в будущем.

Значительную роль в сенсорном воспитании детей мы отводим развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Игра должна быть занимательной. Малышу интересно производить какие-то действия с игрушкой, она должна быть динамичной, разбираться на отдельные части, складываться в определенном порядке, на что-то надеваться, куда-то вставляться. Иначе  быстро надоест. В игре так же должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Главным педагогическим условием для создания организации развивающей игры является играющий педагог(эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности.

Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур-не только увлекательное занятие, но и отличный способ сенсорного развития ребенка. Необходимо помогать малышу собирать фигуры, не ограничевая его самостоятельности.

Поиск на картинке различных заданных предметов формирует представления о геометрических фигурах и тренирует внимательность и память.

Игровая форма способствует привлечению внимания детей и сохранению интереса  к занятиям на протяжении длительного времени.

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Цвет». 1. «Накормим птичек». Материал: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на 26 усмотрение педагога), птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий. Ход игры: педагог демонстрирует птичек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает детям покормить их, но обязательно «кормом» того цвета, какого сама птичка. Дети заполняют емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.

2. «Спрячь мышку». Материал: домики, вырезанные из картона, с прорезями для окон и изображением мышек, цветные вкладыши-окна: красные, желтые, зеленые, синие. Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики с изображением мышек в окошках и просит спрятать мышек, то есть закрыть окошки вкладышами соответствующих цветов.

 3. «Бабочки». Материал: вырезанные либо наклеенные на картон половинки бабочек различных цветов, вторые половинки бабочек (по количеству детей). Ход игры: педагог показывает детям половинки бабочек и говорит, что бабочки летали и потеряли свои крылышки. «Как же мы можем им помочь? Давайте найдем среди этих крылышек (показывает вторые половинки) подходящие для каждой бабочки». Дети находят для каждой бабочки крылышки соответствующих цветов и прикладывают их либо приклеивают.

4. «Дорожка» Материал: разноцветные камушки (красные, желтые, зеленые, синие), пластилиновые основы по количеству детей с изображением домика. Ход игры: педагог предлагает вниманию детей пластилиновые основы и предлагает детям придумать, кто же живет в домике. Затем говорит: «Но посмотрите, ребята, к вашим домикам нет дорожек, как же мышке (зайке, собачке) до него добраться? Давайте мы вами сейчас построим дорожки к домикам, чтобы их жители смогли по ним пройти». Дети выкладывают камушки на основу, чередуя их по цветам.

Важными сенсорными эталонами являются геометрические фигуры. Ведь все предметы, объекты окружающего мира имеют форму, которая так или иначе рассматривается в сравнении с эталоном. При ознакомлении с геометрической формой, важным становится не только компонент зрительного восприятия, но и компонент тактильных ощущений, тактильного восприятия. Для ознакомления детей с геометрическими фигурами, вырезаем из картона плоскостные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Чтобы фигуры стали интересными для детского восприятия. Оживляем их (рисуем глазки, носик, ротик). Знакомим с геометрическими фигурами постепенно. Начинаем с круга. Спросите, знает ли ребенок, как зовут этого человечка, на что он похож? Предложите погладить круг, обратите внимание, что он гладкий, нет острых уголков, что он может кататься. Круг хочет погостить у вас. Разместите круг на уровне глаз ребенка. Поищите в предметах ближайшего окружения предметы, похожие на круг (тарелка, колесо от машинки и др.). Так же гостями комнаты становятся и другие фигуры- человечки.

 На прогулке, в помещении обращайте внимание ребенка на форму объектов окружающей действительности. Научить классифицировать предметы по форме поможет игра. Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т.п.), наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т.д. На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники, овалы, прямоугольники по своим «домикам». Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите по «домикам» раскладывать картинки с изображением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т.д. Таким образом, вы будете способствовать не только развитию восприятия, но и развитию у него наглядно образного мышления.

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Форма». 1. «Дополни картинку». Материал: картинки с изображением различных предметов на усмотрение педагога (машина, игрушки, посуда и другое), вкладыши различной формы, вырезанные из бумаги (круг, квадрат, треугольник). Ход игры: педагог демонстрирует детям картинки и просит подобрать детали соответствующей формы для наложения там, где это необходимо (колеса для машины и так далее).

 2. «Пуговицы на платье». Материал: пуговицы различной формы (квадрат, круг, треугольник), куклы. Ход игры: детям демонстрируются куклы с пришитыми на платья пуговицами определенной формы. Педагог говорит: «Ребята, помогите куклам! У них оторвались пуговки с платьев и все перемешались. Посмотрите внимательно и выберите для каждой куколки нужные пуговицы». Дети сортируют пуговицы по форме.

3. «Что лишнее?» Материал: предметы различной формы (по несколько штук каждой). Предметы можно заменить картинками. Ход игры: вниманию детей предлагается ряд предметов (картинок), одинаковых по форме (например: мяч, диск, пуговица, колесо) и один предмет другой формы. Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, проговаривает их названия, назначение и, главное, форму. Затем просит детей внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний и почему. Дети, возможно с помощью педагога, выбирают предмет, форма которого отличается от формы других предметов.

4. «Найди такой же». Материал: картинки с изображением геометрических форм: круга, квадрата, треугольника. Ход игры: педагог показывает детям картинку с изображением какой-либо геометрической формы и просит найти в помещении предмет такой же формы. Например, педагог показывает круг. Дети находят в группе мяч, тарелку, барабан, муляжи овощей и другое.

В раннем возрасте ребенку свойственно определять величину объектов окружающего мира понятиями «большой» и «маленький». Важно познакомить ребенка и с другими понятиями «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий», научить ребенка употреблять эти слова- понятия по назначению. А так как в раннем возрасте мышление ребенка наглядно-действенное, будем знакомить ребенка с вышеперечисленными понятиями через действия с предметами. Подскажите, покажите ребенку как правильно сравнить данные ему предметы, используйте приемы приложения и наложения одного предмета на другой. Важно самим взрослым правильно употреблять понятие величины: ленточки длинная и короткая (а не большая и маленькая), папа большой, а сын маленький.

В раннем возрасте авторитет взрослого очень весом. Ребенок – ваше зеркало. Он подражает вам во всем, «ловит» ваши слова «на лету». Говорите правильно и ребенок тоже будет говорить правильно. Не забывайте в быту, на прогулке, в гостях, дома закреплять понятия величины: «Посмотри, Ваня, какой высокий дом, а вот низкий».

 Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Величина». 1. «Уложим куклу спать». Материал: две куклы (большая и маленькая), две кроватки (большая и маленькая). Ход игры: в гости к ребятам приходят две куклы - большая и маленькая. Дети дают куклам имена, играют с ними. Затем педагог говорит, что куклы устали и хотят спать. Дети должны уложить кукол спать на кровати, но нужно внимательно посмотреть, какой кукле какая кровать подойдет. Педагог добивается от детей словесного обозначения величин (большой кукле - большая кровать, маленькой - маленькая). Данная игра научит деток соотносить предметы по величине, учитывая ее в практических действиях.

2. «Спрячем шарики в ладошках». Материал: массажные шарики (большие и маленькие). Ход игры: педагог предлагает детям разнос с массажными шариками разной величины. Берет маленький шарик и просит детей взять в руки такие же, а затем спрятать их в ладошках. Далее берется большой шарик, и педагог просит спрятать его в ладошках. Дети убеждаются, что большой шарик спрятать невозможно. Все действия проговариваются педагогом и детьми с обязательным словесным обозначением величин.

3. «Бусы». Материал: набор деревянных бусин по количеству детей (большие и маленькие поровну), нити либо шнуры для нанизывания. Ход игры: в гости к детям приходит кукла Маша и приносит с собой корзиночку, в которой лежат бусины. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, у куклы Маши были очень красивые бусы, но они порвались и все бусины перемешались. Давайте поможем Машеньке и соберем бусы». Педагог показывает детям образец чередования маленьких и больших бусин.

 4. «Домик для зайчика». Материал: домики разной величины (большие и маленькие) и цветов с изображением зайчиков, выглядывающих из двери; «двери» соответствующих величин и цветов. Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики для зайчат и предлагает им подобрать двери к каждому домику, подходящие не только по величине, но и по цвету.

 Обычно к трем годам дети уже обладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений, однако они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру. Малыши, как правило, не отдают себе отчет в том, что именно они слышат, т.е. воспринимают на слух. Это происходит потому, что окружающие звуки чаще всего воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими, более важными для них впечатлениями. Звуки порою не замечаются детьми, слабо выделяются ими. Последовательность игр определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Вначале дети отгадывают источник звука – голос своего ровесника или озвученную игрушку. В дальнейшем дети под руководством воспитателя улавливают особенности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступных им средств – движением, звукоподражанием или словом. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки.

 Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия. Во-первых, нужно обязательно отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок. Тишина в группе нужна и для того, чтобы все участники игры могли сосредоточиться на звуке и оценить ответы друг друга. Во-вторых, нужно сделать так, чтобы ребенок, отгадывающий звуковую загадку, не мог видеть источника звука. Для этого можно отгородить источник звука ширмой или посадить ребенка спиной к звучащему предмету. Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Звук». 1. «Узнай по звуку» Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи. Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.) Описание игры. Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д. Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2.«Часовой» Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве. Оборудование: повязка на глаза. Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. «Найденный», выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Для ознакомления детей младшего возраста с такими характеристиками предметов, как цвет, форма и величина, я эффективно использую различные виды деятельности (экспериментирование, конструирование, изобразительную деятельность, игры с сенсорным материалом (шнуровки, прищепки, застежки, мозаика и другое), игры с песком и прочим природным материалом (листьями, шишками, цветами, глиной), но наибольшее внимание уделяется мной дидактическим играм, организованным взрослым, так как они предоставляют широкие возможности для реализации всего круга задач данного направления.

 Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Дидактическую игру нужно использовать не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Основными методами деятельности педагога с детьми являются: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности. Когда детям предлагаются игры, они достаточно живо и с интересом принимают участие. Для поддержания интереса вводится соревновательный момент

 

1.»Прищепки».

Прищепки – доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучить цвета и формировать математические представления.

 

2.Головоломка. Пазл.Конструктор.Кубик.

Развивающие пазлы-головоломки разного уровня сложности стимулируют развитие мышлнения , логики, пространственного воображения, цветового восприятия, памяти, координации мелкой моторики.

3.»Липучи».

Эти  интересные рзвивающие игры увлекают малыша надолго. Сделаны они качественного пластика,при игре их невозможно испортить. Здесь тренируются и развиваются такие навыки, как: логическое мышление, зрительная память, речевое общение,мелкая моторика рук.

Игра продается в пластиковой коробке с удобными ручками. Все очень хорошо продумано для хранения игры.

 

Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».

По методике игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с взрослым. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы.

Каждая игра, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.

«Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра.

На сегодняшний день игра доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности.

Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений; для того, чтобы приобрести умения и навыки; для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей; для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.


 

Играйте в игры!

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста"

Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...

Презентация: "Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста".

Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...

Игра как средство развития детей раннего возраста

Значение дидактической игры в воспитании детей...

Консультация для родителей "Игра как средство развития детей раннего возраста"

В раннем детстве основным развивающим и обучающим фактором для детей является игра. Какие виды игр для детей младшего дошкольного возраста существуют, и как их можно применять на практике, расскажет с...

Пальчиковые игры эффективное средство развития детей раннего возраста

Игры пальчиковые развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творчество способности  фантазии....