Игры Воскобовича, как средство развития детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Ильина Юлия Александровна

Материал по развитию детей с помощью игр Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.31 КБ
Файл seminar_wecompress.com_.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.

В нашем детском саду для всестороннего и творческого развития детей педагогами используется популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальной технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которую я использую в своей педагогической деятельности.

«Сказочные лабиринты игры» - игровая технология, а так как игра – это ведущий вид деятельности детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде то на ее основе можно строить образовательный процесс на протяжении всего дошкольного детства.

Развивающие игры Воскобовича основаны на трех принципах:

  • Познание
  • Интерес
  • Творчество

Целью технологии является интеллектуально-творческое развитие детей в игре. Особенностями ее являются вариативность, сказочность, многофункциональность, взаимосвязь игр.

Игры В. Воскобовича – необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.

Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием. Игру всегда сопровождает сказка, это не просто квадраты, а «нетающие льдинки», не прямые, а «волшебные веревочки», «чудо- цветики», «лепестки» и т.д. Каждая игра познавательна: дает новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь, сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение анализировать, сравнивать. Игры – сказки подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность: игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, заинтересовывает. Ребенок образно попадает в ситуации, последовательно анализирует свои действия, осознает цели и находит варианты решения.

Знакомство с развивающими играми В.Воскобовича мы начали в средней группе. Согласно тематическому планированию мы поэтапно знакомили наших детей с новыми играми. В группу приходил сказочный персонаж, создавал проблемную ситуацию, дети предлагали свою помощь, выполняли задания, и любимый герой приглашал детей в Фиолетовый лес. Игры и игровые пособия концентрировались в одном месте – «интеллектуально- игровом центре», доступном для детей. На протяжении всего учебного года дети могли сами организовать свою игру, придумать сказку, обыграть ее, используя сказочных персонажей и игровые пособия.

Детская деятельность в игровых ситуациях является результативной. Ребёнок всегда получает результат от действий с различными предметами (крупными и мелкими, твёрдыми и мягкими, жёсткими и гибкими) – собранную фигуру, построенную башню, сложенный конверт. Это способствует развитию речемыслительных функций и мелкой моторики пальцев и рук. Совместную игровую деятельность можно организовать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций, в вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение для детей и взрослых. Самостоятельная игровая деятельность детей очень важна для их развития. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуются ручная умелость и интеллект, и самое главное – появляется неограниченная возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность. Организация самостоятельных игр проявляется в том, что взрослый создаёт среду, обеспечивает доступность игр и пособий и возможность играть с понравившимися. Если во время игровых ситуаций дети проявляют интерес к игре и прощаться с ней не желают, то совместная деятельность детей и взрослых плавно перетекает в самостоятельную. Игры помогут детям вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, успешными людьми.

Особенно большой интерес дети проявили к коврографу «Ларчик». Коврограф «Ларчик» - прекрасное обучающее пособие. Сказочные персонажи « Лопушок», « Гусеница Фифа», « Гномы, «Шуты – акробаты», «Зверята – цифрята», помогали детям развивать внимание, память, мышление, воображение, знакомили с цифрами, с составом числа, на коврографе дети учились решать задачи, определять структуру, находить решение, ответ, составлять равенство и неравенство, решать арифметические примеры, проводить графические диктанты, закрепляли геометрические фигуры и понятия, выполняли сложные глазомерные действия. Ориентироваться в пространстве и на плоскости помогали животные «Лев»- левый верхний угол, «Лань»- левый нижний угол, «Пони» - правый нижний угол ,и птица «Павлин» - правый верхний угол.

«Разноцветные веревочки» - прекрасный материал для аппликаций. Дети выкладывали с помощью веревочек геометрические фигуры, буквы, цифры, линии, писали математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры: от точки- 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз...

Коврограф «Ларчик» я успешно использовала на занятиях по ФЭМП, по ознакомлению с окружающим миром, по рисованию, лепке.

При использовании игр «Лепестки», «Цветные карточки» дети закрепляли счет, придумывали задачи, развивали пространственное и смысловое отражение, сенсорное восприятие, запоминали последовательность. Например: Каким по счету синий цвет?  Какой цвет стоит вторым? Умение считать, определять порядковый номер.

«Зверята – цифрята» помогали закреплять количественный и порядковый счет, счет в порядке возрастания и убывания, способствовали развитию психических процессов и памяти . Например: Кого не хватает?.. Кто стоит между?.. Кто стоит первым?.. На какую цифру похож директор Цифроцирка – Магнолик? Магнолик хлопает в ладоши, кто появится на арене – покажите цифру, назовите героя. Игровых ситуаций много и все они интересные, занимательные.

«Прозрачный квадрат»- увлекательная, интересная игра и эффективное средство для развития ребенка. Мальчик Гео знакомит детей с «нетающими льдинками», которые помогают ему путешествовать.. Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, дети учатся считать, отсчитывать нужное количество, знакомятся с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких пластин помогает понять соотношение целого и части. Например: какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Из каких частей сложен квадрат? (равных или неравных). Придумай и сложи квадрат из двух, четырех равных частей. Задания с прозрачными квадратами учат детей классифицировать( подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма, основные свойства,) Например, - выложите точно такой же ряд, найди лишнюю фигуру, обьясни, что их обьединяет.

Игру «Прозрачный квадрат» мы использовали на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Дети сами проявляли инициативу, выдумывали собственные формы, составляли сказки , истории. На занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром» при изучении темы « Животные жарких стран» дети с увлечением складывали верблюда из прозрачных квадратов, по теме «Воздушный транспорт» - самолет, по теме « Домашние животные» собаку и лошадь по теме «Перелетные птицы» - лебедя. Сортировка прозрачных пластинок тренирует у детей память, развивает мышление, совершенствует память и воображение, де играли не с квадратами, треугольниками, трапецией, а с нетающимим льдинками озера Айс, превращая их в сказочных птиц, животных.

Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:

  • Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
  • Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
  • Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
  • Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

Эти игры мы используем как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в индивидуальной и самостоятельной. У детей появляется неограниченная возможность придумывать и творить. В игре ребенок укрепляет руку, совершенствует координацию, развивает мелкую моторику.

Работа по обучению развивающим играм Воскобовича будет наиболее эффективной, если одновременно знакомить родителей с новой игровой технологией. Поэтому для родителей я провела презентацию игр «Развивающие игры как средство всестороннего развития ребенка». Познакомили их не только с развивающей сутью технологии, но и дала практические советы, как в домашних условиях можно изготовить данные игры, для совместных игр родителей с детьми.

Таким образом, начав использовать технологию «Сказочные лабиринты игры», мы уже стали получать хорошие результаты:

  • Дети уже сами стараются придумать и сложить свои фигуры, дают им названия.
  • Ребята стали более усидчивы, внимательны, у них улучшилась моторика рук.
  • Дети не испытывают особенных сложностей с усвоением основных цветовых эталонов, величины, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, умением ориентироваться на плоскости ("над", "под", "между", "рядом").

Используя развивающие игры Воскобовича, я пришла к выводу, что познавательный интерес детей на занятиях по математике стал более глубоким, устойчивым и действенным. В процессе таких игр решаются задачи, которые способствуют формированию и развитию у дошкольников математических представлений. Дети проявляют внимание и заинтересованность к математическим занятиям и играм, наблюдается устойчивый интерес к выполнению заданий с математическим материалом, большинство детей выполняют задания самостоятельно, увеличилось количество детей, которые в самостоятельной деятельности выбирают игры математического характера.

Мой опыт показывает, что развивающие игры В. В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям и взрослым, они эффективно развивают психические процессы, происходит раннее творческое и интеллектуальное развитие детей. Игра- дело серьезное (хотя и веселое). Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры Воскобовича как средство развития детей дошкольного возраста

Слайд 2

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности». В.Сухомлинский

Слайд 4

Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка.

Слайд 5

«Сказочные лабиринты игры»

Слайд 6

Принципы: • Познание • Интерес • Творчество Цель: интеллектуально-творческое развитие детей в игре Особенности: вариативность, сказочность, многофункциональность, взаимосвязь игр.

Слайд 7

Задачи: - Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности. - Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества. - Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. - Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях. - Развитие мелкой моторики.

Слайд 9

Коврограф Ларчик

Слайд 10

Разноцветные веревочки

Слайд 11

Лепестки

Слайд 12

Зверята- цифрята

Слайд 13

Прозрачный квадрат

Слайд 14

Г еоконт

Слайд 15

Результат: Дети стали более усидчивы, внимательны Улучшилась моторика рук Не испытывают сложностей с усвоением цвета, формы величины, умением ориентироваться на плоскости В ысокий уровень игровой деятельности

Слайд 16

Вывод: Использование этих игр делает процесс обучения интересным занятием для ребенка, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам , а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития детей дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....

презентация "Игра, как приоритетное средство развитие детей дошкольного возраста"

игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта....

Игра, как приоритетное средство развития детей дошкольного возраста

Игра, как приоритетное средство развития детей дошкольного возраста...

"Развивающие игры и игры на липучках, как перспективное средство развития детей дошкольного возраста"

В статье расскрываются понятия об развивающих играх, играх на липучках их особенности и значение в развитии детей дошкольного возраста. Игры на липучках разной тематической направленности, используютс...

Мастер – класс на тему: «Напольные игры как эффективное средство развития детей дошкольного возраста»

Сегодня дошкольное образование осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность...