Мастер – класс на тему: «Напольные игры как эффективное средство развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Меджидова Вафа ВАГИФ кызы

Сегодня дошкольное образование осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_napolnye_igry.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Напольные игры как эффективное средство развития детей дошкольного возраста»

Подготовила: Меджидова Вафа Вагиф кызы

Актуальность. Сегодня дошкольное образование осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность

Проблема двигательной активности в наше время начинает набирать обороты, цифровизация способствует постепенному снижению движения человека до минимума, данная тенденция коснулась, к сожалению, и дошкольников. А ведь, движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым.

Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе.

Данные игры имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых. Они способны удовлетворить потребность ребёнка в движении, общении и игре.

Учитывая потребность в двигательной активности детей, я решила провести работу с дошкольниками по теме «Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста».

Используя напольные игры, я могу проводить занятия с детьми в подвижной форме, не усаживая их за стол. При применение напольных подвижных развивающих игр, можно интегрировать различные образовательные области и двигательную активность. Дети во время занятий имеют возможность свободно двигаться.

Целью моей работы стало: разработка и использование напольных игр для развития дошкольников с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка.

Были поставлены задачи:

Учить детей проявлять инициативу и самостоятельность при освоении напольных игр.

Формировать умение у детей осваивать новые условия для игр на полу.

Развивать познавательные способности, моторику рук и ног, укреплять мышечную систему организма.

Развивать опорно-двигательный аппарат; память, мышление, фантазию.

Воспитывать интерес к напольным играм; создать положительные эмоции у детей от совместной деятельности дошкольника и взрослого.

Работу по данному направлению я начала с анализа развивающей предметно – пространственной среды группы, литературных источников, интернет-сайтов, имеющихся методических пособий по теме опыта. В результате чего, стало понятно, что напольные игры-это многофункциональные игры совершенствующие и насыщающие игровое пространство. Такие игры за счёт своей мобильности, возможности развернуть и свернуть игровое поле в зависимости от интересов детей, позволяют задействовать всё пространство пола. Зонировать и быстро изменять развивающую предметно-пространственную среду в группе. Напольные игры позволяют объединить детей в подгруппы для игровой деятельности. Складываются взаимоотношения между детьми, в русле сотрудничества. Напольные игры потребуют для себя пространства, где команда или отдельные игроки смогут свободно передвигаться, совершать игровые действия с различным дополнительным оборудованием. Эта вариативность помогает детям самим конструировать различные игровые поля, по-разному объединять участников игры, разнообразить собственные игровые действия. Игры представляют собой баннерное полотно с изображением квадратов и карточки – схемы.

Сегодня традиционно в детских садах ОД проходит в большинстве своем в режиме статическом, за столами, на стульчиках, ковриках – в опыте своей работы я изменяю этот подход, провожу занятия в подвижной форме с использованием напольных игр, когда это возможно делать. И с уверенностью заявляю, что практически все образовательные области можно легко интегрировать с двигательной активностью, используя напольные игры. И на сегодняшний день провожу образовательную деятельность в подвижной форме, мне не нужно усаживать детей за столы.

3 причины для использования напольных игр в образовательной деятельности:

1. Двигательная активность – это фактор, который влияет на здоровье детей;

2. Движение, моторное развитие ребенка способствует его психическому развитию. Именно в движении развивается мозг ребенка;

3. Занятия с использованием напольных игр имеют совершенно другую эмоциональную окраску. Дети получают радость от движения, движения доставляют детям удовольствие. В движении дети быстрее и радостнее обучаются. Движение активизирует их мозг, задействует все органы и системы организма.

Мною разработаны напольные игры для детей дошкольного возраста и в процессе разработки я определила для себя шесть важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:

  1. Игра — для детей, а не для взрослых.
    Чтобы вызвать у детей интерес, не делать игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой.
  2. Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.
    Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление детей.
  3. «Квадраты» — универсальное игровое поле.
    Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»: прямоугольник, составленный из 9 - 12 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,5 на 1,5 метров, 1,5 на 2 метра, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу или использовать уже готовый материал, баннерное полотно.
  4. Игра — это движение.
    Продумать, что должен делать ребенок: убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно.
  5. Правила — основа порядка.
    Подумать и четко объяснить детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей.
  6. Все хорошо в меру.
    Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю.

С помощью баннерных полей играем с детьми в такие игры как «Угадай животного», «Собери предметы по цвету», «Не наступи на лопнувший шарик», «Числа-соседи», «Покажи и назови».

Рассмотрим каждую игру.

Игра «Угадай животного».

Цель. Учить детей работать с картами-схемами.

Закрепить представления о домашних, диких и животных разных климатических зон (жарких и холодных стран).

Закреплять знания, полученные на занятиях.

Развивать логическое мышление, двигательную активность.

Ход игры.

Игра проводится с детьми в парах. Каждый игрок выбирает самостоятельно помощника. На игровом поле расположены карточки лицевой стороной вниз. Игрок - помощник задаёт игроку поля направление, используя карточки (1, 2, 3 клеточки прямо или влево, вправо). Игрок находит заданную карточку и рассказывает игроку – помощнику, какого животного найди на картинке и принести игроку). Например, на карточке – схеме изображено: дом, крылья, зерно. Игрок объясняет помощнику, что это домашнее животное, имеет крылья, питается зерном. Помощник находит картинку и передаёт игроку. В процессе игры игрок и помощник могут поменяться местами.

Игра «Собери предметы по цвету».

Цель. Развивать творческое воображение; активную физическую нагрузку; уважение и внимание к действиям партнера; ориентировку в пространстве и ловкость.

Ход игры.

На игровом поле в каждом квадрате расположены цветные кубики: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, коричневый, чёрный. На столе лежат картинки в чёрно – белом изображении. Игрокам нужно найти картинки с цветными кубиками (что бывает только красного, белого, жёлтого, зелёного, синего, коричневого, чёрного цвета). Игроки работают в парах.

II вариант игры.

Картинки расположены в квадратах игрового поля. Игрок должен найти картинки одного цвета, прыгая на них, просто наступая, наступив, хлопнуть в ладоши 3 раза, присесть 1 раз.

Игра «Не наступи на лопнувший шарик».

Цель. Развивать коммуникативные навыки; уважение и внимание к действиям партнера; ориентировку в пространстве и ловкость.

Ход игры.

Задача игрока: пройти по полю и не наступить на лопнувший шарик. Игра в парах. Игроку завязывают глаза, а игрок – помощник его направляет. Так же можно изменить игру: прыгать только по шарам определенного цвета или только на одной ноге.

Игра «Числа – соседи».

Цель. Развивать логическое мышление и внимание;

развивает уважение и внимание к действиям участников; двигательную активность.

Ход игры.

Игра проводится в паре. Один игрок выполняет, другой показывает. На игровом поле расположены карточки с изображением цифр. Игрок - помощник показывает цифру и говорит, как нужно пройти по соседям – числам (на носочках, попрыгать на одной ноге, на двух).

Игра «Покажи и назови».

Цель. Умение преодолеть застенчивость;

развивать воображение, память и артистизм; активную физическую нагрузку.

Ход игры.

Игроки играют в парах. На игровом поле расположены картинки лицевой стороной вниз. Игрок берёт картинку и мимикой, движениями изображает предмет, изображённый на картинке, а игрок – помощник отгадывает (предмет умеет прыгать – мяч; умеет летать – птица или самолёт; умеет бегать – спортсмен; умеет раскачиваться – качели; умеет хлопать – ладошки; умеет расти – дерево, ребёнок; умеет плавать – рыба и т.д.).

В контексте заданной темы совместно с детьми была придумана игра «Крестики – нолики». На ватмане расчертили игровое поле с детьми. В качестве атрибутов игры использовали ватные палочки, кольца от пирамидки.

Также родителям была предложена консультация на тему «Напольные игры». В группу WhatsApp разместила видео о том, как с детьми играем в напольные игры. Родителей заинтересовали данные игры. Они вместе со своими детьми придумали напольные игры и поделились играми также в WhatsApp.

Таким образом, напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов на тему "Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал рассказывает о том, как влияют напольные игры на развитие дошкольников....

«Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста»

Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу дет...

Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования

Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...

Проведение мастер-класса «Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»

Проведение мастер-класса«Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»...

«Напольная игра как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста» ⠀⠀⠀⠀

Актуальность темы: Сегодня дошкольное образование, а вместе с ним и воспитатель осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность ...

Педагогическая находка "Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста"

Стремление к самосовершенствованию – путь к профессиональному мастерству воспитателя, и этот путь бесконечен. Педагогические находки воспитателя свидетельствуют о творческом подходе к процессу в...