Педагогическая находка "Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста"
методическая разработка

Зарипова Ася Пикаливна

Стремление к самосовершенствованию – путь к профессиональному мастерству воспитателя, и этот путь бесконечен. Педагогические находки воспитателя свидетельствуют о творческом подходе к процессу воспитания.

Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»

Не только интеллект ребенка, но и его чувства, его эмоции возбуждаются к жизни движением: ребенок не только мыслит, но и чувствует мускулами.

Е. А. Аркин

Образ жизни современных людей, включая детей, становится всё более малоподвижным. Учёные отмечают что уже трёхлетние дети двигаются в два раза меньше, чем это необходимо растущему организму. Их чаще возят на машинах, носят на руках, не дают проявлять активность в подвижных играх на улице и дома. Им проще включить мультфильм, дать телефон или планшет. Все это приводит к проблемам здоровья детей.

В образовательной деятельности в детском саду педагоги отдают предпочтение настольному дидактическому материалу, который снижает двигательную активность детей. Современные образовательные технологии, использование технических средств обучения не решают данной проблемы.

Так и возникла идея улучшения развивающей предметно-пространственной среды, как игрового пространства на основе многофункциональных напольных игр, которые позволяют удовлетворить потребности воспитанников в движении, познании и общении.

Перед собой поставила цель: создание условий для интеграции двигательной, коммуникативной и познавательной активности, через организацию и разучивание напольных игр в помещениях группы.

Что же такое напольная игра? Напольная игра – это разновидность игры, в которую играют на заданном игровом поле, размещенном на поверхности пола.

Напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, объединяя их в подгруппы для игровой деятельности, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам. За счёт своей мобильности, возможности развернуть и свернуть игровое поле в зависимости от интересов детей, они позволяют задействовать всё пространство пола, зонировать и быстро изменять развивающую предметно-пространственную среду в группе.

Изготовить напольные игры очень просто. Можно воспользоваться готовыми идеями, а можно додумать или придумать игру вместе с детьми.

В своей практике мы с ребятами используем такие виды игр, как:

  1. «Пройди по маршруту» - на ориентировку в пространстве
  2. «Помоги другу добраться до цели» - повышает уровень сплочённости детей, доверие, умение работать в команде сообща, развивает умение ориентироваться в пространстве
  3. «Речевая карусель» - развитие связной речи
  4. «Повтори за мной» - тренирует память, внимание, закрепляет физические навыки
  5. «Путешествие по цифрам» - закрепление цифр, порядкового счета, развивает логическое мышление, внимание.
  6. «Запомни, а потом заполни квадраты» - развивает зрительную память
  7. «Разноцветные следы» - развивает координацию движений, точность движений, ловкость
  8. «Лишний в ряду» - закрепление обобщающих понятий
  9. «Ловкие акробаты» - развивает координацию движений, внимание.
  10. «Лабиринт» - развивается логическое мышление, внимание, пространственное восприятие.
  11. «Фасовщики» - способствует закреплению названий геометрических фигур, букв и цифр и др. в зависимости от наполняемости дидактическим материалом (картинки с изображениями), которые можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием.

Делюсь опытом работы на педсоветах, мастер-классах. Коллеги уже переняли опыт, и используют его в работе.

А в летний период на прогулочных участках нарисовали развивающие дорожки.

Родители также поддержали и заинтересовались нашей идеей. Многие рассказали своим детям об играх, в которые играли сами в детстве. А в некоторых семьях стали использовать элементы напольных игр. Родители привлекаются к совместным досуговым мероприятиям и принимают активное участие в изготовлении атрибутов для игр.

Таким образом, напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам.

Дети научились выделять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартность мышления при выборе вариантов выполнения задания, проявлять инициативу при создании новых игр в самостоятельной деятельности и решении занимательных заданий.

В заключении хотелось бы сказать, что самый лучший отзыв о напольных играх я слышу от своих воспитанников, которые говорят: «У нас сегодня не было занятий, мы просто играли». На мой взгляд, это самые главные ощущения, которые ребенок должен выносить от занятий в детском саду. Не было занятий – мы просто играли. Не нужно превращать детский сад в маленькую школу, усаживая детей за стол. У нас с вами есть возможность проводить занятия в подвижной форме.

Уважаемые коллеги, я вам желаю каждый день получать удовольствие от вашей работы, а детям получать радость от обучения в движении.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная культура, как средство развития ребенка дошкольного возраста

Одной из важных задач всестороннего развития личности является воспитание музыкальной культуры....

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша....

Камешки «Марблс», как современное средство развития ребенка дошкольного возраста

Стеклянный шарик Марблс –далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название «марблс» (то есть мрамор...

Консультация для родителей на тему: "Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста".

Познакомить родителей с ролью игры как средством развития дошкольников....

Проведение мастер-класса «Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»

Проведение мастер-класса«Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»...

«Напольная игра как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста» ⠀⠀⠀⠀

Актуальность темы: Сегодня дошкольное образование, а вместе с ним и воспитатель осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность ...