ТРИЗ - МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья (подготовительная группа)

Уханова Вероника Александровна

Главное отличие и эффективность этой педагогической технологии от других – это то, что она учит детей самостоятельно находить ответы на вопросы, не боятся проблем, решать поставленные задачи, анализировать. Технология ТРИЗ – это система знаний, которая формирует особый, системный, не шаблонный вид мышления. Она развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ - МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Современная школа требует от детей не столько, каких-либо специальных знаний и умений, сколько способность их применять. Согласно ФГОС, одна из важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях – это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Это становится возможным при условии систематического целенаправленного формирования творческих способностей, креативного мышления, развитии нестандартного видения мира. И для этого, как нельзя лучше, подходит технология ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Она зародилась в нашей стране в 1946 году благодаря Генриху Сауловичу Альтшуллеру - выдающемуся российскому учёному, изобретателю и писателю – фантасту. В 1987 году технология ТРИЗ пришла в детские сады. Но, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет, она и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.

Дошкольник, в силу своих  возрастных особенностей, является искателем и изобретателем, так как его ум еще не ограничен «жизненным опытом» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Дети открыты для познания окружающего мира, что позволяет им выдумывать новое, быть непосредственными, замечать то, на что мы –взрослые не обращаем внимания.

Главное отличие и эффективность этой педагогической технологии от других – это то, что она учит детей самостоятельно находить ответы на вопросы, не боятся проблем, решать поставленные задачи, анализировать. Технология ТРИЗ – это система знаний, которая формирует особый, системный, не шаблонный вид мышления. Она развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход.

Основной целью использования ТРИЗ технологии в детском саду является тренировка детского воображения, которая не только значительно повышает интеллект, логическое мышление и концентрацию внимания, но и крайне важна для успешного решения различного рода жизненных ситуаций. ТРИЗ – это универсальный инструмент, который можно использовать практически во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, речевой, в художественном творчестве, в режимных моментах. Он может применяться как в свободной деятельности, так и на занятиях.

Один из главных критериев этого инструмента – это минимум информации, максимум рассуждений, никаких шаблонов и правил. Например,  чтобы раскрыть потенциал ребенка в рисовании, наша задача учить "не как надо", а дать сформировать свои собственные способы творчества, отношения к рисунку и позитивного ощущения успеха в творчестве, воспитывая в нем великого художника! Педагог выступает в роли наставника, который помогает направить течение мысли своих воспитанников в нужное русло. Взрослый не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить наводящими вопросами, помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

В этой технологии существует множество методов, которые уже хорошо зарекомендовали себя в работе с дошкольниками. В своей работе я применяю ТРИЗ в различных образовательных областях. Чаще всего мной используются следующие методы:

  • Метод мозгового штурма. Перед детьми ставится какая-то задача. Дети стараются найти различные способы ее решения, высказав как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых необычных. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых вариантов; показывает, что любую проблему можно решить;
  • Метод «Системный оператор» с применением «Волшебного экрана». Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу. Он помогает рассмотреть мир в системе;
  • Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод развивает понимание сути природных явлений, состава и свойства веществ (твердое – жидкое –газообразное);
  • Методы создания речевых творческих продуктов (сказки, загадки, творческие сочинения по картине);
  • Метод морфологического анализа с применением «Волшебной дорожки» или «Кругов Луллия».  Этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта;
  • Метод фокальных объектов (МФО). Суть метода заключается в том, что нам надо усовершенствовать выбранный объект, т. е. перенести свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением;
  • Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот;
  • Метод противоречий. Использование этого метода позволяет детям учиться находить выход из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Так же, в своей работе с детьми я использую различные дидактические игры, например: «Новая сказка», «Да-нет-ка», «Перевертыши», «Черно-белое», «Волшебные картинки», «Изобретатель», «Почему так произошло?», «Цепочки ассоциации», «Четвертый лишний», «Фантастическое вычитание», «Называлки», «На что похоже?», «Коллекция загадок», «Рисуем наоборот», «Назови части», «Дразнилка», «Дорисуй, что я задумал» и др.

Конечно же, развитие творческого мышления не ограничивается стенами дошкольного учреждения. Для более эффективного результата я подключаю родителей воспитанников: систематически провожу собрания и индивидуальные консультации, где родители получают практические советы и рекомендации по закреплению полученных в детском саду навыков.

В результате моей работы, дети стали свободнее общаться со взрослыми и между собой, заметно расширился их словарный запас, развилась фантазия и логическое мышление детей, обогатился кругозор. Можно с уверенностью отметить, что возможности ТРИЗ неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности. К концу дошкольного возраста дети становятся активны и самостоятельны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкальных инструментов в работе с дошкольниками

Использование музыкальных инструментов в работе с дошкольниками - методические разработки...

Выступление на педсовете: "Использование детских музыкальных инструментов в работе с дошкольниками".

Педагогам даны рекомендации, в каком возрасте целесообразно использовать те, или иные музыкальные инструменты....

Использование русских народных инструментов в работе с дошкольниками

Цель – повысить педагогическую  компетентность воспитателей об истории и        составе русского народного оркестра.  Задачи: - вооружить воспитателе...

Педагогический опыт «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»

Данный опыт работы может помочь молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут бы...

Использование метода ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками от 3-7 лет»

презентация опыта работы по использованию метода "системный оператор"...