Использование русских народных инструментов в работе с дошкольниками
статья на тему

Костюкова Наталия Сергеевна

Цель – повысить педагогическую  компетентность воспитателей об истории и        составе русского народного оркестра.

  Задачи: - вооружить воспитателей теоретическими навыками игры на русских  народных инструментах.                                                                  

                  - закрепить возрастные особенности развития игры на музыкальных   инструментах.

                  - познакомить воспитателей с русскими народными инструментами и их звучанием.

                - рекомендации по оснащению музыкального уголка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

«Использование русских народных инструментов

в работе с дошкольниками».

Статья для воспитателей.

 

Автор:

 Музыкальный руководитель

   Костюкова Наталия Сергеевна

 

Санкт-Петербург

 2017

 

Цель – повысить педагогическую  компетентность воспитателей об истории и        составе русского народного оркестра.

  Задачи: - вооружить воспитателей теоретическими навыками игры на русских  народных инструментах.                                                                  

                  - закрепить возрастные особенности развития игры на музыкальных   инструментах.

                  - познакомить воспитателей с русскими народными инструментами и их звучанием.

                  - рекомендации по оснащению музыкального уголка.

Содержание:

  1. Русские народные инструменты и их роль в развитии личности ребёнка.
  2. История русского народного  оркестра.
  3. Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием.
  4. Обучение игре на музыкальных инструментах.

1.  «Русские народные инструменты и их роль в развитии      личности ребёнка».

        Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющийся лучшей формой приобщения их к современному коллективному музицированию.  Её назначение – способствовать проявлению  и развитию музыкальных способностей ребёнка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального  ритма и усвоение приёмов игры, эмоциональное отношение к музицированию, приобщение к русскому народному творчеству.

       В этом виде деятельности  развиваются не только сенсорные музыкальные способности  - чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное мышление, поскольку участие в исполнении музыки – это одновременно и форма её анализа.

     В совместном музицировании реализуется и коммуникативная природа музыки, потребность в музыкальном общении. Оркестр позволяет активно включать детей в музыкальную деятельность. У ребёнка создаётся впечатление, что он участвует в создании прекрасной музыки.

     Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них  таких важнейших психических качеств, как произвольность деятельности, внимание. самостоятельность, инициативность.

     Включение игры на музыкальных инструментах в музыкальное занятие и в самостоятельную музыкально-художественную деятельность в детском саду связано с решением следующих педагогических задач:

- стимулирование исполнительской деятельности  детей в образовательной деятельности, вне её, в самостоятельной деятельности, в свободное время, в часы отдыха, а также во время праздников, развлечений и в семье;

- формирование у них художественного вкуса, интереса к игре на музыкальных инструментах;

- воспитание интереса к игре в оркестре; Умение различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; приобщение к русскому народному творчеству и фольклору;

- активизация развития музыкальных способностей (ладового чувства, чувства ритма, музыкальной формы, тембрового, гармонического, мелодического слуха);

- формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

      В решении этих задач большое значение принадлежит репертуару, методам работы с детьми. Главная особенность музыкального материала  проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда представлений, умений, навыков, чувств.  Музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения детьми и педагогом и способствовать формированию творческих действий детей. Игра на детских музыкальных инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития  ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса.

       В методике обучения детей дошкольного возраста игре   на музыкальных инструментах можно выделить три этапа:

-  накопление слушательского опыта, знакомство с детскими музыкальными инструментами;

-  первоначальные упражнения, освоение приёмов игры при знакомстве с инструментом;

-  разучивание произведений, освоение игры в ансамбле, в оркестре  

                                             

2.  «История русского народного  оркестра».

          Оркестр русских народных инструментов – оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а так же гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. 1-ый подобный коллектив был создан в начале 1880-ых годов в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра».

           После  Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. Репертуар русского народного оркестра включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

 Состав русского народного оркестра.

         Оркестр русских народных инструментов включает обычно в себя следующие инструменты. 1.  3-х струнные домры (пикколо, малые, альтовые, басовые).

2.  Духовые инструменты: - русского происхождения – свирели, жалейки, владимирские рожки.

                                                  - европейские – флейты, гобои (используются чаще, т. к. обладают           тембром, почти идентичным  русскому инструменту, но большим диапозоном).

3.  Баяны (от 2 до 4) обычно половина из них исполняет мелодию, остальные – басовые партии.

4.  Ударные инструменты: - русского происхождения – бубенцы, ложки и т. д.  - европейские – литавры, колокольчики и др.

5.  Гусли клавишные (обычно 2 инструмента).

   

  1. Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием.

Народные инструменты чаще всего мастерили  из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать листья сирени, липы, черёмухи, обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.

Балалайка – струнный щипковый инструмент, широко распространённый в России. У балалайки всего три струны (старинная могла иметь две или четыре струны), но при этом настоящие мастера играют на ней очень сложные музыкальные произведения. При исполнении используют различные виды щипков и удары пальцев по струнам. Звук балалайки звонкий, полётный, серебристый.

Домра – старинный струнный щипковый инструмент. Её предком был «тамбур» - музыкальный инструмент  Древней Ассирии (4 век до н. э.). Домра широко распространена в русском быту и особенно у скоморохов. Под её звуки они пели песни и плясали.

Гусли – многострунный щипковый инструмент на Руси был известен с 11 века. На плоском ящике-резонаторе натянуты струны. Резонатор может иметь форму крыла – крыловидные гусли (или звончатые) и шлемовидные. В современном исполнении сохранились разновидности гуслей – звончатые, щипковые и клавишные. Играют на гуслях сидя, повернув к себе инструмент стороной с басовыми струнами. Звукоизвлечение  производится путём  защипывания  струн пальцами обеих рук; звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.

Гармоника – под таким названием объединяются губные и ручные гармоники. Извлечение звука происходит в результате колебания металлических пластинок – язычков – под воздействием струи воздуха. Гармоника уже давно стала в России ( и не только в России) самым распространённым, подлинно массовым музыкальным инструментом, вытеснившим многие другие инструменты. В народном музыкальном быту она используется как  сольный и аккомпанирующий инструмент. При сопровождении песен, особенно частушек, партия гармоники часто значительно более развита, чем мелодия голоса. Существуют дуэты, трио. квартеты и оркестры гармонистов, гармоника входит в состав оркестров русских народных инструментов и становится обязательным участником многих национальных инструментальных ансамблей.

Баян – один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник. Баян отличается большой полнотой и силой звука; на нём возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Баян впервые был сконструирован в начале настоящего столетия П. Е.Стерлиговым и другими русскими инструментальными мастерами.

Аккордеон – разновидность гармоники ( на правой клавиатуре не кнопки, как на баяне, а клавиши, как на фортепиано).

Рожок – изготовляют из берёзы, клёна или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. У рожка имеется четыре или пять игровых отверстий на лицевой стороне и верхнее - на тыльной. Звукоряд рожка диатонический, в пределах квинты и сексты. Звук рожка довольно сильный, но мягкий.

Жалейка – небольшая трубочка из ивы или бузины, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. В стволе имеется от трёх до семи игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд ; диапазон зависит от количества отверстий. Жалейка – преимущественно пастушеский инструмент. На ней играют соло, дуэтом (две жалейки), а иногда совместно с гуслями или гармоникой, исполняя главным образом народные песни, инструментальные наигрыши и танцы.

Ложки – своеобразные кастаньеты в виде комплекта  обыкновенных деревянных столовых ложек, рукоятки которых иногда были с бубенцами. Игровой комплект состоит из 3-5 ложек, одна из них большого размера. Игра на ложках достигала в прошлом высокого мастерства; о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей. Игра на ложках изредка применяется в ансамблях и оркестрах и в наши дни.

Трещотка – набор (до 20 штук), деревянных пластинок размером примерно 50мм на 130 мм, нанизанных одним концом на две параллельные верёвки или на ремешки. Чтобы пластинки вплотную не прикасались друг к другу, между ними сделаны деревянные прокладки. Трещотку берут за концы верёвок (ремешков) в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга. Звук их щёлкающий. Играли на них преимущественно женщины на свадьбах при исполнении величальных песен.

Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки (боковая часть корпуса музыкальных инструментов) с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

 (Материал об истории русского народного оркестра и о русских народных инструментах можно использовать в работе с родителями, поместив его в папку «Хотите много знать о музыке, читайте» в старших группах).

  1. Обучение игре на музыкальных инструментах.

 Обучение игре на музыкальных инструментах происходит поэтапно.

1 этап обучения – развивать музыкальные способности, музыкальный слух, закладывать основы музыкальной культуры как важной и неотъемлемой части всей духовной жизни человека. Дети первой младшей группы учатся различать высокие и низкие звуки металлофона и фортепиано; знакомятся с инструментами: бубном, погремушкой, треугольником, барабаном, металлофоном. Учатся различать звуки по высоте, ритмично ударять в бубен.

Во 2 младшей группе дети могут различать звуки по высоте в пределах октавы-септимы, замечают изменения в звучании (тихо-громко), у них развивается тембровый слух – различают звучание музыкальных инструментов (барабан, погремушка, бубен, металлофон, треугольник).

В средней группе дети способны различать звуки по высоте в пределах сексты, септимы, различать динамику музыкальных инструментов. Дети с большим интересом откликаются на настроение музыки, называют музыкальные инструменты. Которые звучали в этих пьесах.

Дети старшей группы различают  звуки по высоте а пределах квинты, жанры музыкальных произведений, звучания различных музыкальных произведений, а также музыкальные произведения по вступлению, могут исполнить на металлофоне несложные попевки.

Дети младшей группы различают 2-4 инструмента; средней - 4-5; старшей – 6-7 инструментов, а дети подготовительной к школе группы должны различать практически все имеющиеся в наличии инструменты.

2 этап в обучении детей игре на детских инструментах начинается со средней группы. Проводится работа по разучиванию упражнений. Знакомясь с инструментами дети осваивают приёмы игры. Вначале рекомендуется использовать звукоподражания: дождик капает «кап-кап», птичка поёт «чик-чирик», барабан звучит «тра-та-та». Дети на инструменте имитируют  пение птички, звучание барабана, шелест дождя.

3 этап обучения начинается в старшей группе, когда дети освоят инструменты и могут уже играть несложные мелодии. Тогда их можно объединять в ансамбль. Когда дети освоят игру в ансамбле, им можно предложить участвовать в оркестре. Здесь важно научить детей не только исполнять свою партию, но и уметь слушать звучание других партий. Играть в оркестре без дирижёра очень сложно, поэтому надо приучать детей понимать жесты педагога: «приготовились», «начали», «и» - пауза, взмах руки, вступать всем одновременно.

         Начиная обучение, детям сначала показывают приёмы игры на каждом инструменте в отдельности. Затем даются задания в определенной последовательности: освоение различных ритмов; усвоение мелодий, построенных на 2-3 близких звуках; наконец – мелодий, включающих большое число звуков и достаточно широкие интервалы. Важен качественный показ взрослых, чтобы дети слышали чистое звучание и видели правильные приёмы игры.

    Игра на музыкальных инструментах включается непосредственно в образовательную деятельность: знакомимся с музыкальными инструментами, их звучанием, приёмами игры на них. Так же игра на музыкальных инструментах практикуется в самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевые игры – когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «игра в оркестр», «музыкальное занятие» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие. Важное условие, обеспечивающее успех развития детского музицирования, - предметно-пространственная среда и оборудование.

  В каждой возрастной группе есть музыкальный уголок. В зависимости от возраста в нём должны находиться следующие музыкальные инструменты.

Ясли: неваляшки разного размера, погремушки. шумелки ,барабан, деревянные палочки.

Младшая группа:  дудочки, металлофон, колокольчики, бубны, погремушки, барабан, звучащие музыкальные книжки.

Средняя группа:  ко всем инструментам из мл. гр. Добавить деревянные ложки, бубенцы, треугольник.

Старшая и подготовительная группы:  добавляются свирели, электронные музыкальные инструменты, трещотки, кастаньеты, игрушки-самоделки.

                      В результате, начиная с детского сада, музыка входит в жизнь ребёнка и становится любимым видом искусства, развивая его творческие способности и формируя его как личность. Роль совместного музицирования трудно переоценить. Так, известно, что многие великие музыканты, вспоминая свои яркие детские впечатления, говорили о совместной игре со взрослыми на музыкальных инструментах. Часто она давала толчок к  возникновению музыкальной потребности, была прелюдией к серьёзным занятиям музыкой.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование русской народной игры в гендерном воспитании дошкольников

Русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств ...

сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора

"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...

Из опыта работы: «Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников....

Использование русских народных игр в воспитании дошкольников.

В статье раскрывается  значимость русских народных игр для всестороннего развития современных детей дошкольного возраста....

Развлечение с использованием русских народных игр в подготовительной группе « Русские народные игры»

Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр....