«Преемственность содержания непосредственно образовательной деятельности в детском саду и урока в начальной школе»
консультация

Ганичева Екатерина Леонидовна

 «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова».

                                                                                                                                                                Даниил Борисович Эльконин (известный советский психолог)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennos_uroka_i_zanyatia2.docx22.5 КБ
Файл preemstvennos_uroka_i_zanyatia.pptx799.49 КБ

Предварительный просмотр:

   «Преемственность содержания непосредственно образовательной деятельности в детском саду  и урока в начальной школе»

Слайд 1   

 «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова».

Даниил Борисович Эльконин (известный советский психолог)

  Слайд 2

        Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой.

 Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

        Предлагаем ознакомиться с основным содержанием обучения грамоте в детском саду и отметить основные моменты преемственности содержания, форм, методов и приёмов на основе урока в школе.

        Обучение грамоте – образовательная область ,находящаяся на стыке образовательных ступеней и совпадающая по времени с переходным этапом в обучении детей предшкольного и младшего школьного возраста.  

    Слайд 3

     Предлагаем ознакомиться с целями и задачами подготовки к обучению грамоте в  дошкольном возрасте. Обучению грамоте в ходит в раздел «Речевое развитие» и начинается в старшем возрасте, а подготовка к этому периоду начинается с младшего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе ведётся работа по развитию звуковой и интонационной культуры речи.

  Слайд 4 

Уделяется внимание развитию фонематического слуха и формируется звуковая аналитико-синтетическая активность, как предпосылки обучения грамоте. Расширяется словарный запас и развивается грамматический строй речи.

  Слайд 5

   В  Федеральном государственном стандарте образования в п.4.6 говорится о том, что ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен: достаточно хорошо владеет устной речью,  может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

  Слайд 6

С целью ознакомления с содержанием урока в начальной школе и выявлении  преемственности в октябре 2018года наши педагоги  побывали на открытом уроке. В школе на уроке создавались условия по развитию универсальных учебных действий.

  Слайд 7

Используя карту оценки деятельностного подхода, разработанную старшим воспитателем совместно с учителем (фрагмент карты на слайде) педагоги детского сада отмечали приёмы, формы, универсальные учебные действия на всех этапах урока.Рассмотрим особенности работы с детьми на разных этапах урока и непосредственной образовательной деятельности в

подготовительной группы      

 Слайд8

Первый этап мотивационный. Цель которого-   обеспечить  благоприятную обстановку , психологически настроить ребят на совместную  деятельность.  

 Слайд 9

 На втором этапе  создаётся  проблемная  ситуация , при поиске способа решения которой дети  плавно переходят к рассмотрению новой темы

Слайд 10  

  На этапе формулировки  и принятие учебной задачи необходимо заинтересовывает детей , чтобы они в дальнейшем попытались сами сформулировать  учебные  задачи, цель и пути их преодоления.  

Слайд 11

 Четвёртый  этап заключается в освоении  детьми новых знаний посредством активизации умственной деятельности. Для достижения этой цели  используются  методы и приёмы на развитие фонематического слуха и расширения словарного запаса. Проводится   работа со знаково-символическими действиями

( звуковой анализ слов, составление схем слов)    

 Слайд 12

   Этап «первичное закрепление»  -это этап закрепления новых  знаний и способа их действий. На данном этапе  применяются  игровые упражнения на  построение речевого высказывания    (чтение слогов, составление слов, объяснения  значения непонятных слов)

 Слайд 13

 Цель следующего  этапа- использование полученных ранее знаний с опорой на опыт детей  На этом этапе    включают  игровые  задания , направленные на речевое развитие и развитие грамматического стоя речи. (составление слов , предложений и связного рассказа )

 Слайд 14

Последним этапом  урока ,как и занятия в д\с является   рефлексия Это  самооценка ребёнка  своей деятельности на уроке или занятии, оценка своего настроения   .  

   Оценить свою деятельнось  ребёнок может, продолжив предложение    у меня получилось… было интересно узнать…было трудно  выполнять…. Для оценки настроения  используют  приём цветового изображения  «Светофор» «Букет Настроения» «Дерево эмоций»

  Слайд 15

 Так же как в детском саду на уроке использовались различные формы организации детей ,которые способствуют эффективной работе по формированию предпосылок и уневерсальных учебных  действий.

 Таким образом структура и организация непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении  и урока в школе имеют много общего.

 Следовательно ,работа школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности.

Слайд 16

Индивидуальная Способствует решению точечных педагогических задач и развитию личностных уневерсальных учебных действий  

Групповая   Развитие коммуникативных  и регулятивных  ууд: готовность и способность к сотрудничеству с педагогом и сверстниками, положительное отношение к сотрудничеству в паре и группе, умение действовать по образцу   умение оценивать правильность выполнения задания, видеть ошибку   и исправлять ее;  

Фронтальная    организуется   со всей группой, что гарантирует возможность широкого охвата и экономичность обучения ;   формировать  познавательных УУД:тоесть  умение выделять единицы звучащей речи (предложения,слова, слоги, звуки); владение звуковым и звукобуквенным анализом и синтезом ; умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения, делать выводы,  классифицировать.

 

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.  

       Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.

 организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность содержания непосредственно образовательной деятельности в детском саду и урока в начальной школе Ганичева Екатерина Леонидовна, воспитатель ОМО по проблемам преемственности дошкольного и начального общего образования

Слайд 3

Задачи Младшая группа (3-4 года) Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Средняя группа (4-5 лет) Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Слайд 4

Задачи В старшей группе (5-6 лет) Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш —ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). В подготовительной к школе группе (6-7 лет) Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Слайд 5

ФГОС ДО, (раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.6)

Слайд 6

Урок. Чтение (букварный период) Педагог: Лалетина Марина Александровна Школа: КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска Тип урока: Урок открытия новых знаний Цель: Создать условия для ознакомления детей с новыми согласными звуками и буквами Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные

Слайд 7

Карта оценки урока в школе

Слайд 8

1 .Мотивация к учебной деятельности Цель: создание и поддержка благоприятного психологического климата. НОД (предпосылки УУД ) Урок (УУД) Личностные -формирование познавательной и социальной мотивации - формирование адекватной самооценки Личностные -самоопределение (мотивация на урок) Познавательные - построение речевого высказывания Регулятивные -самооценка

Слайд 9

2 . Актуализация опорных знаний Цель: воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. НОД (предпосылки УУД) Урок (УУД) Коммуникативные -формулировать собственное мнение и позицию Познавательные -установление причинно-следственных связей и др. Коммуникативные -умение выслушивать и дополнять других Познавательные -построение речевого высказывания

Слайд 10

3 .Формулировка и принятие учебной задачи Цель: мотивация детей на постановку учебной цели. НОД (предпосылки УУД) Урок (УУД) Регулятивные -умение сохранять заданную цель Регулятивные -целеполагание -планирование

Слайд 11

4 .Первичное усвоение новых знаний Цель: овладение детьми новыми знаниями и способами действия посредством активизации умственной деятельности. НОД ( предпосылки УУД) Урок (УУД) Познавательные -использование знаково-символических средств -подбор подходящего Коммуникативные -предлагать помощь и сотрудничество Познавательные -знаково-символические действия Коммуникативные -учебное сотрудничество

Слайд 12

5 .Первичное закрепление Цель: закрепление изученного содержания. НОД ( предпосылки УУД) Урок (УУД) Познавательные -исключение лишнего -подбор подходящего Регулятивные -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее Познавательные -построение речевого высказывания

Слайд 13

6.Творческое применение знаний НОД ( предпосылки УУД) Урок (УУД) Познавательные - использование знаково-символических средств -моделирование Познавательные -построение речевого высказывания -структурирование знаний -знаково-символические действия Цель: использование полученных ранее знаний с опорой на опыт детей.

Слайд 14

7 .Рефлексия НОД ( предпосылки УУД) Урок (УУД) Регулятивные -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Регулятивные - адекватная самооценка Цель: оценка и самооценка собственной деятельности.

Слайд 15

Формы организации Фронтальная Парная Индивидуальная Групповая

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «ПОМОЖЕМ РЕЖИССЕРУ»

Конспект образовательной деятельности для детей 5-6 лет по речевому развитию «Поможем режиссеру».Цель: закрепление пройденного материала.Задачи:·        активизирова...

Консультация для педагогов Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Консультация для педагогов  Содержание непосредственно образовательной деятельности....

Тематика (техника рисования, методы и приёмы) и программное содержание непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в первой младшей группе

Занятия рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нел...

Непосредственно-образовательная деятельность «Волшебники детского сада» (подготовительная к школе группа)

Предлагаю конспект НОД "Волшебники детского сада" для подготовительной к школе группе, для знакомства детей с профессиями сотрудников детского сада.Думаю многим понравиться сюрпризный момент...

Содержание непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

В экологическом воспитании детей непосредственная образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут ...

Программное содержание непосредственной образовательной деятельности. Театрализованная игра «В гостях у дедушки К.И. Чуковского».

Программное содержание непосредственной образовательной деятельности.Театрализованная игра «В гостях у дедушки К.И. Чуковского»....