Содержание непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка на тему

В экологическом воспитании детей непосредственная образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание непосредственной образовательной деятельности

в дошкольном образовательном учреждении

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А. П. Усовой уделяли большое внимание непосредственно-образовательной деятельности как ведущей форме фронтального обучения детей.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение непосредственной образовательной деятельности, несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование непосредственной образовательной деятельности в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей [36, с. 377].

В экологическом воспитании детей непосредственная образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы [10, с. 97].

Рассмотрим основные типы непосредственной образовательной деятельности экологической направленности, которая принципиально отличается друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения:первично-ознакомительного типа;

  • углубленно-познавательного типа;
  • обобщающего типа;
  • комплексного типа.

Непосредственно-образовательная деятельность первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на непосредственной образовательной деятельности первично-ознакомительного типа. Чаще всего эта непосредственная образовательная деятельность посвящается ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения [27, с. 88].

Главным компонентом такой непосредственной образовательной деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления.

Дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения [22, с. 260].

Обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу.

Нередко их компонентами становятся также чтение  детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов.

Непосредственно-образовательная деятельность углубленно-познавательного типа. Содержание непосредственной образовательной деятельности, которую можно назвать углубленно-познавательной, направлено на выявление и показ детям связи между растениями и животными с внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика такой непосредственной образовательной деятельности определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению дошкольниками. Такая непосредственная образовательная деятельность посвящена ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды. Например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонными изменения и пр. Ознакомление детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов [4, с. 54].

Непосредственная образовательная деятельность углубленно-познавательного типа активно способствует умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника [41, с. 145].

Непосредственно-образовательная  деятельность  обобщающего  типа.

На непосредственной образовательной деятельности обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе [24, с. 248].

В старшем дошкольном возрасте вся конкретная непосредственная образовательная деятельность может быть суммирована, обобщена. Появляется возможность показать дошкольника единство форм в живой природе.

 Содержанием обобщѐнных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе.

На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует  новые  семена.  Для  его  роста  нужны  определенные  условия:  свет, тепло, влага, хорошая почва [40, с. 250].

Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.

Обобщающая непосредственная образовательная деятельность позволяет интенсивно развивать интеллект детей – умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы [29, с. 229].

Непосредственно-образовательная  деятельность  комплексного  типа.

Комплексная непосредственная образовательная деятельность в рамках одной темы решает разные задачи развития детей и строится на разных видах деятельности. Эту непосредственную образовательную деятельность можно проводить во всех возрастных группах, но особенно она полезна со старшими дошкольниками.

Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровая непосредственная образовательная деятельность, на которой формируется представление об осеннем сезоне. Непосредственная образовательная деятельность на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность [17, с. 79].

Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.

Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе [35, с. 118].

Вторая часть предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. Организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты – это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.

Третья часть – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные – развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений [14, с. 22].

Итак, содержание непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении выполняет совершенно определѐнную и очень важную функцию. Можно выделить основные типы непосредственной образовательной деятельности экологической направленности:

  • первично-ознакомительный тип, главным компонентом которой становятся различный демонстрационные и учебные пособия, позволяющие

формировать у детей отчѐтливые и правильные представления;

– углубленно-познавательный тип – способствует умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно- следственные связи, логично рассуждать, делать выводы;

– обобщающий тип – позволяет интенсивно развивать интеллект детей,

умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

– комплексный тип – широко используется практикой. Эта непосредственная образовательная деятельность развивает творческие способности детей, их художественно-ручные умения.

Следовательно, овладение таким объѐмом знаний доступно детям лишь при условии соблюдения последовательности в преподнесении материала, дифференцированного подхода с учѐтом динамики продвижения каждого ребѐнка.

Список использованных источников


1. Александрова, С. В. Презентация на тему «Формирование  основ экологического        сознания   у детей старшего дошкольного возраста» / С. В. Александрова / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/ ekologiya/library/prezentatsiya-na-t emu-formirovanie.

2. Агузарова, И.Г. Экологическое воспитание и просвещение в системе высшего профессионального педагогического образования / Ч. М. Алирзаев // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 2. – С. 243-247.

3. Атиева, Г. З. Формирование экологической компетентности детей старшего дошкольного возраста / Г. З. Атиева // Вестник ВЭГУ. – 2010. – № 1. – С. 34-40.

4. Берман, Л. М. Информационные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Л. М. Берман, М. И. Голунова // Образование и саморазвитие. – 2010. – Т. 3. – № 19. – С. 50-55.

5.  Галкина,  Г.  А.  Обучение  детей  правилам  поведения  в  природе  / Г. А. Галкина // Поликультурный диалог в современном мире : материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф., 1апр. 2012 г. В 2 ч. Ч. 1 / под ред.Н. Ф. Беляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 82-85.

6. Гасанкадиева, У. Ш. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ У. Ш. Гасанкадиева // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 30. – С. 168-171.

  1. Глебова, О. Н. Игра – как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Глебова // Роль интеллигенции в социуме: традиции и современность : материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., 27 апр. 2010 г. / под ред. Н. Ф. Беляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 241-243.

8. Дворецкая, Т. С. Экологическое воспитание и образование / Т. С. Дворецкая, И. Н. Немкова // Молодежь и социум. – 2013. – № 1 (13). – С. 45-49.

9. Дзювина, О. И. Экологическое воспитание дошкольников в современном детском образовательном учреждении / О. И. Дзювина, Т. Ю. Стексова // Наука Красноярья. – 2012. – № 3. – С. 7-15.

10. Кашунина, Н. В. Новые подходы к экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста / Н. В. Кашунина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – № 2. – С. 90-99.

11. Кияева, Т. Н. Воспитание экологической культуры у старших дошкольников: из опыта работы / Т. Н. Кияева // Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития : сб.науч.-метод. статей / редкол. : Е. С. Ошкина (отв. ред.) [ и др.] ; Мордов. гос.пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 132-135.

  1. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учеб. пособие / Е. Ф. Козина. – М. : Прометей, 2011. – 488 с.
  2. Коломина, Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий: учеб.-метод. пособие / Н. В. Коломина. – М. : Сфера, 2010. – 144 с.
  3. Кондратьева, О. С. Развитие экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой / О. С. Кондратьева, руководитель Т. Н. Кондратьева // Инновационная деятельность современного учителя : материалы II Внутривуз. студ. науч. конф., 27 окт. 2011 г. : в 2 ч. Ч. 2 ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 21-23.

15. Кондратьева, Т. Н. Содержание и методика ознакомления старших дошкольников с Красной книгой Мордовии / Т. Н. Кондратьева, М. В. Зуборева // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. Е. Н. Киркина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 37-42.

16. Кондратьева, Т. Н. Теория и методика экологического образования детей : программа и метод. реком. / Т. Н. Кондратьева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 47 с.

17. Кондратьева, Т. Н. Формы и методы этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Кондратьева // Педагогика и образование в современном мире: диалог времен : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 46-е Евсевьевские чтения, 19-20 мая 2010 г. / под. ред. проф. И. С. Кобозевой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 75-80.

18. Корчагина, Л. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в инновационном режиме / Л. Н. Корчагина // Материалы Всерос.науч.-практ. конф., 19–20 мая 2009 г., Саранск. В 4 ч. Ч. 4 /под общ. ред. В. В. Кадакина ; отв. ред. Т. И. Шукшина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 175-177.

19. Кузнецова, И. А. Значение экологического образования в начальной школе в становлении и развитии личности ребенка / И. А. Кузнецова // Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 48-е Евсевьевские чтения, 23–25 мая 2012 г. / редкол. : И. Г. Рябова [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 104-107.

20. Лаврентьева, Н. С. Экологическое образование и воспитание детей / Н. С. Лаврентьева, В. А. Петушков // Библиотечка для учреждений  дополнительного образования детей. – 2010. – № 1. – С. 3-12.

21. Ликунова, Л. А. Система работы по ознакомлению детей с природой родного края / Л. А. Ликунова // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. Е. Н. Киркина, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 44-47.

  1. Лупийко, Л. В. Развитие экологических представлений у старших дошкольников: методики и методы изучения Л. В. Лупийко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 2. – С. 258-262.
  2. Макеева, О. А. Разнообразие форм экологического воспитания детей /  О. А. Макеева // Новые ценности образования. – 2009. – № 4. – С. 142-145.

24. Мир природы и ребенок : методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для пед. уч-щ / под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Акцидент, 2009. – 318 с.

  1. Миронов, А. В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2011. – № 2. – С. 48-51.
  2. Миронова, Н. В. Преемственность между дошкольным и начальным образованием по формированию экологических знаний у детей 6–7 лет в процессе ознакомления с животными уголка природы / Н. В. Миронова ;  руководитель Кондратьева Т. Н. // Современный учитель начальных классов : материалы I Внутрифакультетской студ. науч. конф., 30 нояб. 2010 г. / под ред. Л. А. Янкиной, Н. В. Кузнецовой [и др.] Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 114-116.

27. Морозова, Н. А. Возрастные особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста / Н. А. Морозова // Актуальные проблемы современной науки : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф.: В 4 ч. Ч. 1 / отв. редактор А. А. Сукиасян. – Уфа : Башкортостан, 2013. – С. 87-90.

28. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников  учеб. пособие / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2011. – 224 с.

  1. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. вузов / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2012. – 336 с.

30. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание – готовим детей к школе (классификация объектов природы как показатель интеллектуального развития дошкольников) / С. Н. Николаева, Ю. М. Кузнецова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 32-40.

31. Поломошнова, О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников / О. Ю. Поломошнова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 2. – С. 47-49.

32. Рузаева, О. В. Преемственность  детского  сада   по эколого-эстетическому        воспитанию  старших  дошкольников  / О. В. Рузаева  // Современный учитель начальных классов : материалы I внутрифакультетской студ. науч. конф., 30 нояб. 2010 г. / под ред. Л. А. Янкиной, Н. В. Кузнецовой и др. ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 121-123.

33. Саляхова, А. И. Программа формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Капелька» / А. И. Саляхова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http ://festival.1september.ru/ articles 622572/.

34. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2008. – 208 с.

35. Сурина, Е. Ю. Преемственность между дошкольным и начальным образованием : экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством учебного экрана / Е. Ю. Сурина // Современный учитель начальных классов : материалы I внутрифакультетской студенческой науч. конф., 30 нояб. 2010 г. / под ред. Л. А. Янкиной, Н. В. Кузнецовой [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 117-118.

36. Токарев, А. А. Экологическое воспитание дошкольников в условиях доу / А. А. Токарев, В. В. Иванова, А. В. Сидорова // Молодой ученый. – 2012. – 8. – С. 376-377.

  1. Фарзалиева, Д. Г. Экологическая воспитанность детей старшего дошкольного возраста, ее сущность, содержание и особенности проявления / Д. Г. Фарзалиева // Социальная политика и социология. – 2013. – Т. 2. – № 3 (95). – С. 191-197.

38. Федотова А. М. Пермский край – мой родной край : пособие по экол. воспитанию детей дошк. возраста / А. М. Федотова. – Пермь : Кн. мир, 2007. – 317 c.

39. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности : метод. пособие для педагогов / Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 128 с.

40. Чердымова, Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников / Е. И. Чердымова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – С. 163-167.

  1. Черяпкина, Л. А. Формирование заботливого отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста / Л. А Черяпкина // Приобщение  дошкольников к  национальной  культуре  в  контексте  единства образовательного  пространства России : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. Е. Н. Киркина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 62-65.

42. Чуйкова, Л. Ю. Экологическое сознание : социально-педагогические аспекты, детерминирующие его формирование : монография / Л. Ю. Чуйкова. – Астрахань : Изд-во Нижневолжского экоцентра, 2013. – 376 с.

43. Шалаева, Г. Окружающий мир : пособие для детей от 3 до 7 лет / Г. Шалаева. − М. : АСТ, Слово, 2010. – 176 с.

  1. Щербо, Е. В. Интегрированный метод обучения в экологическом воспитании дошкольников / Е. В. Щербо // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 144-145.
  2. Шигина, Л. А. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников / Л. А. Шигина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10. – С. 87-93.
  3. Экологическое воспитание дошкольников : пособие для специалистов дошкольного воспитания / авт.-сост. С. Н. Николаева. – М. : АСТ, 2005. – 318 с.
  4. Экологическое  воспитание  дошкольников  через  подвижные игры /авт.-сост. И. В. Прошкина. – Мозырь : Содействие, 2009. – 116 с.
  5. Федеральный государственый стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал "Подготовка и проведение открытых показов непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении".

Открытые показы непосредственно образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют педагогам увидеть, как рабо...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в ясельной группе к конкурсу лучший работник. «В гостях у бабушки Маши».

Образовательные области: речевая, познание.Цель: практическое овладение нормами речи; закрепление знаний детей о домашних и диких животных.Задачи:1) Формирование словаря:- развивать понимание речи и а...

Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Методическая статья о проведении занятийв условиях внедрения ФГОС  Тема статьи:   «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждени...

Порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 101

Порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами организации,  осуществляющей образовательную деятельностьмуниципального дошкольного...