самообразование «Формирование основ гражданственности и толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством социокультурных ценностей»
методическая разработка (старшая группа)

Замилова Гульнара Узбековна

 «Формирование основ гражданственности и толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством социокультурных ценностей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_2024-2025.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

План  работы по самообразованию   педагога

Замиловой Гульнары Узбековны

на 2024-2025 учебный год

Тема: «Формирование основ гражданственности и толерантности у детей старшего дошкольного возраста

посредством социокультурных ценностей».

Введение:

     Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально-исторический опыт, составляющий культуру Мира Взрослых. Его ценности транслируются на Мир Детства со всеми достоинствами и недостатками. Следовательно: чем выше уровень культуры, чем гуманнее Мир Взрослых, тем более позитивно-содержательным будет и культура Мира Детства.

    Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом, воспитания начал гражданственности и этнотолерантности.

   Необходимо подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне, что в дальнейшем будет являться базой для осознания ребёнком собственной гражданской позиции. Это происходит в ходе освоения ребёнком особенностей сначала близкого, потом более широкого социального окружения: семья – детский сад – родная улица, район – родной город – родная страна – другие страны мира.

     Педагогические исследования последних лет показали, что у современных дошкольников возрос интерес к явлениям социального мира, дети стали вместе с родителями чаще выезжать в другие страны, изучать иностранные языки, пользоваться интернет ресурсами, у них возникает стремление понять особенности жизни в разных странах.

     Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни в своём Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к её прошлому и настоящему, к людям разных национальностей, которые живут в нашей стране и странах – «соседях».

     Основополагающую роль в этом играют взрослые, прежде всего родители и педагоги. И если родители выполняют данную функцию скорее спонтанно и опосредованно, то воспитатели должны решать задачи воспитания гражданско-патриотических чувств и этнотолерантности у дошкольников.

Актуальность

     Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день

является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с

множеством разнообразных  и  непохожих  друг  на  друга  культур.  В

современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она

выступает как норма социального действия.

Согласно   новой   концепции   Федерального   государственного

образовательного  стандарта  (Приказ  Минобрнауки  России  от  17  октября

2013г.  No  1155г.  Москва  «Об  утверждении  ФГОС  ДО)  одной  из

образовательных задач является:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

     По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века объявлено

«десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». Речь идет

о создании мировой цивилизации, ориентированной на мир, ненасилие,

толерантность, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности:

жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; воспитание

гражданственности, уважение к  правам  и  свободам  человека,  любви

к окружающей природе, Родине, семье.

Термин «толерантность» определяется  как  «терпимость  к  чужим

мнениям, верованиям, поведению».

Такая  терпимость  издавна  считалась  признаком  высокого  духовного  и

интеллектуального  развития  личности  и  общества  в  целом.  Терпимость,

уважение,  принятие  и  правильное  понимание  культур  мира  должно

прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к

представителям  различных  национальностей  является  неотъемлемым

условием  толерантного  воспитания,  и  мы,  педагоги,  должны  довести  до

сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и

различны по своей природе.

     Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного

возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия

окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и

поведения. Другими словами, нужно, в первую очередь, воспитывать в детях

социокультурную толерантность.  Еще А.Н. Леонтьев считал, что

дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и

вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают. Поэтому, необходимо сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном

пути.

Самообразование –это целенаправленная работа педагога по расширению

и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся

и приобретению новых профессиональных навыков и умений.

Цели:  

1. Разработать  систему  мероприятий  по  формированию  основ

толерантности  у  старших  дошкольников  через  организацию

социально-культурной деятельности.

2. Повысить  уровень  профессионального  мастерства  и  творческого

потенциала.

Задачи:

1.Провести   анализ   научно-методической и психолого-педагогической

литературы по выбранной теме;

2. Определить основные направления деятельности и этапы в процессе

самообразования.

3. Создать   развивающую предметно-пространственную   среду,

обеспечивающую реализацию мероприятий по формированию основ

толерантности у детей.

4. Сформировать у детей основы толерантного сознания, общую культуру

межличностного общения, развивать их социальные и нравственные

качества.

5. Сформировать мотивационную готовность родителей к реализации

системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.

6. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

7. Разработать тренинг толерантности для родителей.

8. Провести самоанализ реализации программы саморазвития;

9. Обобщить  свой  педагогический  опыт  для  выявления  перспектив

дальнейшей деятельности.

Виды деятельности в процессе самообразования:

∙ Обзор в интернете научной информации по педагогике, психологии.

∙ Посещение семинаров, тренингов, конференций;

∙ Дискуссии, обмен опытом с коллегами;

∙ Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

∙ Изучение нормативно-правовой базы дошкольного образования;

∙ Участие и проведение городского методического объединения;

∙ Изучение   научно-методической   литературы   по   теме самообразования;

формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и

эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.        

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой

неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного

эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать

и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества,

которые необходимо заложить в раннем возрасте.                          

Механизм отслеживания:

∙ Анкетирование родителей и детей;

∙ Наблюдение и беседы;

∙ Результаты совместной деятельности детей, родителей и педагогов;

∙ Пожелания, предложения, отзывы родителей.

Формы реализации проекта:

∙ занятия;

∙ беседы;

∙ оснащение предметно-пространственной среды;

∙ работа с родителями;

∙ оформление копилки добрых дел;

∙ презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

Формировать у детей уважение к окружающим людям и миру в целом, через

развитие эмоций и мотивов, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков.

Основы технологии развития гражданско-патриотических чувств и этнотолерантности у дошкольников

Толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру. Для этого необходима разработка интегративного образовательного содержания.

Данный процесс осуществляется поэтапно, в соответствии с компонентами содержания образования дошкольников в поликультурной среде.

Этапы педагогической технологии

1 этап – прогностический. Включает в себя диагностику (проведение диагностики, количественный и качественный анализ результатов, выявление связей и зависимостей разного характера) и целеполагание (корректировка и конкретизация целей и задач работы с детьми и при необходимости с их родителями на основе результатов диагностики).

2 этап – информационный. Предполагает накопление представлений, обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка о жизни города, страны и мира. В ходе работы закладываются основы знаний о своем городе, стране, её истории, народной культуре, о представителях других рас и национальностей, их культуре, общности нравственно-этических и эстетических ценностей, причинах различий в культурах, правилах и нормах взаимоотношений людей, позитивных способах взаимодействия с людьми разных стран и этносов. На основе этих знаний у детей воспитывается чувство привязанности к родному краю, гордости за историю своей страны, её народ, культуру. Возникает уважение к обычаям, традициям своего и других народов, интерес к особенностям жизни, проявлениям культуры, традициям людей других стран и этносов.

3 этап – практический. Включение ребёнка в разные виды детской деятельности (игровая, проектная, изобразительная, театрализованная), в которых он может выразить свои представления и отношение к особенностям родной страны и людям разных национальностей. На этом этапе создаются условия, способствующие актуализации и переносу знаний и умений в различные виды деятельности детей. Поведенческий компонент предполагает накопление опыта ответственного, нравственного поведения в разных ситуациях по отношению к разным людям, их культурам и ценностям.

4 этап (итоговый) – поведенческий. Обеспечивает применение умений следовать правилам толерантного поведения в реальных условиях жизни и общения с разными людьми, развитие начал толерантного и гражданского поведения в процессе участия дошкольников в социальных гуманитарных акциях.

Ход проекта

Этапы проекта

Задачи.

1.Целеполагание.

Вызвать у детей желание совершать «добрые» поступки.

2.Разработка проекта.

Обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут

порадовать близких.

3.Выполнение проекта.

Практическая деятельность

4.Заключение.

Организация фотовыставки

«Делаем добрые дела» совместно с

родителями.

Содержание проекта.

1 и 2 этапы

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев

1). «Волшебное слово» В.Осеева.

 2). «Самое страшное» Е.Пермяк.

3). «Просто старушка» В.Осеева

4). «Вовка-добрая душа» А. Барто

Дидактические игры

1) «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?»

2) «Что такое хорошо, что такое плохо?»

3) «Мешок добрых дел».

4) «Помогаем маме».

5) Добрые слова дедушке и бабушке.

6) «Цветок добрых дел»

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки».

Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия»

Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии.

Чтение произведений, раскрывающих положительные поступки людей,

заучивание пословиц о добре, дружбе.

Беседы

- «Как и чем можно порадовать близких»

- «Наши добрые слова»

- «Как мы можем позаботиться о старших»

- «Что значит быть добрым?»

Этюд

«Скажи доброе слово, комплимент товарищу».

3 этап

Конструирование «Книжки-малышки» (для детей младшей группы).

Организация благотворительной акции «Игрушка малышам»

Сбор игрушек и книг для детей из малоимущих семей

Продуктивная деятельность:

Подарки пожилым людям

Помогаем малышам

Учить малышей одеваться на прогулку

Организация благотворительной акции «Помогите детям»

Сбор вещей, книг и игрушек для детей из неблагополучных семей

Поздравление с Днем Победы ветерана войны.

Посещение Обелиска для возложения цветов.

Покупка цветов, изготовление подарка, организация видеосъѐмки

Организация акции «Покормите птиц зимой»

Изготовление кормушек, листовок

4 этап

Организация “копилки добрых дел”.

Организация фотовыставки «Делаем добрые дела» совместно с родителями.