план по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста" для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_zozh_gruppa_4_podgotovishka.docx | 54.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
План по самообразованию
Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
подготовительная к школе группа №4
2020-2021 г.
Разработчик: воспитатель
Ефремова Е.А.
2020
Актуальность.
Современный век характеризуется быстрыми (порой негативными) изменениями в природной и социальной среде, а это сказывается на психическом и физическом здоровье человека. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя…».
Но решить эту проблему только воспитателям или только медикам не под силу. Поэтому необходимо объединение усилий семьи, воспитателей, медицинских работников и самого ребенка в борьбе за здоровье. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств: усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Эта система работы в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Участники: воспитатели, родители, дети, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
Цель: Создание комплексной системы познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленной на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
Для педага:
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме использования здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни;
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- разработать план мероприятий по проекту «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»;
- создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;
Для детей:
- углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
- формировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни;
- развивать интерес к физической культуре и спорту;
-помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
-научить " слушать" и "слышать" свой организм;
- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
-привить навыки профилактики и гигиены;
- развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
Для родителей:
- расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ;
-заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье;
Сроки реализации: сентябрь – май
Формы работы с детьми:
1. Знакомство с художественной литературой;
2. Беседы, отгадывание загадок;
3. Рассматривание картинок и иллюстраций;
4. Просмотр презентаций;
5. Рисование, аппликация и выполнение поделок;
6. Развлечения и досуги;
7. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
Формы работы с родителями:
1.Консультирование;
2. Анкетирование;
3.Создание продукта деятельности.
Работа с педагогами:
1. Консультации;
2. Памятки;
3.Выступление с отчетом о проделанной работе по данной теме на заседании педагогического совета (срок: май).
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей у детей представления об основах здорового образа жизни и активное включение воспитанников в данную среду;
- снижение показателя заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
- приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни;
- полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья;
- информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию;
Перспективный план работы с детьми и родителями
по теме
«Формирование основ здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы»
Таблица 1
Месяц | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | Подбор методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | -Беседа «Я расту здоровым!» (презентация) -Беседа«Нужные и ненужные тебе лекарства. Беседа о домашней аптечке» -Занятие по формированию основ ЗОЖ «Микробы и вирусы» -Рисование на тему «Микробы» -Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» -Просмотр мультфильма «Мойдодыр», «Зарядка» -Чтение «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» -Экскурсия в медицинский кабинет | -Анкетирование «Здоровый образ жизни в семье» -Консультация «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» -Консультация «Роль родителей в физическом воспитании ребенка» -Составление памятки "Здоровье-главное богатство человека" | -Давиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни. Вестник Балтийской Академии, 1996 г. -РППС: создание центра в группе «Обо мне и для меня» -Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана на учебный год). -Оформление картотеки пальчиковых игр по теме ЗОЖ |
Октябрь | -Беседа «Виды спорта» -Беседа по формированию основ ЗОЖ «Волшебные витамины» (презентация) - Беседа "Здоровье в порядке, спасибо зарядке" -Рисование «Спортсмены» -Д/игра «Угадай и назови эмоцию» -Пальчиковая гимнастика «Спортсмены»
| -Папка-передвижка «Значение и организация утренней гимнастики в семье» -Консультация "Оздоравливаем ребенка дома" -Выпуск стенгазеты «Я люблю спорт» -Привлечь родителей к оформлению альбома «Цветок моих эмоций» | - Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982. – 335с. -Оформление фотоальбома «Юные спортсмены» -Оформление дидактической игры «Мой день» |
Ноябрь | -Беседа «Тело человека» -Занятие по формированию основ ЗОЖ «Моё тело» -Рассматривание детской энциклопедии «Мое тело» Игра-импровизация: «Что умеет твое тело?». -Лепка «Веселые человечки» -Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек» -Практические задания: «Раскрась части тела», «Обведи кружочком подвижные части тела» | -Консультация «В здоровой семье – здоровые дети» -Рекомендации для родителей "Как одевать ребенка на прогулку" - Привлечь родителей к изготовлению с детьми поделки «Мой человечек» | -Береснёва З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ "Здоровый малыш". М. Творческий Центр Сфера, 2005г. -31с. - Оформление дидактической игры «Строение организма» -Оформление дидактической игры «Веселый человечек» |
Декабрь | -Беседа «Зимние игры и забавы» -Беседа «Зимний спорт» -Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка» -Рисование «Зимние развлечения» | -Консультация «Организация отдыха родителей и детей в зимнее время на свежем воздухе» Папка-передвижка "Лечебная гимнастика" - Организация на прогулочном участке снежного городка с постройками. - Привлечь родителей к изготовлению материала на тему «Внутренние органы человека» | -Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорамма; Москва: Глобус, 2007. - 112с. -Оформление дидактического пособия «Внутренние органы человека» |
Январь | -Беседа «Значение занятий спортом для укрепления здоровья» -Беседа «Утро радостных встреч с доктором Айболитом» -Беседа «Наше сердце с кулачок» -Пальчиковая гимнастика «Зимние виды спорта», «Фигурное катанье» -Спортивное развлечение "Веселые старты" -Рассматривание фотоальбома «Мои зимние увлечения» | - Консультация «Организация и проведение закаливающих процедур» -Оформление слайдовой презентации на тему «Зимние забавы на прогулке» - Буклет: «Основные заповеди «здоровой семьи» Оформление стенгазеты «Мои зимние увлечения» | -Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. - 2005. - №4. С.61-65 -Пополнение центра «Обо мне и для меня дидактической игрой «Витаминка» -Оформление картотеки самомассажа для детей |
Февраль | -Беседа "Какие бывают привычки" -Беседа «Волшебный массаж» (Обучение приёмам самомассажа) - "Мои верные помощники" (органы чувств) -Пальчиковая гимнастика «Грязнуля» | -Консультация «Причины плоскостопия». -Методические рекомендации "Игры и упражнения для профилактики плоскостопия" -Консультация «Массаж и его влияние на организм» -Фотовыставка "Как мы закаливаемся в детском саду" | -Яковлева Т.С. Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г. - 136с. -Оформление картотеки игр и упражнений для профилактики плоскостопия у детей. |
Март | Беседа "Скелет-наша опора" -Беседа "Осанка - стройная спина" -Пальчиковая гимнастика «У меня есть глазки», «Вот наш нос» | -Консультация "Красивая осанка" -Памятка для родителей "Игры для коррекции искривления осанки" | -Каралашвили Е. Упражнения для оздоравления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание №6, 2002 г. Оформление картотеки "Дыхательные гимнастика для детей подготовительной группы" |
Апрель | -Беседа "Какие бывают болезни" -Беседа "Беседа о здоровье и чистоте" Беседа "Сохрани свое здоровье сам" -Пальчиковая гимнастика «Гномики» -Дидактическая игра "Витаминка" | -Консультация "Влияние природных факторов на закаливание детей" -Папка-передвижка "Заботимся о здоровье детей вместе" -Презентация "Целебные свойства овощей, фруктов и ягод" -Оформление стенгазеты "Полезная пища" | - Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М. Просвещение, 1996 г. -Оформление картотеки "Гимнастика для глаз" для детей подготовительной группы |
Май | -Беседа "Мой режим дня" -Беседа "Береги здоровье смолоду" -Пальчиковая гимнастика «Овощи» Итоговая викторина "Что я знаю о себе" | Папка-передвижка "Когда и сколько заниматься" Консультация "Отдых летом" -Памятка для родителей "Игры нашего двора" -Слайдовая презентация (отчет) "Что я знаю о себе" | -Пукинская М., Рунова М. Активный отдых дошкольников. // Дошкольное воспитание, №12, 2001 г. |
Перспективный план по здоровьесберегающим технологиям
Подготовительная группа
Таблица 2
Месяцы | Неделя | Виды оздоровительно – профилактической работы | Комплекс упражнений |
СЕНТЯБРЬ | I | Дыхательные упражнения | Вырастим большими. На счет раз, два - подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, оттянуться – глубокий вдох через нос.На счет три, четыре – руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед – усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз. Дровосек. И.п. – широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. Раз – поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос. Два – наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) – усиленный выдох через рот. Три – и.п. повторить 7-8 раз в медленном темпе. Гуси шипят. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки, на пояс. Раз, два, три, четыре – наклониться вперед, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: Ш-Ш-Ш-Ш. повторить 4-5 раз в медленном темпе. Косарь. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произнести: Ж-У-Х! Ж-У-Х! повторить 7-8 раз в среднем темпе. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнения с мешочками на голове (100г).
| |
ОКТЯБРЬ | I | Дыхательные упражнения | Пилим дрова. (Выполнять парами) Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая, и разгибая руки в локтях, имитировать движения рук пилку дров, при этом произносить: Ж-Ж-Ж-Ж. повторять в течение 35- 40 секунд в медленном темпе. Подуй на свечку. Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет раз, два, сделать глубокий вдох через нос и рот; три, четыре – продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3-4 раза. Паровоз. Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука, отходящего или останавливающего поезда: Ч-у-х! Ч-у-х! повторять в течение 35-40 секунд. Надуй шар. Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет раз, два - сделать глубокий вдох через рот. На счет три, четыре – усиленный выдох через рот, имитируя движения рук увеличивающийся шар. Повторять 3-4 раза в медленном темпе. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | (повторить комплекс) Упражнения с мешочками на голове (100г).
| |
НОЯБРЬ НОЯБРЬ | I | Дыхательные упражнения | «Греем наши ручки». Соединить ладони и потереть ими до нагрева. «Проверяем носик». Нажимая указательным пальцем точку под носом. «Лепим ушки». Указательным и большим пальцем «лепим» ушки. «Правая ноздря, левая ноздря». Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем. «Сдуваем листок». Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнения с мешочками на голове (100г).
| |
ДЕКАБРЬ | I | Дыхательные упражнения | Навыки носового дыхания
|
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки |
| |
ЯНВАРЬ | I | Дыхательные упражнения | Смешанное дыхание. «Трубач». Стоя, сжать кисти рук в трубочку, поднять руки вверх – на медленном выдохе произнести «п – ф –ф –ф», по окончании – вдох. Повторить 3 раз. «Каланча». Стоя, руки раздвинуты – вдох, опуская руки, произносить звук (с-с-с). Повторить 3 раза. «Дровосек». Стоя, руки над головой сложены в «замке» - вдох. На выдохе наклон вперед со звуками (ух – х - х), как бы имитируется удар топором. Повторить 3 раза. «Свисток». Сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох, выдыхать со звуком (у – у – у). Повторить 3 раза. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнения с гимнастической палкой.
| |
ФЕВРАЛЬ | I | Дыхательные упражнения | «Часики». И.п. – о.с.: ноги в узкой стойке, руки опущены. Делая махи прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так». «Шар лопнул». И.п. – о.с : ноги в узкой стойке, руки опущены. Развести руки в стороны (вдох). Хлопок перед собой – выдох на звуке (ш – ш – ш). «Петух». И.п. – о.с.: ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произносить «ку – ка – ре – ку». «Вырасти большой». И.п. – о.с.: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю ступню – выдох на звуках (ух – х – х). |
II | Упражнения для глаз | Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
| |
III | Самомассаж | Самомассаж мышц языка.
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнение с мешочком.
| |
МАРТ | I | Дыхательные упражнения | «Маятник». И. п. – о.с.: ноги в широкой стойке, руки за спиной. Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться – вдох. «Гуси». И. п. – о.с.: ноги в широкой стойке, руки опущены. Наклон вперед, отвести руку назад – выдох на звуке (ш – ш – ш – ш). Выпрямиться (вдох). «Регулировщик». И.п. – о.с.: ноги в широкой стойке, одна рука поднята верх, другая – в сторону. Поменять положение рук резким движениям (вдох). Снова поменять положение рук (выдох). «Семафор». И.п.: сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить, выдох на звуке (с – с – с– с). |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж | Самомассаж ушных раковин.
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнение с мешочком.
| |
АПРЕЛЬ | I | Дыхательные упражнения | «Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги на звуке (ф - ф – ф– ф). «Цветок распускается». И.п. – о.с.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, потянуть руки вверх и в стороны - вдох (цветок раскрывается), вернуться в и.п. (выдох). Медленно. Повторить 4-6 раз. «Лес шумит». И.п. – о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо (вдох), вернуться в и.п. (выдох), то же влево. Повторить 5-6 раз. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх. «Поднимем выше груз». И.п. – о.с.: руки опущены, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки (вдох), вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз. |
II | Упражнения для глаз |
(Такую гимнастику для глаз можно представить малышу в виде игры уже в два года). | |
III | Самомассаж | Массаж головы.
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнение с мешочком.
| |
МАЙ | I | Дыхательные упражнения | «Травушка колышется». И.п. – о.с.: руки опущены. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями (вдох), опустить руки вниз (выдох). Повторить 4-5 раз. «Травушка растет». И.п.: стоя на коленях, пуки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево (вдох), опустить руки на плечи (выдох). Повторить 3-5 раз. «Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны и немного отводя голову назад, - вдох (грибок вырос). Повторить 6- 8 раз. «Насос». И.п. – о.с.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На выдохе вернуться в и.п., то же влево. Повторить 4-5 раз в каждую сторону. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж | Самомассаж «Маленькие волшебники».
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | (Повторить комплекс за март) Упражнение с мешочком.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»
Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...
ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятел...
ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Портфолио здоровья дошкольника, созданное совместно с педагогом и родителями систематизирует и расширяет знания о ЗОЖ, но и учит ребенка самостоятельно оценивать свое здоровье, а в р...
План работы по самообразованию «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
план для подготовишек...
План работы по самообразованию. Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и у...