Выступление на педсовете: «Совместная коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда и воспитателя»
статья

Рящина Лидия Викторовна

Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете:

Тема «Совместная коррекционно-развивающая деятельность

 учителя-логопеда и воспитателя»

          Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности.

        Работа учителя-логопеда в образовательном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы учителя-логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа  строится с учётом внутреннего расписания дошкольной группы. Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Также необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения, чтобы он успел усвоить и групповой материал.

       Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи  между учителем-логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе учитель-логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

        Какие формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей существуют в нашем детском саду?

1. В первую очередь, это обмен диагностическими сведениями о воспитанниках дошкольной группы. Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование воспитанников старших возрастных групп и знакомит с его результатами воспитателя. А воспитатель проводит диагностику общего развития, сообщает учителю - логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

2. Воспитатель является активным помощником учителя-логопеда при налаживании эмоционального контакта с детьми. В начале года организовываются экскурсии в логопедический кабинет, с целью преодоления негативизма и популяризации работы учителя-логопеда.

3. Расписание непосредственно образовательной деятельности дошкольной группы не включает специально отведенного для занятий с учителем - логопедом времени, поэтому специалисты (учитель-логопед и воспитатель) сообща выбирают время для логопедических занятий, основываясь на индивидуальных особенностях ребенка.

4.  Учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.

5. Воспитателям, чьи дети зачислены на занятия логопедического кабинета, предоставляется информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе с целью профилактики речевых нарушений. В свою очередь воспитатели делятся с учителем-логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. 

5. Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и групповых помещений мобильна, и позволяет воспитателю использовать в своей работе арсенал учителя-логопеда, а учитель-логопед, в свою очередь, использует дидактические материалы воспитателя в коррекционных целях.

6. Организации совместной деятельности и совершенствованию профессионального мастерства педагогов помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры занятий и посильная помощь при проведении открытых занятий, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы.

7. Учитель-логопед принимает участие в общих и внутригрупповых досугах и развлечениях, привлекает воспитателей при проведении логопедических досугов, а так же специалисты проводят интегрированные досуговые мероприятия, в которых сочетаются задания коррекционной (артикуляционная гиманастика, логоритмические упражнения) и общеразвивающей направленности.

      Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.

       Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.

       Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В статье представлен опыт взаимодействия специалиста и воспитателей группы компенсирующей направленности в рамках коррекционно-развивающей деятельности....

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...

Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР 5-6 лет. Тема: "Лесная сказка"

способствовать расширению и углублению знаний о диких животных через речевую и художественно - эстетическую деятельность...

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя-логопеда и воспитателя

Выступление учителя-логопеда Якуниной Татьяны Николаевны на педагогическом совете:Тема: «Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя-логопеда  и воспитателя»Эффек...

Выступление на педсовете «Совместная деятельность педагога и детей»

Жизненно важную роль взрослого на формирование личности ребёнка дошкольного возраста подтверждается исследованиями отечественной и зарубежной психологии. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю в...