Планирование образовательного процесса.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Рыдченко Инна Николаевна

Ежедневную образовательную деятельность проектируется с учетом ситуации месяца ДОУ, инициативы детей и принципа интеграции образовательных областей, с учетом возрастных особенностей, запросов детей. В работе применяются традиционные и современные образовательные технологии: игровые, исследовательской деятельности, ИКТ, проектной деятельности, моделирования, План-дело-анализ» Л.В. Свирской; «Утренний круг», метод трёх вопросов, «Рефлексивный круг», «Линейный календарь». Используется проблемный и поисковый метод в работе, применяется событийная организация образовательного процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сентябрь.

Ситуация месяца:  «Мой дом – детский сад».

Цель: создать условия для обогащения представлений о детском саде у детей.

Задачи:

Познавательное развитие.

Знакомить детей с деятельностью тех, кто работает в дошкольном учреждении.

Знакомить с территорией детского сада, развивать умение в нем ориентироваться.

Организовать разработку детьми правил жизни в группе и зафиксировать их в виде пиктограмм.

Развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе.

Развивать навыки группового общения и поведения.

Разработать совместно с родителями «Правила для родителей» и плана развития социальных навыков на учебный год.

Организовать разработку воспитателями «Правил для воспитателей».

Социально-коммуникативное развитие:

Создавать условия для формирования умения контролировать свое поведение.

Создавать условия для формирования самостоятельного принятия собственных решений.

Создавать условия для формирования способности встроиться в совместную деятельность с другими детьми, работать в группе.

Речевое развитие.

Создавать условия для формирования умения составлять описание предметов по образцу.

Создавать условия для формирования умения свободно использовать сложные предложения разных видов.

Создавать условия для формирования умения составлять подробный, структурированный рассказ по картине / серии картинок.

Художественно-эстетическое развитие.

Создавать условия для формирования умения рисовать сложные насыщенные деталями изображения, отчетливо передавая формы предметов.

Создавать условия для формирования умения лепить из пластилина фигурки людей и животных.

Создавать условия для формирования умения самостоятельно вырезать фигуры по контуру и делать аппликацию.

Создавать условия для формирования умения собирать из конструктора объекты различной сложности по образцу.

Физическое развитие.

Упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами с продвижением вперед.

Упражнять в отбивании мяча от земли.

Создавать условия для формирования умения полностью контролировать свои движения.

Организация ППРС

Центр книги и познания: книги, открытки, загадки, мультфильмы, фото о Д/С и семьи.

Центр творчества: карандаши, краски, разные виды бумаги, картон, раскраски,  пластилин.

Центр конструирования: различные виды конструкторов, коробочки, бутылки, и другой бросовый материал.

Центр игры: игры «Магазин», «Кафе», «Больница», «Аптека», «Шофер».

Центр двигательной активности: кегли, мячи, кубики для перепрыгивания и другой спортивный инвентарь.

Центр ПДД: игровое поле, машинки, домики, дорожные знаки.

Центр экспериментирования: песок, вода, соль, сахар, трубочки для опытов и др.

Итоговое мероприятие.

Большая игра – День самоуправления



Предварительный просмотр:

Октябрь

Ситуация месяца: «Мой город»

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о городе и его истории.

Задачи:

Познавательное развитие.

Знакомить со своим городом, воспитывать гордость за него.

Создавать условия для формирования умения заботиться о чистоте двора, игровой площадки.

Создавать условия для формирования умения ориентироваться в своем районе, знать историю города, достопримечательности.

 Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результату в городе.

Социально-коммуникативное развитие:

Создавать условия для формирования умения пользоваться правилами поведения на улицах города и в общественных местах.

Создавать условия для формирования умения контролировать свое поведение.

Создавать условия для формирования умения проявить инициативу и самостоятельность в деятельности.

Создавать условия для формирования умения самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать за собой все на свои места.

Речевое развитие.

Создавать условия для формирования умения описывать положение предметов по отношению к себе.

Создавать условия для формирования умения писать свое имя.

Создавать условия для формирования умения различать звуки в словах и правильно их произносить.

Создавать условия для формирования умения различать значения многозначных слов в контексте.

Художественно-эстетическое развитие.

Создавать условия для формирования умения вырезать из бумаги фигуры для аппликации по контуру.

Создавать условия для формирования умения раскрашивать сложные изобразительные формы, не выходя за контуры рисунка.

Создавать условия для формирования умения лепить из пластилина/глины фигурки животных и людей.

Создавать условия для формирования умения правильно держать карандаш и регулировать нажим на карандаш.

Физическое развитие.

Упражнять в прыжках через скакалку.

Создавать условия для формирования умения бегать в эстафетах.

Создавать условия для формирования умения прыгать на одной ноге с продвижением вперед.

Упражнять в ловле маленького мяча.

Организация ППРС

Центр книги и познания: книги, открытки, игры о городе.

Центр творчества: карандаши, краски, разные виды бумаги, картон, раскраски, пластилин.

Центр конструирования: различные виды конструкторов, коробочки, бутылки, и другой бросовый материал.

Центр игры: игры « Магазин», «Кафе», «Больница», «Аптека», «Шофер».

Центр двигательной активности: кегли, мячи, дартц и другой спортивный инвентарь.

Центр ПДД: игровое поле, машинки, домики, дорожные знаки.

Центр экспериментирования: набор для экспериментирования с электрическими схемами.

Итоговое мероприятие.

Праздник Осени – Осеннее кафе.



Предварительный просмотр:

Ноябрь.

Ситуация месяца:  «Я житель земного шара».

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о многообразии растительного и животного мира на Земле: о народах, населяющих Землю их истории, культуре и традициях; о природных явлениях и катаклизмах.

Задачи:

Познавательное развитие.

Формировать представления о том, что на Земле существуют горы, реки, города, пустыни, тропики и т.д., развивать желание узнавать о земле как можно больше.

Формировать представление о том, что много народов населяют землю и у них различные традиции, образ жизни; развивать толерантность.

Формировать представление о времени, о том, какая земля была раньше и теперь (лента времени).

Формировать чувство принадлежности к мировому сообществу.

Воспитывать ценностное отношение к труду в различных культурах и природных зонах.

Формировать целостную картину мира (география, история, экология).

Социально-коммуникативное развитие:

Создавать условия для формирования умения самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после занятий.

Создавать условия для формирования знаний правил безопасного поведения.

Создавать условия для формирования способности встроиться в совместную деятельность с другими детьми, работать в группе.

Речевое развитие.

Создавать условия для формирования умения составлять описание предметов по образцу.

Создавать условия для формирования умения различать звуки в словах.

Создавать условия для формирования умения заменять слова синонимами, подбирать эпитеты.

Создавать условия для формирования умения использовать сложные предложения разных видов.

Художественно-эстетическое развитие.

Создавать условия для формирования умения рисовать сложные насыщенные деталями изображения, отчетливо передавая формы предметов.

Создавать условия для формирования умения лепить из пластилина фигурки людей и животных.

Создавать условия для формирования умения самостоятельно вырезать фигуры по контуру и делать аппликацию.

Создавать условия для формирования умения собирать из конструктора объекты различной сложности по образцу.

Физическое развитие.

Создавать условия для формирования умения перепрыгивать через препятствия высотой более 10 см.

Упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами с продвижением вперед.

Упражнять в отбивании мяча от земли.

Создавать условия для формирования умения полностью контролировать свои движения.

Организация ППРС

Центр книги и познания: книги, открытки, игры о Земле. О народах Земного Шара, их традициях, образе жизни.

Центр творчества: карандаши, краски, разные виды бумаги, картон, раскраски,  пластилин.

Центр конструирования: различные виды конструкторов, коробочки, бутылки, и другой бросовый материал.

Центр игры: игры «Магазин», «Кафе», «Больница», «Аптека», «Шофер».

Центр двигательной активности: кегли, мячи, кубики для перепрыгивания и другой спортивный инвентарь.

Центр ПДД: игровое поле, машинки, домики, дорожные знаки.

Центр экспериментирования: песок, вода, соль, сахар, трубочки для опытов и др.

Итоговое мероприятие.

Большая игра «Народы мира».



Предварительный просмотр:

План мероприятий, связанных с «Ситуациями месяца», на учебный год (2022-2023)

Срок проведения

Ситуация месяца, мероприятие

Цели «Ситуаций месяца»

Содержание работы

1 сентября – 30 сентября

«Мой дом – детский сад»

Большая игра – День самоуправления

Знакомить детей с деятельностью тех, кто работает в дошкольном учреждении.

Знакомить с территорией детского сада, развивать умение в нем ориентироваться.

Организовать разработку детьми правил жизни в группе и зафиксировать их в виде пиктограмм.

Развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе.

Развивать навыки группового общения и поведения.

Разработать совместно с родителями «Правила для родителей» и плана развития социальных навыков на учебный год.

Организовать разработку воспитателями «Правил для воспитателей».

Коллектив ДОО, должности, порядок на участке и в группе.

Опрос детей: «Что бы вы хотели, чтобы было в этом году в группе?»

Нормы и правила поведения в группе.

Проблемные ситуации для воспитателей и детей: «Как разрешить конфликт?», «Как утешить друга, как ему помочь?»

Презентация «Волшебного телефона», «Клубного часа», «Кресла размышлений», «Коврика мира».

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми во всех режимных моментах.

Мои друзья: как подружиться, как помириться. Праздник «День именинника».

1 октября – 31 октября

«Мой город»

Знакомить со своим городом, воспитывать гордость за него.

Формировать умение заботиться о чистоте двора, игровой площадки.

Формировать умение ориентироваться в своем районе, знать историю города, достопримечательности.

 Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результату в городе.

Осень в городе и его окрестностях.

Мои соседи. Мой двор и дом.

Правила поведения в магазине, поликлинике, транспорте, музее, театре.

Музеи, достопримечательности. Виды искусств.

Фотовыставка «Наша семья на фоне достопримечательностей города».

Социальная акция «Сделай свой двор чистым и удобным».

Экологическая акция «Сделай свой город чистым и удобным».

Карта района» начертить свой маршрут от дома до сада. Краеведение: изучение достопримечательностей города.

Выставка детских рисунков и поделок «Самое красивое место в нашем городе».

Посещение музеев и библиотек.

1 ноября – 30 ноября

«Я – житель земного шара».

Большая игра – «Народы мира»

Формировать представления о том, что на Земле существуют горы, реки, города, пустыни, тропики и т.д., развивать желание узнавать о земле как можно больше.

Формировать представление о том, что много народов населяют землю и у них различные традиции, образ жизни; развивать толерантность.

Формировать представление о времени, о том, какая земля была раньше и теперь.

 (лента времени).

Формировать представление о безопасном поведении в различных природных ситуациях.

Формировать чувство принадлежности к мировому сообществу.

Воспитывать ценностное отношение к труду в различных культурах и природных зонах.

Формировать целостную картину мира (география, история, экология).

Каждая группа выбирает любую культуру (этнос) и «проживает», обыгрывает ее в течение месяца.

Как я забочусь о своей родной планете, от кого зависит на ней жизнь и мир.

Мои братья меньшие.

Природа и люди, традиции, история, география – в этой культуре или этносе, которую выбрала группа для «проживания».

Беседа «Опасные природные ситуации – безопасное поведение».

Экскурсии по группам детского сада (т.е. по этносам и странам), где экскурсоводы – сами дети.

Посещение зоопарка, музеев.

1 декабря – 13 января

«Рождественский подарок»

Формировать представление о том, почему много людей на Земле отмечают Рождество.

Знакомить с народными традициями проведения Рождества и самим в них участвовать.

Проводить «социальные акции»: готовить добрые подарки для детей и родителей, для воспитателей, родных, соседей; помогать тем, кто не может сам о себе позаботиться (главная традиция Рождества)

Зима. Природа. Рождество. Вертеп. Колядки. Народные традиции – народное искусство. Приобщение к музыкальному искусству.

Разыгрывание рождественских историй с детьми. Добро и зло. Милосердие и великодушие. Ложь, лень, непослушание, преступление, проступок, наказание. Любовь, ненависть, красота, уродство (на примере классических произведений художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства).

Социальные акции: «Помощь старым и больным», «Помощь тем, у кого нет семьи и дома», «Сбор игрушек для детского дома».

16 января – 15 февраля

«Мальчики и девочки»

Формировать знание и принятие своей гендерной принадлежности.

Воспитывать этикет общения между мальчиками и девочками и выполнять его в повседневной жизни.

Формировать умение заботиться о своем здоровье и понимать важность занятия спортом.

Как я устроен. Мужчина и женщина. Чем я отличаюсь от животного. Кто и что от меня зависит. Мои чувства.

Здоровый образ жизни: тело, функции органов. Правильное поведение.

Чтение сказки «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, русской народной сказки «Снегурочка».

Рыцари и дамы – этикет. Заключительный праздник «Рыцарский турнир»: дракон ловит девочек, «рыцари» их защищают и совершают подвиги в честь прекрасных дам. Бал прекрасных дам и благородных рыцарей.

Конкурс «лучшее платье принцессы».

Изготовление рыцарских доспехов и платьев для принцесс вместе с родителями.

14 февраля – День влюбленных: подарки и подвиги мальчиков и девочек.

16 февраля – 17 марта

«Моя семья, мои корни»

День защитников отечества.

Мамин день.

Формировать представление о своем роде, своей семье, семейных ценностях, традициях и семейных ролях.

Родовое дерево. Знаменитые люди нашего рода, где они  жили, кем работали.

Папин и мамин день. Семейные обязанности мамы, папы, детей, бабушек и дедушек.

Праздник Масленицы в моей семье.

Концерт 8 Марта – дети и родители для воспитателей. Разыгрывание ситуаций: бабушка заболела, день рождение мамы, к нам пришли в гости, родился братик, один дома, уборка в доме, планирование семейного бюджета.

20 марта – 14 апреля

«Космос. Я часть вселенной»

Формировать экологическое сознание; подвести к пониманию того, что человек – часть природы, и, как вся природа, он живет во Вселенной по определенным законам; принимая законы и зная их, он приносит пользу природе, нарушая – вред.

Формирование экологического сознания через технологию «Две коробочки». В одну, зеленую, дети складывают все, что полезно природе (приносят из дома), в другую, черную, – то, что вредно.

Экологический «сбор батареек», «сбор макулатуры».

Коллективные семейные игры – «Как спасти ежа», «Как спасти амурского тигра», и т.д., эксперименты с водой, огнем, воздухом, как воспитание экологического сознания.

Посадка деревьев и цветов вместе с родителями. Семейные проекты по истории советских космонавтов и истории человечества.

17 апреля – 13 мая

«Мы живем в России»

Театральная неделя.

9 мая – День Победы

Формировать гражданскую принадлежность; знание о том, что мы живем в России, о нашем гимне, гербе, нашей территории; народах, населяющих Россию; о том, что нас много, и мы все разные (фестиваль культур, ярмарка народов России).

Формировать представление об истории России; разыгрывать исторические сцены российской истории.

Развивать чувство сопричастности к народным торжествам, связанным с Днем Победы; заботиться об участниках войны и памятниках павшим воинам.

О государстве: у нас много национальностей, народов и они все разные.

Фестиваль культуры народов России и других национальных культур из тех, что есть в детском саду.

Игра «Государство». Кто и что от меня зависит. Мои права и обязанности.

Ярмарка семейных поделок; для чего нужны деньги, как рационально вести хозяйство. Формирование ценностного отношения к труду.

Герои и великие люди России.

Социальные акции: «Поздравь ветерана», «Бессмертный полк». Поздравления ветеранов, возложение  цветов к памятнику павшим воинам вместе с родителями.

Театральная деятельность: разыгрывание сцен из русской истории. Русские богатыри. Войны и битвы: Ледовое побоище, Бородино, битва за Москву во время ВОВ

Военная игра «Зарница»

Посещение музея Боевой Славы, Стеллы Победы.

16 мая – лето

«Таинственный остров»

 Большая игра – «ЯРМАРКА»

Формировать у ребенка позицию исследователя, развивать любознательность. Формировать активную жизненную позицию. Задания детям на лето: сделать добрые дела близким, друзьям, соседям; обязательно летом что-то изучить, устроить праздник для друзей и родителей.

Доклады детей о совместной с родителями исследовательской деятельности.

Конкурс проектов.

Нахождение таинственного клада, борьба с пиратами. Дружба, предательство, совместная работа на таинственном острове, эксперименты с водой, землей, деревом.

Организация дискуссионного клуба «Я могу».



Предварительный просмотр:

Работа с родителями на 2022-2023г.

сентябрь

  1. Консультация для родителей «ПДД для детей и родителей»
  2. Уголок безопасности « Ребенок на улице»
  3. Родительское собрание « Вот и стали мы на год взрослее»
  4. Индивидуальные беседы с родителями: Ромы, Олега, Дарины, Амины, Кирилла «Одежда детей ранней осенью».

Итоговое мероприятие. Праздник « День знаний»

                                                   « День дошкольного работника»

октябрь

  1. Размещение в родительском уголке материала о речевом развитии детей 6-7  лет и списка книг « что почитать детям об осени»
  2. Передвижка «Осень»
  3. Консультация для родителей « Внебольничная вирусная пневмония.»
  4. Привлечь родителей к подготовке и участию в празднике осени.
  5. Предложить родителям сделать выставку фотографий «Мой город» «достопримечательности Зеленогорска»

Итоговое мероприятие. Праздник « Осеннее кафе»

ноябрь

  1. Консультация для родителей «Игры на открытом воздухе», «Как научить ребенка владеть собой», «Любите детей долго и нудно».
  2. Индивидуальные беседы с родителями: Арсения, Олега, Дарины, Амины, Кирилла «Одежда детей поздней осенью».
  3. Подготовка и проведение совместных детско-родительских праздников «День именинника».
  4. Детско-родительский проект «Стран так много на Земле»

Итоговое мероприятие. Большая игра «Народы мира».

декабрь

  1. Размещение в родительском уголке материала о речевом развитии детей 5-6 лет и списка книг « Зимние сказки».
  2. Советы родителям «Профилактика ОРВИ и ГРИППА»
  3. Консультация : «Как организовать выходной день с ребенком»
  4. День добрых дел «Наши меньшие друзья» изготовление кормушек.
  5. Конкурс творческих семейных работ «Елочная игрушка»
  6. Снежные постройки и зимние игры  в час семейных встреч на участке.

Итоговое мероприятие. «Новый год».

январь

  1. Размещение в родительском уголке материала о гендерном воспитании мальчиков и девочек.
  2. Анкетирование родителей «Взаимодействие с детьми в семье».
  3. Беседы с родителями Ксении и Кирилла об увлечении детей и сохранности их здоровья.
  4. Подготовка и проведение совместных детско- родительских праздниках.
  5. Детско-родительский проект «Выполнение правил- главное условие безопасности жизни».

Итоговое мероприятие. «Колядки на Рождесво».

февраль

  1. Размещение в родительском уголке материала о правильном питании и витаминах.
  2. Анкетирование родителей «Взаимодействие с детьми в семье».
  3. Беседы с родителями: Савелия  Саши Дарины Кирилла  
  1. « Как организовать выходной день с ребенком»
  1. Подготовка и проведение совместных детско- родительских праздниках.
  2. Детско-родительский проект «Выполнение правил- главное условие безопасности жизни».

Итоговое мероприятие. 

- выставка поделок посвящённых «23 февраля»

- стенгазета наши проекты

март

  1. Размещение в родительском уголке советы « Профилактика ОРВ и ГРИППа
  2. Анкетирование родителей «Взаимодействие с детьми в семье».
  3. Беседы с родителями : Кристина Марина Дарина Алиса Савелии Рома «Как предупредить авитаминоз у детей»
  4. Подготовка и проведение совместных детско- родительских праздниках.

Итоговое мероприятие. 

выставка поделок посвящённых «8марта», «Праздник мам!»

апрель май

  1. Размещение в родительском уголке информационно- иллюстративного материала о городе, информация о теме недели.
  2. Консультация на тему «Осторожно! Клещи!»
  3. Привлечь родителей к созданию атрибутов для парада Победы.
  4. Создание выставки «Военная техника», «Бессмертный полк»
  5. Привлечь родителей к созданию альбома «Русские богатыри. Воины и битвы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательного процесса в ДОУ

Теория и схемы планирования образовательного процесса в ДОУ. Информация для воспитателей....

Организация и планирование образовательного процесса

Модели организации образовательного процесса в ДОУ. Структура образовательного процесса.Варианты планирования работы воспитателя....

Организация и планирование образовательного процесса

Модели организации образовательного процесса в ДОУ. Структура образовательного процесса.Варианты планирования работы воспитателя....

Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического ...

Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Планирование работы воспитателя ДОО  ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы"  под редакцией Н.Е.Вераксы,...