Сказка лож да в ней намек.
проект

Биллер Надежда Николаевна

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет. (Слова песенки из «Домовенка Кузи»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno_isledovatelskaya_deyatelnost.docx235.88 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа «Сказка в жизни ребенка».

Подготовила : Биллер Н.Н  «МБДОУ Детский сад села Ключи».

 ОГЛАВЛЕНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ

1. «Русская народная сказка»

- Откуда пришла русская народная сказка?

-О пользе русской народной сказки в жизни ребенка.

2. Анкетирование.

3.«Творческая копилка»

 -Буклет для родителей «Читайте сказки правильно!»

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет. (Слова песенки из «Домовенка Кузи»).

Я очень люблю сказки. Еще с раннего детства мне читали их мама и

бабушка. Мама рассказывала, что мне всегда было очень интересно их

слушать. Я запоминала сказки на слух и рассказывала их своим детям. Но

это было давно. Сейчас мне уже много  лет, но я продолжаю любить и читать

сказки. На моей книжной полке они занимают особое место, потому что,

во-первых это память о детстве, а во-вторых, среди прочей литературы

(хрестоматий, энциклопедий и учебников) книги со сказками всегда

напоминают мне о том, что вокруг нас, хотя и невидимо, но все-таки

существует волшебство, благодаря которому во мне, да я думаю, и в

каждом человеке, живет вера в чудо. А в-третьих, я считаю, что не только

в детстве, читая сказки, мы учимся доброму, учимся думать и совершать

хорошие поступки, но и сейчас, став взрослее, и продолжая читать сказки,

я не перестаю черпать «сказочную мудрость». По мере того как я

взрослела, ко мне приходило осознание того, что из всех сказок для меня

интереснее русская сказка. Сказки, написанные русскими сказочниками

или сложенные русским народом мне ближе и понятнее по духу

Мне четко понятно, что сказка – это один из популярных и любимых

жанров в фольклоре и литературе народов мира. Сказки – это

занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и

приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг

друга. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают

нас своей сказочной фантазией. Помогая принимать этот серый, не всегда

добрый реальный мир.

А недавно у нас в саду проводился опрос на тему «Русская народная сказка в современном мире». И тут я задумалась: откуда же взялась русская народная сказка? Как давно она появилась? И для чего она нужна людям вообще, а конкретнее детям? Какова же значимость пользы русской народной сказки для детей?

          Цель: проследить роль русской народной сказки в жизни  ребенка.  Для достижения поставленной цели исследовательской работы, мне нужно решить ряд задач:

- найти в различных источниках и изучить, откуда и как давно появилась русская народная сказка;

-провести анкетирование по теме работа  родителей, а также    воспитателей

 -совместно с воспитателями создать буклет для родителей «Читайте сказки правильно!»

- сделать выводы.

       Объект исследования: русская народная сказка.

       Предмет исследования: роль русской народной сказки в духовно-

нравственном воспитании ребенка .

       Гипотеза: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

А.С. Пушкин

      Методы исследования: размышления, чтение тематической

литературы, анкетирование, , анализ результатов, проектирование.

                   Откуда пришла русская народная сказка?

Сказка, это один из жанров в литературном народном творчестве.

Сказка, это иллюзия, волшебный мир, вымысел, повествование, который

придуманный людьми. Слово «сказка»  в его современном смысле

появилось только в XVII веке. До этого говорили  байка или  басня (от

слова баять - рассказывать).

В. И. Даль в своем словаре описывает слово «Сказка» – от

сказывания да пересказывания – смутки да баламутки. В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и

писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много

общались между собой: пересказывали услышанные от других истории,

придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями,

шутили, фантазировали. Самые интересные и яркие рассказы оставались в

памяти многих на долгие времена и устно пересказывались,

распространяясь в пространстве и времени. Никто не знал, кто первым

рассказал ту или иную историю, чья именно фантазия породила

удивительный шедевр. «В народе говорят…», «мне рассказала моя

бабушка, а ей ее» - так объясняли происхождение сказок, именно поэтому

они считаются народными. Итак, «народные» потому, что никто не знает

имя настоящего автора, оно попросту забыто. Гораздо позже, когда в мире

появились рукописные книги, затем печатные, а у творцов – перо и бумага,

а потом и печатная машинка, то все, созданные человеком произведения,

записывались с указанием имени автора. Сказки, у которых есть автор,

называются «литературными». В литературе существует большое

разнообразие народных произведений, позже ученые объединили их в

группы за общими признаками и дали этим группам названия: мифы,

легенды, предания, сказки. Все эти группы имеют и разное

происхождение.

Русские народные сказки – это словесно изображенные мечты

людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный

судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется.

Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умным, слабый хочет быть

героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о

любви и счастье. И в сказках все это сбывается! Между разнообразными памятниками устной народной словесности (песнями, пословицами, поговорками, причитаниями, заговорами и загадками) весьма видное место занимают сказки. Тесно связанные по своему складу и содержанию со всеми другими памятниками народного слова и исполненные древними преданиями, они представляют много любопытного и в художественном и в этнографическом отношениях. Как ото всех народных произведений, от сказок веет поэтической чистотой и искренностью; с детскою наивностью и простотой, подчас грубой, они соединяют честную откровенность и свои повествования передают без всякой затаенной иронии и ложной чувствительности. Мы говорим о сказках древнейшего образования. В позднейшем своем развитии и сказка подчиняется новым требованиям, какие бывают порождены ходом дальнейшей жизни, является послушным орудием народного юмора и сатиры и утрачивает первоначальное простодушие (см. сказки о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, о Шемякином суде и др.). Но всегда сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды; она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою. Напечатанная нами сказка о правде и кривде задает практический вопрос: как лучше жить –

правдою или кривдою? Здесь выведены два лица, из которых каждый

держится противоположного мнения: правдивый и криводушный.

Правдивый – терпелив, любит труд, без ропота подвергается несчастью,

которое обрушилось на него по злобе криводушного, а впоследствии,

когда выпадают на его долю и почести и богатство, он забывает обиду,

какую причинил ему криводушный, вспоминает, что некогда они были

товарищами, и готов помочь ему. Но чувство нравственное требует для

своего успокоения полного торжества правды – и криводушный погибает

жертвой собственных расчетов. На таком нравственном начале создалась

большая часть сказочных интриг.

По многим источникам насчитывается около 300 русских народных

сказок.

О пользе русской народной сказки в жизни ребенка.

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная

оценка ребенком жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.

Для чего нужны ребенку сказки? Значение сказок в воспитании детей

трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они

обретают волшебную силу, благодаря которой могут обучать, развивать,

исцелять. Все мы помним самые первые сказки про Репку, Теремок,

Колобка и Курочку Рябу. Именно с них мы учились различать добро и зло,

любить, сопереживать, заботиться друг о друге.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник

нравственного восприятия. Благодаря сказке ребёнок познает мир не

только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на

события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и

злу.

В сказке черпаются первые представления о справедливости и не

справедливости. Первоначальный этап воспитания тоже происходит с

помощью сказки. Сказки являются важными воспитательными средствами,

в течение столетий выработанными и проверенными народом. Сказка

наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека,

в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек

отличается от зверя и птицы. Любая сказка ориентирована на социально

педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит,

побуждает к деятельности и даже лечит. Сказки представляют, намой взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей, она

неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без

которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к

человеческому несчастью, горю, страданию. Сказка не даёт прямых

наставлений, но в содержании всегда заложен урок, учит быть дружными,

трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.

Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого

человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не

являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное

воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими,

он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается

негативному воздействию извне. Сказка не дает прямых наставлений

детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без

разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они

постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми;

«Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию (Колобок не послушал

дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела.), а еще учит не

доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой

учатся сочувствию к ближним. Но нравственное воспитание детей

происходит на всем протяжении их жизни, поэтому невозможно

недооценить важность семьи в нравственном воспитании. Задача

родителей помочь своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные

вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы

малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и

одобряемы обществом. Что же такого полезного дают волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев. Естественно, став добрым в сказке, ребенок уже понимает разницу между добром и злом.

Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой

всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он

прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка

активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Еще один большой

плюс в том, что чтение сказок – это момент, который укрепляет семью.

Психологи так же отмечают, что сказки полезны и для родителей. Когда

папа и мама не рассказывают сказок детям, это свидетельствует об их

собственных комплексах. Ведь мы с годами запрещаем себе мечтать,

ждать чуда. Сказка дает это ощущение. Поэтому она, как батарейка,

заряжает изнутри… Итак, можно однозначно заключить, что польза

сказок, несомненно, велика. При помощи сказок, взрослые могут обогатить

внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А

это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными

людьми.

 В русских сказках богатство никогда не имело собственной

ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным

человеком. Богатство имело значение как средство достижения других

целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были

достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не

зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных

помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно

уходило. Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие

попытки использовать образ сказочного героя как образа человека

приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке

противоречия – победы героя-дурачка, низкого героя. Это противоречие

преодолевается, если рассматривать простоту дурачка, как символ всего

того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность,

хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться

его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна. Еще

одна важная особенность народной духовной жизни находит свое

отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как

повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства –

противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает

жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие

радость труда, кончаются одной и той же присказкой . «Тут на радостях все

они вместе в пляс-то и пустились….» В сказке отражаются и другие

нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая

торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому

последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных

поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической.

Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в

противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом,

порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого.

Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе

или нет, и тогда он очень прост .Таким образом, мудрость и ценность

сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл

важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С

точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения

жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

. Анкетирование.

Какую роль русской народной сказке отводят в современном саду?

Для ответа на этот вопрос мы разработали анкету «Русская народная

сказка в садике», состоящую из 4 вопросов, и предложили воспитателям  

ответить.

Всего в «МБДОУ Детский сад села Ключи» 3 педагогических

работника. И все они в своей работе обращаются к сказкам,

мы составили таблицу с данными нам ответами.

1. Часто ли вы в своей

практике

используете

русские народные

сказки?

 «Да»

  «Стараюсь часто»

 «Не очень часто, по мере

возможности»

 «Не часто. Практически не

использую»

2.Скакой целью вы используете сказки?

 «С воспитательной»

 «Для нравственного воспитания»

 «Сказкотеропия» - с развивающей

 воспитательной целью,

для

развития речи»

 «С игровой целью, с целью

извлечения жизненного урока»

«С целью развития

нравственного воспитания,

пересказа, рассказывания,

развития устной речи»

3.Чему учит русская народная сказка?  

 «Русская народная сказка учит

народной мудрости,

справедливости»

 «Учит любить свою страну,

защищать ее, учит трудолюбию,

правильным взаимоотношениям в

семье, доброте»

 «Добру, справедливости,

вежливости, дружбе,

взаимопомощи, взаимовыручке,

честности»

 «Добру, справедливости,

честности»

 «Добру, любви, уважению»

 «Добру, справедливости, умению

отличать хорошее от плохого,

размышлять, развивать речь»

 «Добру, терпению, трудолюбию,

уважению старших,

взаимопомощи, жертвенности,

любви, вере в хорошее, доброте»

 «Учит добру, честности»

 «Мудрости, добру, вере в

волшебство, а так же учит с

раннего детства правильным

взаимоотношениям с близкими

людьми»

 «Мудрости, доброте,

справедливости,

ответственности»

Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию дошкольника?

 «Да»

 «Несомненно»

«Нет»

Проанализировав данные ответы, можно сказать, что сказка

несомненно носит развлекательный, воспитательный, развивающий и

обучающий характер. Именно поэтому, велико значение сказок в

воспитании и обучении детей, потому что они занимают ум, чувства.

Далее, для того чтобы узнать, какое место сказка занимает в жизни

детей в семье, мы разработали анкету и для родителей детей , «Русская народная сказка в жизни ребенка», которая состояла из 6 вопросов. На них мы предложили ответить родителям. К сожалению, не все родители захотели принять участие в анкетировании. Всего на вопросы анкеты ответило 10 человек. Все ответы по данному анкетированию, мы аналогично собрали в таблицу.

1. Читали ли Вам в

детстве русские

народные сказки?

«Да»

«Иногда»

«Часто»

«Рассказывали»

2. Читаете ли Вы

сказки своему

ребенку?

 «Да»

 «Читаю»

 «Иногда»

 «Нет»

3. Как часто? 

 «Каждый день»

 «Каждый вечер»

 «Очень часто»

 «По вечерам»

 «3 раза в неделю»

 «По выходным»

 «Один раз в неделю»

 «Все зависит от времени»

4.  Обсуждаете ли

Вы сюжет, героев

сказки с ребенком

после прочтения?

 «Да»

 «Почти всегда»

 «Чаще да»

 «Не всегда»

 «Иногда»

 «Зависит от занятости»

5. Способствует ли

русская народная сказка

нравственному

развитию ребенка?

 «Да»

«Не знаю»

 «Нет»

6. Чему учит

русская народная

сказка?

 «Добру, справедливости, честности,

порядочности»

 «Добру, уважению, вежливости»

 «Добру»

 «Мудрости и тому, что добро всегда

побеждает зло»

 «Доброте, труду, ловкости»

 «Не обманывать и не драться»

 «Жизни»

 «Дружбе и «Русскому АВОСЮ»»

 «Всему»

Проанализировав эти ответы, мы пришли к выводам о том,

практически все родители ежедневно читали сказки своим детям.

 Но не все уделяют внимание обсуждению прочитанного вместе с детьми. Это в свою очередь необходимо делать, так как взрослый может объяснить поведение того или иного персонажа, помочь ребенку до конца осмыслить сюжет, и «вынести» из сказки определенный жизненный урок. Но только часть родителей понимают значение сказок в жизни своих детей. Другая же часть проигнорировала анкетирование вовсе.

Скорее всего, они думают, что в наш компьютерный век не нужна сказка, в

нынешнее время их ребенку достаточно телевидения, где можно найти

уйму разнообразных детских каналов, компьютеров с их новомодными

играми. Но это не так. Сказку не заменит ничто! С такими родителями

нужно проводить просветительскую работу о пользе сказок, чаще

вовлекать их в совместную творческую деятельность.

Буклет для родителей «Читайте сказки правильно!»

Читая ребенку сказку, родители чаще всего лишь просто

прочитывают текст, оставляя без внимания объяснения, что хорошо, что

плохо и почему. Они упускают возможность, воспитывать своего ребенка

на примере положительных героев. Сказка является очень действенным

инструментом в воспитании. Она учит доброте, преданности, уважению,

учит различать добро и зло. Слушая сказку, ребенок получает красивый и

правильный образец речи, что очень важно для речевого развития. Детские

сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог,

развивать связную логическую речь. Дети, которым с самого раннего

детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают

правильно говорить.

Поэтому очень важно рассказывать детям правильные сказки и

читать их правильно. Опираясь именно на это мы и разрабатывали буклет

«Читайте сказки правильно!» В него мы поместили рекомендации для

родителей о правилах чтения сказок и информацию о пользе сказок.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8ac882ed9d4/836869_2.png

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

А.С. Пушкин

Все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания детей, и способствуют развитию эстетических чувств. Они носят как развлекательный, так и более важный

воспитательный характер. Яркое противопоставление добра и зла в

композиции сказки, фантастические образы, выразительный язык,

динамика событий – все это делает сказку интересной для детей. Сказка

заключает в себе важный смысл, в котором безусловно содержится разного

рода урок. Именно поэтому, огромно значение сказок в воспитании детей,

так как они занимают ум, чувства и воображение. Используя в своей исследовательской работе выбранные мною методы: размышления, чтение тематической литературы, анкетирование, анализ результатов, проектирование, мне удалось достичь цели исследования. Я проследила важное значение роли русской народной сказки в жизни ребенка.

Мне удалось решить поставленные задачи: я нашла в различных источниках и изучила, откуда и как давно появилась русская народная сказка; провела анкетирование среди педагогов ,родителей, в ходе которого выяснила о знании русских народных сказок и роли сказки в жизни ребенка . Создала буклет для родителей «Читайте сказки правильно!»

Таким образом гипотеза: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым

молодцам урок» была мною доказана.

КОНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Сценарий театральной сказки «Сказка ложь, да в ней намек»

Главная цель  в театральной деятельности - развить творческие способности у детей  сред­ствами театрального искусства. Занятие театральной деятельностью развивают у детей смекалку, спос...

Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский.     Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...

Воспитание сказкой "Сказка - ложь, да в ней намек....."

До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает де...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Викторина по сказкам для детей дошкольного возраста «Сказка - ложь, да в ней намек...»

Развивать активное мышление детей; вызвать интерес к фольклорным произведениям....

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия: Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия:Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»Акция «Здоровое сердце» прош...