Статья: "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья

Шиян Елена Сергеевна

СТАТЬЯ "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Шиян Е. С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 14 Приморского района Санкт-Петербурга

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка от 3 о 7 лет, который является самым важным в развитии. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка.

В эти несколько лет ребенок начинает открывать для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые "Почему?" и "Я сам" — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Ребенок интересуется не всем, что его окружает, а лишь тем, что его привлекает, тем, что ему важно и имеет значение. Особенностью интереса является то, что ему свойственно угасать, но при этом возникают новые интересы. Чем старше ребенок, тем более высокому уровню познавательной деятельности, отвечают его интересы.

Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, признак готовности ребенка к школьному обучению, который является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Любознательность развивает умственные способности детей (мышление, внимание, память, воображение), развивает речь и т.д. Любознательность рассматривается как свойство личности, которое включает в себя эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферу личности.

Детская любознательность представляет собой стремление к получению новых знаний. На основе любознательности расширяется кругозор детей, они получают новые способы познавания окружающего мира. Любознательность детей выражается в их вопросах, и чем старше ребенок, тем разнообразнее и интереснее становятся их вопросы, на ответы, которые взрослые часто не могут найти ответ. Вопросы детей обусловлены потребностью познать мир, овладеть способами его познания. Дети начинают задавать вопросы, когда они  сталкиваются с чем-то незнакомым и не известным. Из-за небольшого жизненного опыта детей, для них много неизвестного в окружающей действительности, поэтому задавать вопросы они должны много. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности.

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения дошкольников, который побуждает ребенка к самостоятельной деятельности. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, т.е. создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

У дошкольников познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Одним из эффективных средств побуждения живого интереса в ходе осуществления непрерывной образовательной деятельности, наряду с другими методами, является игра.

Игра – это основной вид деятельности дошкольника. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые годы обучения ребенка в школе.

Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

В процессе игровой деятельности возникает любопытство. Для того чтобы, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другим в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет – возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка в о многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Также, важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличается от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются:

  • игровой замысел,
  • правила,
  • игровые действия,
  • познавательное содержание или дидактические задачи,
  • оборудование,
  • результат игры.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса детей к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре педагогу следует своевременно принять действия, которые ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка детей.

Таким образом, игра является важным средством формирования любознательности детей. Использование различных игр создает мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного на...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников."

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью, в которой говориться о том, как с помощью игры формируется любознательность дошкольников....

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»...

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"...

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий ...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, простр...