Технологии освоения музыкальных произведений современных композиторов в содержании музыкального развития и воспитания дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Юрьева Оксана Викторовна

Развитие музыкального восприятия дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_kompozitory_v_rabote_s_detmi.docx32.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие музыкального восприятия дошкольников»

«Технологии освоения музыкальных произведений

 современных композиторов  в содержании музыкального

развития  и воспитания дошкольников»

музыкальный руководитель

МБДОУ «ДС «Северная сказка»

Юрьева О.В.

г. Новый Уренгой

2022г.

Технологии освоения музыкальных произведений

 современных композиторов  в содержании музыкального

развития  и воспитания дошкольников

Интерес к музыке закладывается еще в утробе матери, когда малыш слышит звуки окружающего мира. После рождения маленький человек попадает в мир звуков, порой агрессивных. Добрая половина музыкальных впечатлений получаемых ребенком  проходят фоном, на котором он не акцентирует внимание вследствие того, что в современном мире поток информации, в том числе и музыкальной, очень велик. Для того чтобы ребенок не потерялся в мире звуков, чтобы музыка стала для него добрым другом,  мы должны  научить его воспринимать и понимать музыку.

Восприятие музыки – процесс трудоемкий,  который содержит в себе не только само восприятие, но и психологическую готовность детей к нему. Детям требуется определенный  период времени для накопления музыкального опыта, который пройдет более эффективно в процессе активной музыкальной деятельности: пения, слушания, пластического интонирования, инструментального музицирования.

Опыт поколений по восприятию современной музыки  

с XX века и до наших дней

 О необходимости введения в процесс музыкального воспитания детей примеров современной музыки наряду с классическими произведениями музыкального искусства говорили многие авторы еще в начале XX века.  Б.Л. Яворский утверждал: «Следует пропагандировать среди юных слушателей музыкальное творчество современных композиторов, ведь это творчество является результатом отображения в музыке новых течений, «прокладывающих пути музыкального искусства вперед». А  Б.В. Асафьев,  выпустил ряд статей с  названием «Новая музыка», в которых обосновывалась необходимость  пропаганды сочинений современных западных и отечественных композиторов. Идеи Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева нашли свое развитие в педагогических работах Д.Б. Кабалевского, который считал, что учитель музыки должен ввести учащихся в мир музыкального искусства разных направлений, в том числе и тех, которые связаны с музыкой XX века.

В 50-70 гг. прошлого века проблеме восприятия современной музыки детьми разного возраста уделялось внимание на конференциях ИСМЕ (Международное общество музыкального образования). В эти же годы появились работы композиторов, музыкантов-теоретиков, педагогов-практиков: А. Аронова, Б. Баркаускаса, В. Гаврилина, М. Гольдштейна, JI.A. Баренбойм, В. Блока, Д. Дарагана, К. Дьянкевич  и др. Авторы этих исследований обосновывают методы приобщения учащихся к современной музыке XX века, на примерах  сравнения современной музыки с музыкой прошлого, наблюдения за развитием музыкального произведения, постепенного «погружения» в современную музыку, накопления слухового тезауруса, свободной  дискуссии  о современной музыке.

Однако апробация всех выявленных методов проходила в общеобразовательных школах и, к сожалению, не коснулась дошкольного воспитания.

За последнее время наши современники: Т.В. Кобелева, В.В. Кузнецова, И.Н. Шолкина, обращаются к вопросам освоения современной музыки Э.В. Денисова, С.А. Губайдулиной, С.М. Слонимского, Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке и др.,  детьми обучающимися в музыкальных школах.  Но никто в плотную не занимается приобщением к современной музыкальной культуре дошкольников.  А ведь именно в дошкольном детстве закладывается то «зерно», которое в будущем прорастет. И от того, что мы «посеем», зависит то, какими будут «всходы».

Вступление в силу новых Федеральных  государственных требований и реформирование дошкольного образования  диктует нам  применение более  гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, равноправного общения педагога и ребенка.

Педагогическая работа в ДОУ строится на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Внедрение интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Интегрированная деятельность делает педагогический процесс направленным на формирование общей культуры, социализации, мотивации учебной деятельности  и т.д.

Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Основной целью музыкальных занятия в дошкольном учреждении является формирование основ музыкальной культуры, как части общей духовной культуры дошкольника.

Музыкальная культура – это эмоциональная отзывчивость на  произведения музыкального искусства,  формирование интереса к музыке, эстетических эмоций, хорошего вкуса, представлений о красоте во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной и музыкально-игровой деятельности.

В дошкольном детстве важно заложить основы музыкальной культуры, сформировать эталоны красоты, ведь от этого зависит  последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия музыки, тем богаче его словарь, тем успешнее достигается его развитие.

Жизнь не стоит на месте и диктует нам свои правила. Еще несколько лет назад мы не могли и подумать, что наряду с классической музыкой и детским репертуаром, написанным специально для дошкольников такими композиторами как Д. Л. Львов-Компанеец,  А. Филиппенко, Е. Тиличеева, мы будем использовать современные песни из репертуара детских шоу-групп, таких как: «Улыбка», «Талисман», «Саманта», «Дельфин», «Киндер-сюрприз», «Барбарики»,  «Кукутики» и т.д. Музыкальные руководители используют современные детские песни не только для исполнения, но и для танцев, театрализованных постановок, для игры на детских музыкальных инструментах. Как показывает практика, заводные ритмы детской современной эстрады привлекают сегодняшних дошколят больше, чем те старые добрые песни, которые пели в дошкольном детстве их  мамы и папы. Ничего плохого в этом нет, ведь иной ритм жизни, иная мода на музыку и, к сожалению, иные ценности, все это откладывает свой отпечаток на подрастающее поколение.  Главное, чтобы музыка, которую слушают и исполняют наши дети, была правильно подобрана.

Центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на нее, переживание ее содержания. Для этого музыкальному руководителю необходимо сделать так, чтобы музыка воспринималась через все виды музыкально-практической деятельности детей, и перекликалась с произведениями других видов искусства.

Музыкальное произведение, выбранное для дошкольника должно иметь художественную значимость, воспитательную направленность, соответствовать возрасту, быть педагогически целесообразной и востребованной в жизни современного ребенка.

Но мы ведь не только поем и танцуем под современные ритмы, мы еще и слушаем музыку. А она, как известно, делится на песенный и академический репертуар.  И тут возникает вопрос, как правильно подобрать музыку для слушания?  Ответ: Руководствуясь, общепринятыми критериями отбора.

 Применение технологий освоения современной музыки в дошкольном детстве

 Технологий великое множество, но и тут необходимо выбрать ту, которая позволит раскрыть музыку с какой-то неведомой стороны, поможет разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть воспитательного эффекта.

Основные требования, которые предъявляются к современным педагогическим технологиям – это концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.

Какие же они, технологии, которые помогают музыкальному руководителю приобщать своих воспитанников к музыкальной культуре, будь это современная или классическая музыка.

 «Игровая технология»,  включенная в обучение, придает учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентирует их на решение поставленных задач. В процессе игры повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. С помощью этой технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкально-сенсорные способности, активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука.

Всеми нами любимый «Музыкальный театр». Эта  форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Конечным итогом является постановка детского мюзикла. Технология дает возможность музыкальному руководителю  искать собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать  и радовать себя общением с детьми и музыкой.

Метод  проблемно-поискового обучения.   Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, создается проблемная ситуация, побуждающая детей интересоваться окружающим, добывать информацию, самостоятельно искать ответы на вопросы. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений о музыке, ее строе, ладе, мелодии, темпе и т.д.

Метод практической  деятельности.

Самая трудоемкая и, наверное, самая интересная – технология проектной деятельности. В настоящее время данной теме посвящены работы Морозовой Л.П. [16], Хабаровой Т.Б. [17]  Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта.

Проекты бывают игровые, экскурсионные, повествовательные и конструктивные. В музыкальной деятельности можно  использовать все виды проектов.

В нашем саду  за последние 2 года были разработаны 2 краткосрочных проекта: «Широкая масленица» и «День Победы». Оба проекта были рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. В первом проекте была поставлена цель: повышение интереса к традициям русского народа через современную фольклорную музыку (праздник Масленица). Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремления изучить традиции родной страны.  Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка современных фольклорных песен и народных песен в современной обработке, дали  возможность детям и их родителям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрести уверенность в себе, в своих силах. Современная музыка помогла ближе принять праздник Масленицы, прочувствовать его  востребованность в современном обществе. Анализируя результаты проекта, можно сделать вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я и мои коллеги ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, дать возможность насладиться качественной современной музыкой, корни которой уходят в народный фольклор.

Проект «День Победы» преследовал цель воспитания гражданско-патриотических чувств у  дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам. Финальной точкой проекта стал праздник. В проекте была использована как музыка советских композиторов, так и современная детская эстрада. В работе переплелись проблемно-поисковая и  информационно-коммуникационная технологии. Дети искали в семейных альбомах фотографии военных лет и рассказывали о своих прадедах, а затем из принесенных фотографий была сделана презентация, на фоне которой, они исполнили песню  «Майский праздник». Вот так, используя современную музыку, мы проследили нашу историю от начала войны до наших дней. В проекте использовались песни: «Священная война» музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева-Кумача, впервые исполненная 26 июня 1941 г.; «Эх, дороги» муз. А. Новикова, слова: Л. Ошанина.  Дети одинаково эмоционально реагируют на разную музыку, главное, чтобы она была понятна дошкольникам.

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,  в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию с использованием современных информационных технологий (аудио ресурсы,  мультимедийные презентации, электронные учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы, обучающие компьютерные программы, интернет справочники, интерактивная доска). Показ информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация  привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют возможность индивидуализации обучения.

НОД  по музыкальному воспитанию с помощью ИКТ можно играть, подбирать оформление к прослушанному музыкальному произведению, просматривать отрывки из опер и балетов, знакомить детей с композиторами. На праздниках, информационно - коммуникационные технологии могут быть использованы в качестве красочного оформления, заставки, сюрпризного момента т.д.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Эта технология в музыкальном воспитании не осуществима без музыкального зала, пособий по музыкальному воспитанию, костюмов, музыкальных инструментов и т.д. В рамках этой технологии  выделяются: гуманно-личностные технологии, технология сотрудничества.

Хотелось бы  выделить еще несколько технологий  касающихся  конкретно музыкального воспитания.

  • технологии музыкального воспитания с применением арт-терапии – простой и

эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре;

  • технологии музыкально-ритмического воспитания (программа по ритмической  пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);
  • технологии элементарного музицирования с дошкольниками (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой  «Элементарное музицирование с дошкольниками»  содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы  дошкольного образования);
  • технологии обучения певческим навыкам  Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио»

и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская методика А.В. Зарубы,  помогают  педагогу в решении задач обучения певческим навыкам;

  • технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на

целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

(концепция В. Петрушина)

Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а   значит,  могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

Литература:

  1. Воробьева Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. – М.: Детство-Пресс, 2003
  2. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. – М., 1978.
  3. Рапуто А. Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. // Информатика и образование. – 2008. – № 2.
  4. http://www.resobr.ru/materials/1462/26688/
  5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Библиотека программы "Детство" М.: Детство-Пресс, 2013 г.
  6. Шолина И.Н. Теоретические основы процесса приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. М., 2001
  7. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки  Л., 1977.  
  8. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке общая ред. М.Е. Тараканова. М.: Советский композитор, 1982. — 232 с.
  9. Кабалевский  Д. Композиторское образование и современная музыка Советская музыка. 1972.
  10. Шацкая В.Н. «Детский голос: экспериментальные исследования» – М., 1970.
  11. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.
  12. Петрушин В.И. Учебный комплект Психология и педагогика художественного творчества  М., 2006 г.
  13. Петрушин В.И  Музыкальная психология М.,  2006 г.
  14. http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/599-suhomlinskiy-?tmpl=component&print=1&page=
  15. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С.Пб.: 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ В СОДЕРЖАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....

Консультация. «Содержание трудового воспитания дошкольников.» Подготовила и провела:Воспитатель Безносюк Т.А.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленн...

Современные подходы к определению задач и содержанию экономического воспитания дошкольников

      Экономическое воспитание, как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной характер и  поэтому  приемы и методы его осуществ...

Выступление на педагогическом совете "Содержание трудового воспитания дошкольника."

Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и...

Выступление на педагогическом совете Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд.

Выступление на педагогическом совете Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд.Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд. Трудовое воспит...

Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей....