Современные подходы к определению задач и содержанию экономического воспитания дошкольников
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

        Экономическое воспитание, как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной характер и  поэтому  приемы и методы его осуществления должно вычленить  из общего арсенала педагогических приемов  и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего, на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.

         В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию экономического воспитания старших дошкольников, обосновывающих оригинальные способы и методы обучения. В течении нескольких лет А.А. Смоленцевой проводилось исследование по экономическому образованию дошкольников. По мнению автора, ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами программа «Детство»[6].  Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения детьми сложных экономических знаний. В представленных играх «Ателье», «Супермаркет», «Рекламное агентство» и др. создаются  благоприятные условия для развития  у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх «Профессии», «Я покупатель», «Кем работают люди» уточняются и закрепляются представления о мире экономических явлений .

            Исследования известных ученых программно-методических документов для дошкольников, таких как Курак Е.А., Орлова И.Ю., Сасова И.А. показывают, что  необходимо пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана, который говорит о том, что ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу.

            В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или нет, он все равно получает экономический опыт. Поэтому наша задача не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е воспитать экономиста.

          При реализации задач экономического воспитания, пишет Короткова Н.А., мы выделяем три блока или три направления работы с детьми.

          Прежде всего, дать детям знания о труде и обо всем, что с ним связано согласно программе «От рождения до школы».

          Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд - ведущая категория экономической науки.

  1. Знакомство детей с простейшими экономическими терминами: экономика, инфляция, бюджет, цена, деньги, валюта, товар, стоимость, банк, аванс, кредит, процент, доход, убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа, акция, дивиденды, банкрот, аукцион, реклама, предприятие, владелец, выгода, бартер, конкуренция, норма, продукция, ферма, ярмарка; познакомить детей с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер, брокер, бухгалтер [5].

Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд); познакомить с понятиями: дороже - дешевле, выгодно-невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

  1.  Формирование у детей экономического мышления путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.

          Так, М. Калмыковская считает, что в процессе изучения программы по математическому развитию детей дошкольного возраста, предполагается формирование у детей представлений о мерах стоимости:

 – знакомство с денежными знаками  и единицами;

 – подведение детей к элементарному  пониманию покупательской силы денежных знаков;

 – знакомство с ценами некоторых вещей;

 – различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении;

 – знакомство детей с образованием цены и умением ее составлять.

         Таким образом, можно сделать вывод, что в качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. Поэтому  задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е воспитать экономиста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselikom_diplom.docx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к определению цели и задач умственного воспитания дошкольников.

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 71.1.     Сущность, цель, задачи и средства умственного воспитания до...

Консультация для воспитателей " Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...

"Современные подходы к познавательному и умственному развитию и воспитанию дошкольников"

Презентация "Современные подходы к познавательному и умственному развитию и воспитанию дошкольников"...

Педагогический совет «Посеем в детских душах доброту!» по теме «Современные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Педагогический совет «Посеем в детских душах доброту!»по теме «Современные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»Повестка дня:Всту...

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

В современном мире воспитание детей важно не только с педагогической точки зрения, но и с морально-этической и патриотической. Дети должны знать и понимать историю своей страны, уважать ее культуру и ...