Педагогический совет «Посеем в детских душах доброту!» по теме «Современные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
методическая разработка

Петрова Татьяна Павловна

Педагогический совет «Посеем в детских душах доброту!»

по теме «Современные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Повестка дня:

  1. Вступительное слово
  2. Доклад - беседа по теме
  3. Разное
  4. Решение педсовета

Ход педагогического совета:

  1. Вступительное слово

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». 

То, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности и является актуальностью патриотического воспитания дошкольников.

Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей, профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В нашем детском саду ведется большая работа по привитию детям нравственно – патриотических чувств, работа ведется во всех возрастных группах.  Начиная с блока «Моя семья», заканчивая «Культура и традиции русского народа». Во всех группах оформлен уголок по нравственно – патриотическому воспитанию. Содержание уголков оформлено с учетом возрастных особенностей детей. Уголки хорошие, наполняемость на высоком уровне.

Давайте сходим друг к другу в гости и мы попробуем угадать по тем направлениям, которые затронуты, определить возрастную группу (на слайдах).

Готовясь к педсовету, я решила увести вас немного в другую сторону, я хотела отвести вас к истокам нравственности.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству… Это очень важно сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость. Воспитательная система по нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательныхразвивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

Слайд

Задачи которые стоят перед педагогами:

Развитие нравственного сознания, чувств, поведение ребенка.

- Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

Развитие социальных умений и навыков поведения.

Воспитание позитивного отношения к миру.

-Укрепление института семьи.

Конечно, начинать работу по  нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в д/саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному д/саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное нравственное чувство, как патриотизм.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе?

Слайд

Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли вол­новали педагогов всех времен. Вспомним В. А. Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым че­ловеком, человеком его надо сделать".

      Зависит ли что от педагогов в воспитании добрых чувств ребенка?

"Да"! - говорит ученый и педагог-новатор Шалва Александрович Амонашвили, он видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова: "Педагог! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!». Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания оказывает личность педагога.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:

-  к своей работе,

- к воспитанникам

- другим людям,

- к самому себе.

Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детках веру в торжество морали. И, напротив, если дети были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию дошкольников наносится существенный урон.

Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят:

-  от степени его компетентности,

- профессионализма,

- характера повседневных взаимоотношений с детьми и коллегами.

Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Слайд.

 Сегодня я хочу познакомиться с принципа­ми педагогической деятельности, которые выделил Ш. А. Амонашвили, как ос­новные в гуманном подходе к детям.

 Первый - любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гу­манную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, един­ственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления досто­инства, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ре­бенка, вносит в нее разочарование и злобу.

Второй - очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспе­чить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, тогда он с легкостью найдет приют в "тихом омуте".

 

Слайд:

Я предлагаю вам  советы воспитания великих людей.

  • Какие советы, по вашему мнению, самые главные, помогают в воспита­нии добрых чувств?

 

1. Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бы­вает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера. (Смайдо.)

2. Если что можно доказать делом, на это незачем тратить слова. (Эзоп.)

3. Руководить нравственным воспитанием - это создавать тот не­уловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. (В.А. Сухомлинский.)

4. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

5. Не спеши карать, спеши миловать. (Пословица.)

6. Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями. (Я. Корчак.)

7. Воспитывать - значит творить, то есть сжимать собственное сердце и всякий раз искать, думать, сравнивать, переживать, вол­новаться. (Е. Н. Ильин.)

8. Против всего можно устоять, но не против доброты. (Ж. Ж. Руссо.)

9. Все воспитание - в примере нашей жизни, которой всегда подра­жает ребенок. (Л. Н. Толстой.)

10.Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его (Л. Н. Толстой.)

11.Трудно привести к добру нравоучениями - легко примером. (Се­нека.)

 

Вопрос: Возникает вопрос: Нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра, доброты?

- Например, как вы смотрите на эту ситуацию:

"Ребята, - вдруг сказала воспитательница, - Вова потерял рукавичку.

Что теперь делать? У него же руки замерзнут. Пусть каждый по очереди даст ему свою рукавичку погреться. Кто первый?" Дружно потянулись ручонки. Всю дорогу Вова грелся теплом чужих варежек, не подозревая, что свою вовсе не потерял: она лежала в кармане воспитательницы. Вова, наконец, увидел, как добры и чутки его друзья, для которых он нередко жалел игрушку.

- Были ли подобные случаи в вашей практике? Как вы вызывали у детей это чувство?

 

Наверно, недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово ранит". Лечить словом - это значит вовремя найти нужные слова, утешить, под­бодрить словом в трудную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать?

Можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением про­изведений, стихов?

Вопросы:

1. Назовите произведения, на примере  которых можно воспитывать различные нравственные чувства.

Памятка «Список произведений»

 

Выскажите свое мнение на меры воздействия педагога на предложенную ситуацию: "Если ребенок обидел товарища ... "

1 группа,  те действия, которые вы использовали;

2 группа –  действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;

3 группа –  те действия, которые вы отрицаете.

 

  • Не обращать внимания.
  • Предложить дать сдачи.
  • Пригрозить: "Мы сейчас с тобой также поступим".
  • Лишить игрушек.
  • Объявить бойкот.
  • Отправить в тихий угол поостыть.
  • Осудить поступок в коллективе детей.
  • Долго объяснять поступок ребенку.
  • Добиваться извинений.
  • Сказать, например: "Что это с тобой случилось? Ты никогда ни­кого не обижал. Может, тебя злодей сегодня околдовал? Мы тебе помо­жем снова стать добрым!"
  • Заплакать вместе с обиженным.
  • Прибегнуть к помощи волшебной палочки, ключика. Прикос­нуться к плечу обидчика с волшебными словами.
  • Рассказать все пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребенок.
  • Отвести к заведующей.
  • Прочитать четверостишие. Какое?
  • Отправить к груше: "Грущу бить можно, а детей нет".
  • Отправить к "сердитому" зеркалу.
  • Отправить обоих в уголок примирения.
  • Выслушать объяснения обоих обидчиков.
  • Предложить родителям принять меры.
  • Посоветоваться с родителями, в чем они видят причину проступка?

 

Ну и еще одна фраза, которую мы слышим в течение дня от детей «А он дерется», или «А он разлил воду…»  -  « Ябеда – беда для группы»

     Как часто в течение дня мы слышим от детей жалобы на других. Ябе­да есть в каждой группе. Сколько их, много или мало, наверное, зависит от нашего к ним отношения. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на сверстника до тех пор, пока их "провинившийся" товарищ не получит замечания от взрослого или не будет наказан. Ребята хорошо знают, что наказание - это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны своего товарища пожалеть. А вот не жалеют. Поче­му? Их не научили сочувствию. Но их ведь не учили и злорадству. Да, конечно, специально не учили. Но не замечали, не останавливали, не разъ­ясняли неблагородный поступок ребенка.

    «Мальчик, выполняя поручение воспитателя, подклеивал порванную книгу и нечаянно пролил клей. Наблюдавшие за его работой дети весело запрыга­ли и закричали: "А мы скажем, а мы скажем ... " и побежали к воспитателю жаловаться. Никто из них не помог расстроившемуся мальчику».

   - Как вы поступаете в таких случаях?

- Что вам больше всего помогает в борьбе с ябедничеством?

Мне понравился один способ. Есть стихотворение "Ябеда", которое написал  Виталий Кодрян.  

А он упал и прямо в грязь,

Она чуть-чуть не подралась.

Володя ваш почти не ел.

Ваш Юpa очень тихо пел.

Про всех все знает, все расскажет.

О чем не спрашивают даже.

И за такой-то честный труд

Девчонку "ябедой" зовут.

       Попробуйте каждый раз на жалобу читать стихотворение, вдруг, оно поможет вам в борьбе с ябедами.

 

Слайд.

И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспи­тание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, при­косновения, взгляда.

Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошен­ные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Почему дети равнодушны? - часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудить­ся теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не по­могут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, при­нять ее, разделить.

       В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):

    - Предлагаем волшебный напиток, который  поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших де­тей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, по­ощрять.

Причем, после первых трех глотков напитка у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много доб­рых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

 

Решение педсовета

1. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт патриотического воспитания.

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2. При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса :

-продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа;

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3. Постоянно повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

3. Провести общее родительское собрание, по нравственному воспитанию детей.

 

Литература:

  1. Козлова С. А., Ледовских Н. К.,  Нравственное и трудовое воспитание дошкольников
  2. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель.
  3. Григорович Л.А. Педагогика и психология.
  4. Подласый И.П. Педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к педсовету887.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «ПОСЕЕМ В ДЕТСКИХ ДУШАХ ДОБРОТУ» (Современные подходы организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников)

Слайд 2

Повестка дня: Вступительное слово. (старший воспитатель Петрова Т.П.) Доклад - беседа по теме (старший воспитатель Петрова Т.П.) Разное (заведующий Копашилова Т.С.) Решение педсовета (старший воспитатель Петрова Т.П.)

Слайд 3

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Слайд 4

Работа ведется по направлениям: «Моя семья» «Мой детский сад» «Мой город и его достопримечательности» «Приобщение к истокам русской народной культуры» «Художественная литература»

Слайд 5

Работа ведется по направлениям: «Моя семья» «Родной край» «Родная страна» «Приобщение к истокам русской народной культуры» «Художественная литература» «Великие соотечественники» «Земля – наш общий дом»

Слайд 6

Работа ведется по направлениям: «Моя семья» «Мой дом» «Мой детский сад» «Приобщение к истокам русской народной культуры» «Художественная литература»

Слайд 7

Работа ведется по направлениям: «Моя семья» «Родной край» «Родная страна» «Приобщение к истокам русской народной культуры» «Художественная литература» «Великие соотечественники» «Земля – наш общий дом»

Слайд 8

Работа ведется по направлениям: «Моя семья» «Мой дом» «Мой детский сад» «Приобщение к истокам русской народной культуры» «Художественная литература»

Слайд 9

Работа ведется по направлениям: «Моя семья» «Мой дом» «Мой детский сад» «Приобщение к истокам русской народной культуры» «Художественная литература»

Слайд 11

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей

Слайд 12

Задачи которые стоят перед педагогами : Развитие нравственного сознания, чувств, поведения ребенка. Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника. Развитие социальных умений и навыков поведения. Воспитание позитивного отношения к миру. Укрепление института семьи.

Слайд 14

Принципы педагогической деятельности Любить ребенка Очеловечить среду

Слайд 15

Советы воспитания великих людей: 1. Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера. ( Смайдо .) 2. Если что можно доказать делом, на это незачем тратить слова. (Эзоп.) 3. Руководить нравственным воспитанием - это создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник, о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. (В.А. Сухомлинский.) 4. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой) 5. Не спеши карать, спеши миловать. (Пословица.) 6. Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями. (Я. Корчак.) 7. Воспитывать - значит творить, то есть сжимать собственное сердце и всякий раз искать, думать, сравнивать, переживать, волноваться. (Е. Н. Ильин.) 8. Против всего можно устоять, но не против доброты. (Ж. Ж. Руссо.) 9. Все воспитание - в примере нашей жизни, которой всегда подражает ребенок. (Л. Н. Толстой.) 10.Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его (Л. Н. Толстой.) 11.Трудно привести к добру нравоучениями - легко примером. (Сенека.)

Слайд 16

«Если ребенок обидел товарища ...»

Слайд 17

«Друзья мои! Внушайте людям веру! И чаще говорите “Добрый день”, И следуйте хорошему примеру! Продляйте добрым словом Жизнь людей! » В. Боков.

Слайд 18

Решение педсовета Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт нравственно - патриотического воспитания. 2. При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса : продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию; Использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии; 3. Постоянно повышать профессиональную компетентность по проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников. 4. Провести родительское собрание, по нравственному воспитанию детей.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Посеем в детских душах доброту".

На педсовете идет обсуждение системы нравственного воспитания, обсуждается нравственный облик воспитателя, ведущий рассказывает о принципах педагогической деятельности. В практической части педагоги о...

Участие в педагогическом совете "Посеем в детских душах доброту"

29 марта в детском саду прошёл педсовет на тему "Посеем в детских душах доброту". Как всегда это было что - то необычное. Старший воспитатель, Осадчая А.В., использует в своей работе новые м...

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...

6 апреля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Современные подходы к организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по познавательному развитию дошкольников. Воспитатель Карасени С.В. представила вни...

30 ноября в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитатели  Котыхова ...

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

В современном мире воспитание детей важно не только с педагогической точки зрения, но и с морально-этической и патриотической. Дети должны знать и понимать историю своей страны, уважать ее культуру и ...

«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...