"Былины в чтении детям"
консультация (подготовительная группа)

Зайцева  Вера  Юрьевна

Материал для воспитателей по формированию у детей подготовительной группы интереса к устному народному творчеству - былинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byliny1.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Былины в чтении детям»

 Уже 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли в жившим в ту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, это было своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

 Сложенные много столетий назад, былины дошли до нас благодаря тому, что сохранялись, передавались из поколения в поколение в крестьянской среде. Мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества. И все же между сказками и былинами пролегает глубокая грань, делающая их принципиально разными видами устного народного творчества.

 Сказка – заведомый вымысел, в ней все рассчитано на то, чтобы удивить, поразить воображение, создать впечатление невозможности, увести в мир фантазии.

 Былина, как это не странно на первый взгляд, своей установкой имеет достоверность: жили когда-то такие богатыри, каждый со своим именем и своей биографией, совершали подвиги. Были они наделены чудесными качествами и происходили с ними невероятные события.

 Многое в былинах направлено на то, чтобы подкрепить ощущение исторической реальности. Но если мы начнем рассматривать содержание былин как конкретную историю, то мы совершим большую ошибку. На самом деле, былины правильнее всего рассматривать как художественную реконструкцию истории, осуществленную народным творчеством, на основе народных представлений, знаний, идеалов, народной памяти путем переработки предшествующего эпического наследия – древних архаических и мифологических сказаний.

 Главная отличительная особенность былин заключается в том, что события здесь происходят в эпическое время, в эпическом пространстве, а героями выступают нереальные лица, а эпические герои-богатыри.

  Понятие «эпическое» включает в себя такие категории, как фантастика и гипербола, условность в противовес конкретности, особый способ организации и подачи фактов.

 Еще одна важная особенность былинных текстов – их высокая организованность, внутренняя слаженность, достигаемая синтаксической упорядоченностью стихов, системой параллелизмов, симметричностью фраз, наличием разнообразной рифмовки. Характер организации по ходу текста непрерывно меняется и это снимает монотонность. Былинный текст словно бы играет разнообразием стихов, внутренне неизменно связанных между собой.

 Каждый назовет былинную «троицу»: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. А сколько всего былинных героев? Хотя бы самых главных?

 Только самых главных действующих лиц русского народного эпоса можно насчитать больше 50. Их именами, как правило, названы былины, различавшиеся самими сказителями не по темам, как, к примеру, в сказке – о чем, а по именам – о ком, про кого былина: про Илью Мурома, про Добрыню, про Алешу, про Чурилу…

 Тема же, сюжет определялись и уточнялись вторым именем, действующем в былине: Добрыня и Змей, Илья и Идолище, Вольга и Микула, Илья и Соловей-разбойник.

 Уже первые исследователи русского эпоса обратили внимание на то, что былинные герои делятся на два типа. Тогда же было введено разделение на младших и старших богатырей. Старшие – это Святогор, Волх Всеславович и Михайло Потык. По сравнению с ними все другие богатыри действительно выглядят младшими.

 В чем же значение использования былин в детском чтении? Во-первых, из былин дети узнают историю русского народа: его быт, обычаи.

 Во-вторых, как писал Корней Иванович Чуковский в своей книге «От 2 до 5»: «Воспитывая своих детей, я пытался привить им с самого раннего возраста строгий и здоровый эстетический вкус, надежным материалом для достижения такой воспитательной цели послужил мне, конечно, фольклор – главным образом героический эпос».

 В-третьих, приобщая детей к нашему национальному эпосу, мы выполняем одну из задач патриотического воспитания, т.е. мы воспитываем любовь детей к родной земле, родной природе.

 В-четвертых, поэтическое народное слово учит ребенка прекрасному родному языку. Яркие впечатления от прочитанного, дети могут отображать в своем творчестве.

 Знакомство с былинами лучше всего начинать с былин в обработке Наталии Павловны Колпаковой, Ирины Валерьяновны Карнауховой и других, т.е. былин, пересказанных в прозе, т.к. детям трудно еще понять поэтику былин.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...

Расскажите детям про Новый год (для чтения детям взрослыми)

Иллюстрированный материал для чтения взрослыми детям старшего дошкольного возраста...

Презентация подборки материала по теме: « На героя и слава бежит» /по мотивам былинных произведений для детей подготовительной группы/.

-формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской;-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уваж...

Публикация в газете "Вести" Хабаровск. Статья Былиной А.Ю. "Дети "Верботона" и весна"

Публикация в газете "Вести" Хабаровск. Статья Былиной А.Ю. "Дети "Верботона" и весна"...

Консультация для родителей. Младшая группа Чтение детям 2-3 лет: польза чтения, что и как правильно читать ребенку?

А вы задумывались когда-нибудь серьезно о том, чем полезно чтение детям, зачем вообще нужно читать ребёнку младшего возраста? Известно, что чтение книг способствует интеллектуальному развитию, пополне...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...