Обобщение вебинара "Система работы детского сада по подготовке детей к обучению в школе"
материал (подготовительная группа)
Обобщение вебинара "Система работы детского сада по подготовке детей к обучению в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_podgotovka_detey_k_shkole_karavaeva_o.n.docx | 356.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с.Тербуны
Тербунского района Липецкой области.
Горбунова Татьяна Александровна
педагог-психолог, ведущий методист по дошкольному образованию «Просвещение-Союз»
Материал обобщила:
воспитатель
Караваева О.Н.
2022
• Важные вопросы подготовки детей к школе.
• Планирование работы по подготовке детей к школе.
• Программа «Преемственность»: организация работы по пособиям, содержание, особенности использования в образовательном процессе.
• Методическая поддержка педагогов.
Подготовка к школе в детском саду — это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления у старших дошкольников основных компонентов школьной готовности. Процесс подготовки к школе состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании для каждого дошкольника условий наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Подготовка к школе обеспечивает необходимый уровень развития и перспективу дальнейшего успешного продвижения ребенка в образовании.
Недопустимо ограничивать подготовку к школе только интеллектуальной стороной, умножением знаний детей, подготовкой к будущим учебным предметам, как это нередко все еще наблюдается на практике. Знания являются не столько самоцелью, сколько одним из средств общего развития ребенка и становления его отношения к миру. Если ребенок обладает многими знаниями, но при этом не умеет общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, не способен самостоятельно решать доступные возрасту практические вопросы, не проявляет эмоциональной отзывчивости к окружающим, его могут ожидать серьезные личностные проблемы в школе.
В детском саду подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте. Особую роль в этом выполняют старшая и особенно подготовительная группа, в которой процесс подготовки к школе разворачивается наиболее полно. Подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве. Она направлена на стимуляцию познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности, инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развитие стремления к школе, к новой социальной роли ученика.
Образовательный процесс в группах детей пред школьного возраста ориентирован на перспективу предстоящего обучения в школе. В связи с этим решаются задачи развития у старших дошкольников интереса к школе; обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника.
Необходимость постановки и решения данных задач определяется логикой личностного развития. Психологические данные показывают, что личностная организация человека формируется как способ овладения будущим. Настроенность сознания, чувств, воображения личности на протекание будущих действий и отношений.
Поэтому необходимо формировать у старших дошкольников образ школы как образ желаемого будущего, тем самым обогатить детские представления и снять присутствующую у части детей неуверенность и настороженность по поводу предстоящего обучения в школе.
Для этого в детском саду используются экскурсии в школу, встречи с учителем и школьниками, песни о школе, музыкальные, литературные произведения, игры на школьную тему, рассказы воспитателя о школьных годах, совместные со школьниками праздники, встречи с учителем и пр. Целесообразно в группе выделить учебную зону, где следует поместить школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу, повесить рабочие тетради, школьную доску и пр.
Переход в старший возраст связан с изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение, вовлечь детей в новые коллективные дела, важные для их личностного развития, расширить сферу социального поведения. Старшие дошкольники участвуют в оформлении детского сада к праздникам, становятся помощниками воспитателя в группе, проявляют заботу о детях младшего возраста.
Задача воспитателя — обеспечить условия для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентаций, стремления к школе, к новой социальной роли ученика.
Будущие школьники практическим путем овладевают средствами самостоятельного выражения эмоционально-ценностного отношения к миру и установления контактов с людьми (речь, невербальные средства выражения социальных эмоций, моральные и эстетические нормы культуры общения и отношений, умения взаимодействия и сотрудничества).В разных видах деятельности дети осваивают соответствующие умения: познавательные, трудовые, изобразительные, коммуникативные, игровые, конструктивные. Все это пополняет субъектный опыт детей и возможность творческого самовыражения.
Особое внимание уделяется освоению детьми универсальных умений: принять цель деятельности, элементарно спланировать, подобрать в соответствии с целью необходимые материалы, получить результат и выразить к нему свое отношение. В разных видах деятельности создаются условия для развития у детей способности сознавать свой замысел, находить для его осуществления средства и способы, сравнивать затем полученный результат с первоначальной идеей, осуществлять элементарный самоконтроль. При этом воспитатель учит детей пользоваться наглядными средствами ,помогающими планомерно двигаться к поставленной цели: опорными схемами, моделями, пооперационными картами. Ребенок должен быть уверен, что его поймут и помогут при любом исходе его попыток решить возникшую перед ним задачу. Создать для каждого ребенка ситуацию успеха в самостоятельной деятельности — важнейшая задача подготовки к школе.
Каковы условия подготовки ребенка к школе?
Условием формирования готовности к школе выступает развивающее педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми.
Единицей развивающего педагогического взаимодействия в подготовке к школе выступает проблемная образовательная ситуация, которая разрешается ребенком в вариативном сотрудничестве с воспитателем. При этом позиция воспитателя динамично меняется от активного содействия и партнерства к роли советчика и заинтересованного наблюдателя, что открывает простор для детской инициативы и творчества.
Воспитатель создает творческие ситуации в игровой, познавательной, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в общении со сверстниками, в ручном труде. Поддерживает творческие инициативы детей, атмосферу сотрудничества в коллективной творческой деятельности по интересам.
Продолжается воспитание доброжелательных и дружеских взаимоотношений детей. Под руководством воспитателя эти отношения становятся более устойчивыми, формируются избирательные отношения, основанные на взаимной симпатии детей и общих интересах. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в детском обществе. Это дает ему необходимое для полноценного личностного развития ощущение уверенности и защищенности. Воспитателю необходимо хорошо знать, как складывается система межличностных отношений в группе, и своевременно оказывать помощь в преодолении трудностей общении детей со сверстниками.
Своим поведением воспитатель всегда показывает детям пример доброго, заботливого отношения к людям, ко всему живому. Он привлекает внимание детей к внешним признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учит «прочитывать эмоции», активно проявлять сочувствие и готовность помочь .Расширяется область применения детьми правил культуры поведения и общения: поведение на улице, в общественных местах, в транспорте, правила безопасного поведения, общения с незнакомыми людьми и пр. Все это составляет необходимую часть социальной готовности ребенка к школе.
Предметом особого внимания воспитателя являются охрана и укрепление физического и психического здоровья будущих школьников, развитие двигательной деятельности и активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни. Игровая деятельность сохраняет свое развивающее и образовательное значение в подготовке старших дошкольников к школе.
Специальная готовность к школе — развитие математических представлений, родного языка, обучение началам грамоты — включается в общее содержание образовательного процесса. С этой целью используются игровые формы обучения, рабочие тетради, логические блоки, предметные и графические модели. Необходимы также печатные буквы, трафареты букв, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон буквы (для обследования пальцами, кубики со слогами, картинки, подписанные печатными буквами, настольно-печатные игры с буквами, цифрами, тетради, ручки и пр. Дети сами составляют из букв свои имена, приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки. В подготовительной группе можно прикреплять к предметам интерьера «этикетки»,написанные печатными буквами: «стол», «стул», «картина», «рама» и пр. Это помогает в овладении чтением.
Процесс формирования школьной готовности предполагает систематическое отслеживание хода развития детей в образовательном процессе. Педагогическая диагностика — необходимый инструмент современного компетентного воспитателя. Промежуточная педагогическая диагностика позволяет своевременно учесть проблемы в становлении основных компонентов готовности к школе и осуществить эффективный индивидуальный подход к ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении воспитанников с ОНР по подготовке к обучению в школе.
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе. О.А. Кропова, учитель-логопед, С.В.Кос...
Современные аспекты подготовки детей обучению к школе в условиях детского сада
Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.» ...
Сущность подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
На протяжении многих десятилеий педагоги и психологи решают задачу ээффективного соровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме подготовки...
Проект "Обучение ребенка сотрудничеству со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе"
Для достижения заданных ФГОС целевых ориентиров создан проект, решающий задачи: формировать произвольность поведения и обучения детей в разных ситуациях, связанных со сменой партнеров взаимодействия; ...
«Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»
laquo;Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»...
Коррекционно развивающая программа по подготовке к обучению в школе "Тропинка к школе"
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьни...
Обобщение опыта. Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»
Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»Срок реализации 1 год. Целью ...