Педагогические условия организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста
материал (средняя группа)

Богатырева Ольга Юрьевна

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и с взрослыми, организуют детское игровое сообщество. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Педагогические условия организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение                                                                                                                   3

1. Характеристика театрализованной деятельности детей дошкольного

    возраста                                                                                                                    5

2. Создание педагогических условий для организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста                                            15

Заключение                                                                                                       30 Список источников                                                                                                    32

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и с взрослыми, организуют детское игровое сообщество. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

        Цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Объект – развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет процесс создания педагогических условий для организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Дать характеристику театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

2.Выделить педагогические условия для  организации и руководства театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагической и методической литературы.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Театрализованная деятельность являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

Театрализованная деятельность ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

 Театрализованная  деятельность - одна из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогике и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей. Нравственным воспитанием, формированием эстетического вкуса, вербальным и невербальным видом общения, воображения, фантазии, инициативности, воспитанием воли, развитием памяти, речи, созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, решения конфликтных ситуаций  через игру. Театрализованная деятельность как миметическое искусство – имитирующая и одновременно созидательная игра.  С одной стороны свободен в мире фантазий, с другой стороны, ограничен игровым пространством, в котором должны соблюдаться правила театральной жизни.  Последний принцип описывает театрализованную деятельность, как проявление детей видеть себя со стороны. В театрализованной игре дети «забывают себя» ради воплощения роли, и таким образом они чувствуют себя совершенно другими. Для того чтобы театрализованные игры в группе проходили успешно и оказывали на всех участников положительные эмоции, следует разъяснить   правила, принципы и  условия их проведения.

Исследователь И. Г. Вечканова подчеркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному и театрализованному искусству [2]. При грамотном руководстве у детей формируется представления о работе режиссера, музыкального руководителя, театрального художника, о работе артистов. Дети понимают, что спектакль готовит творческий коллектив, и дарит радость зрителям и актерам. Дети дошкольного возраста обладают большим  потенциальным возможностям для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на различные театрализованные произведения, которые передают переживания, радость, волнения персонажей.

Театрализованная  деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии-условия необходимого для организации совместной деятельности детей. Коллективный характер театрализованной  деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в воображаемых ситуациях, так и в реальных. При подготовки спектакля дети учатся выделять цель, средства достижения, планировать свои действия, и поступки. Самое главное театрализованная деятельность скрывает в себе большие возможности для коррекции личностного развития.

Театрализованная игра  тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, она является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Театрализованная игра в жизни ребенка появляется после сюжетно-ролевой игры, когда ребенок хочет добиться большего и основать игру по литературному тексту, придуманной истории. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра включают замысел, сюжет, содержание, ролевое действие, игровую ситуацию, содержание, правила. Разница между сюжетно-ролевой и театрализованной деятельностью состоит: в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений, а в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной есть - поставленный спектакль, инсценировка.

Театрализованная игра - это действие в заданной художественным произведением или заранее обговоренном сюжетом. Роль требует подчинения сюжету, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчество. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Театрализовано-игровая деятельность детей дошкольников принимает две формы: первые - игры предметные, виды кукольного театра; вторые  -  непредметные игры, игры драматизации.

В играх - драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности: интонации, мимики, пантомима.  Производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой - либо сюжет с заранее существующим сценарием, но ребенок может и  импровизировать. Импровизация  может касаться не только текста, но и сценических действий. Игры - драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения, а так же могут быть в форме сюжетного зрелища -  их называют театрализациями.  Виды драматизации: игры - имитация образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Исследователь Л.В. Артемова выделяет несколько видов игр - драматизаций дошкольников [1].  Игры-драматизации с пальчиками: атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Игры-драматизации с куклами бибабо: в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Импровизация-разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки — пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театрализованной деятельности.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантов. В первый раз игру лучше всего проводить на фланелеграфе или магнитной доске. Они позволяют свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Настольный театр игрушек и картинок тоже обладает этими же свойствами. К тому же в нем удобно имитировать движение автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей.

В режиссерской игре ребенок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или заместителями. Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх – интонация и мимика, пантомимика ограничена, поскольку он действует с неподвижной игрушкой. В этих играх ребенок режиссер, приобретает умение видеть целое раньше частей.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Говоря о театрализованных играх, мы понимаем, что в название заключен смысл театра как искусства игры. Игра и театр в детском саду существуют не рядом, театр, организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, есть искусство перевоплощение. Театр для детей предстает в двух видах-кукольном и драматическом. Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный спектакль это произведение искусства, в котором нет мелочей. Здесь важно все: и возрастная адресованность, и выразительное  художественное  исполнение и оформление, и логичность включения данного спектакля в общий конспект занятий творческой игрой.

Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной готовности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Конституирующими признаками игры, по утверждению А. Н. Леонтьева, являются потребность, которой игра отвечает, и безотносительность к предметному ее результату[13].  Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. В игре-драматизации литературный сюжет быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему. При этом не всегда нужны декорации и костюмы – у ребенка работает воображение, драматизируя, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии. Игра-драматизация при соответствующем оформлении легко можно перевести, а драматический театр, в театральную постановку. В первом случае педагог заостряет внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Появляется спектакль, поставленный силами детей. Таким образом, в детском саду возможны два вида театра: кукольный и драматический.

Театр взрослых - очень действенная форма, так как позволяет достигать сразу несколько целей: дает возможность детям накопить необходимые художественные впечатления; дает представление о том, что такое театр; дает образец творческого поведения педагогов, пробуждает у детей желание играть в театре, способствует формированию основ общей культуры, способствует развитию эмоционально - чувствительной сферы. Театр взрослых - это педагогический театр. Он организован не стихийно, а в соответствии с целями дошкольного образования, его деятельность направлена на всестороннее развитие ребенка средствами театрально-игровой деятельности. Педагогический театр влияет на самого педагога, который идет в своем развитии от стихийных, одиночных ролей в единичных спектаклях к многоплановым ролям, много ролевым исполнениям.

В программе театра большое значение имеют сказки. Авторы Т.Н. Доронова, А.И. Буренина считают, что сказки вводят ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляют пережить вместе с героями такие чувства, которые отказывают влияние на всю последующую жизнь[10, 3] . В самом начале сказки ребенок встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребенок входит внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев. Это свидетельствует о сильном воздействии сказки на эмоционально-нравственную сферу детей.

Театр с участием детей - это детский коллектив, которым руководят взрослые. Чем меньше по возрасту дети, участвующие в нем, тем более ограниченны возможности такого коллектива. Процесс подготовки спектакля всегда интересует детей больше, нежели сам результат. Именно в процессе «игры в спектакль» дети более всего увлечены: они постоянно делают что-то новое, играют по-новому, испытывают новые эмоции. Конечный продукт - детский спектакль,  значим для детей тогда, когда он имеет выраженную адресность, и в силу этого долгожданен, его хочется показать. Не всегда у детей и взрослых хватает выдержки довести дело до конца посредством наименьших нервных затрат. От детей нельзя требовать настоящих актерских эмоций, театр детям должен дать только положительные эмоции, то есть удовольствие от процесса игры. Детский театр может жить только при очень серьезной подготовке педагогов к руководству игровой деятельности детей: педагоги должны уметь учить детей творчеству и творить сами.

Смешанный тип театра - взрослое - детское сообщество - жизни способный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. Такому театру под силу показать сложные постановки. В театре энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения: от взрослого к детям и от детей к взрослому. В театре взрослых и детей взаимообмен творчеством, что способствует сплочению взросло - детского сообщества ДОУ и тем самым благотворно влияет на весь образовательный процесс в целом.

В среднем дошкольном возрасте театрализованная  игра занимает ведущее место в жизни детей. Ребенок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Дети очень живо реагируют на сюжетные повороты событий, на игру педагогов - актеров, им становится понятными особенности характеров героев, они любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку.

В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре, как культурном развлечении. Дети, знают, как выглядит театр, осведомлены об основных театральных профессиях. Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстающему спектаклю: старательно рисуют афишу, готовят атрибуты, элементы декораций, костюмы под руководством взрослого.

Нам подсказывает М. В. Ермолаева, что психолого-педагогические условия по детской театрализованной деятельности включают:[11]

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Чтобы у нерешительных  воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных  умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Беря в работу какой - либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания, постепенно завлекая его в игру по ролевому обозначению данному персонажу. У детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению, но с условием, если происходят систематические занятия. Благодаря этому  у детей способствует навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасти любят играть главные роли. Для того  чтобы не было споров, следуют распределить роли так, чтобы все участвовали и примерно у всех была одинаковая роль «главная», если зайчик один то можно сделать так чтобы было два.  Короткие роли могут повторяться несколько раз, чтобы несколько детей могли его переиграть, причем в разных ролях. Конечно, это делается на протяжении определенного времени.

 Большое значение в театрализованной игре детей среднего дошкольного возраста имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. Например, ребенок держит на руках воображаемого младенца, на руках и укачивает его. Когда ребенок запоет колыбельную, то благодаря трехдольному метру песни возникает мерные покачивающие движения, дополняющие обстановку убаюкивания. Музыкальность - это качество, которое необходимо ребенку, так как оно дает малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации, понимать настроение игровой ситуации. Все это необходимо ребенку для освоения художественного образа.

В начале года педагог берет для совместных игр с детьми простые игры и сюжеты, к концу года они усложняются. Самое главное, что у детей усложняется ролевое поведение ребенка, а игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Дети сознательно пользуются атрибутами. Педагог должен  для раскрепощение детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. В работе следует применять достаточное количество игр - импровизаций, для того чтобы стимулировать творческие проявления дошкольников.

Вывод: из выше сказанного отмечается, что театрализованная деятельность является частью воспитательной работы в дошкольной образовательной организации. Она одна из самых доступных видов искусства для детей, помогающая решить много актуальных проблем современной педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием детей. Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными  возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на различные театральные произведения, которые передают всю чашу чувств персонажей. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт детей, как в воображениях, так и в реальных ситуациях. Главное от детей нельзя требовать настоящих актерских эмоций. Педагоги должны уметь учить детей творчеству и творить сами. В работе следует применять такое количество игр, чтобы стимулировать творческие способности дошкольников. 

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

2. СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и другие), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий («Кукольный театр — малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.). Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.

У детей среднего дошкольного возраста отмечается первичное освоение театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений. Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам"). Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре. Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

В возрасте четырех лет дети живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.

Театрализованная игра детей этого возраста тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, дети впитывают палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя.

Склонность детей к подражанию, используется в выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств.  Раскроем особенности содержания работы по развитию театрализованной деятельности в средней группе детского сада.

Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст - сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.  О. В. Гончарова считает, что дети, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя [5]. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети средней группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу.  Например, проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и многие другие. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

 Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

 Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки"). Однотемная  бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег"). Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

 Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").  Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").  Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

 Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем». У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению,  владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

Разумная организация театрализованной игры детей помогает педагогам выбрать наилучшие направления, формы и методы. Занятия в режиме дня, беседы, рассматривание картинок и иллюстраций. Решение проблемных ситуаций. Обсуждение и проигрывание ситуаций, домашние задания, использование музыкальных произведений, праздники, индивидуальная работа.

Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Е. В. Мигунова нам напоминает, что педагог должен создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности: свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками, предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями. Обеспечить активного участия каждого ребенка в спектаклях. Побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций при передаче характерных особенностей персонажей своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров;  приобщать детей к театральной культуре, знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым театральными жанрами и многими другими. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры); создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами)[14]. 

Педагог должен знать методические рекомендации к организации театрализованных занятий. Во время занятий необходимо: внимательно выслушивать ответы и предложения детей; если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними.  Спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;  в заключении различными способами вызывать у детей радость.

И. Зимина предлагает нам основные требования к организации театрализованных игр в детском саду [12].

1. Содержание и разнообразие тематики.

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Эффективное развитие детской театральной игры, безусловно, нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В современной методической литературе существует большое количество игр, способствующих развитию театрализованной деятельности дошкольников. Исполнительские театрализованные игры это игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка». Игра проводится с целью развития у детей выразительности интонации, мимики движений. Воспитание чувство коллективизма, взаимопомощи. Организуя первую игру, воспитатель сообщает детям, что в гостях у них сегодня русская народная сказка. Какая? Пусть догадаются сами с помощью представленных атрибутов. Педагог начинает рассказывать сказку, дети включаются в нее по ходу игры. Исполнителей ролей можно выбрать при помощи считалок, загадок или же оценивая выразительность подражания ребенка персонажу. По ходу игры дети проговаривают цепочку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку и так далее. Если желающих тянуть репку слишком много, можно предложить им шапочки с изображениями других животных, которые пришли на помощь. В конце игры, когда вытянутая репка лежит на земле, поводить хоровод вокруг нее, устроить праздник урожая.

Игровое упражнение «Что изменилось?» Проводится с целью развития зрительной памяти, внимания, выдержки, В ходе игры  дети - «артисты» показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.

Игровые упражнения «Вариации на тему…»и« Одно и то же по – разному» проводятся с целью развития у детей художественную выразительности, воображения,  фантазии. В ходе игр педагог вместе с детьми выбирает произведение с хорошо знакомым текстом. Дети делятся на группы. Каждая группа должна показать произведение с помощью разных театрализованных инсценировок (кукольный театр, дети-актеры и т.д.)

Игровое упражнение «Как вести себя на улице» проиводится с целью познакомить детей с правилами поведения на улице. В ходе подготовки игры выбирают  персонажей: ведущего, светофор, водителя, прохожих, Незнайку, зайку, клоуна.  Ведущий (в первой игре это взрослый, а в повторных - ребенок) читает стихи о правилах уличного движения. Дети перемещают фигурки соответственно тексту. Вначале можно загадать загадки. Следом за отгадкой появляется машина. Когда все автомобили будут выставлены, создается иллюзия  движения (можно дать водителям в руки рули). Дети тихонько подражают рокоту машин, едут по кругу вокруг стола, на котором разыгрывается действие. Ведущий читать стихотворение О. Бекарева "Азбука безопасности". Дети решают  проблемные ситуации на дороге. Тем самым  повторяют правила дорожного движения.

Для подготовки театрализованной деятельности эффективными являются игры - этюды. Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.). Хорошо нам об этом говорит А. В. Щеткин [17]. В ходе подготовки к театрализованной игре «Красная шапочка», по мотивам сказки Ш. Перро дети учатся уважать старших, быть вежливыми, учатся ценить добро и осуждать зло, творчески подходить к изображению сюжета, выразительно отображать нравственную сущность персонажей. Сообщаем детям, что к ним пришла в гости сказка, распределяем роли. Для этого можно предложить им изображать деревья, цветы, грибы, ягоды в лесу или же птиц, бабочек, жуков, стрекоз и многое другое. Тот, кто выбрал себе роль обитателя леса, дома учит наизусть загадку или стихотворение про это животное или растение. Разыгрываем сказку по ролям по знакомому сюжету. Готовясь к повторным играм, необходимо продумать и обсудить с детьми новые варианты разыгрывания всех сцен. Обязательно учитывайте творческие выдумки детей при распределении ролей.

В ходе театрализованной  игры «Словесный портрет». Дети развиваю воображение, тренируют память, коммуникативные навыки. Ребенок, стоящий в центре круга наряженных детей, закрытыми глазами описывает костюм ребенка, которого он запомнил и называет его имя.

 Театрализованные игры, направленные на работу над текстом произведений «Детки в клетке» по стихам С. Маршака дети знакомятся с жизнью животных в условиях зоопарка. Воспитывается  интерес, любовь к природе. В ходе игры дети приглашаются на "экскурсию" в зоопарк. Воспитатель спрашивает детей: Побывал ли кто-нибудь уже в зоопарке? Помнят ли ребята рассказы о животных? Кто-либо делится своими впечатлениями о посещении зоопарка. В начале экскурсии, дети-помощники размещают игрушки (картинки) на заранее приготовленные места. Остальные дети - посетители. А экскурсовод - поэт Самуил Яковлевич Маршак. Вместе с детьми меняем расположение животных в соответствии со стихами. Во второй, третьей игре ребята должны не только водить игрушки, но и читать знакомые фрагменты текста вслед за воспитателем.

         В театрализованной игре «Девочка чумазая» по стихам А. Барто и П. Барто дети  учатся  из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию в игре. Воспитывать желание всегда быть чистым. В ходе игры. Воспитатель демонстрирует куклу-замарашку, формирует эмоциональное отношение к ней. При первом проведении игры все роли исполняет воспитатель. В повторной игре детям предлагаем говорить за куклу, мыть ее. Постепенно ребята, запомнив слова, ведут диалог сами.

 В  театрализованной игре: нарисуй  сказку «Дюймовочка». Дети  развивают творческие способности, закрепляют текст - сказки. В ходе игры воспитатель читает сказки, беседует с детьми по содержанию. Предлагает  детям нарисовать мультфильм по мотивам сказки, предварительно распределив сюжеты. А затем показать мультфильм (каждый ребенок описывает свой рисунок в хронологическом порядке).

В театрализованной игре «Телефон» по стихотворению К. Чуковского дети учатся  своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, понимать юмор произведения, воспитывать интерес, бережное отношение к животным. В ходе игры первое чтение сказки с элементами драматизации детей проводится не полностью, а выбрав отрывки с наиболее известными детям персонажами. Для исполнения ролей зверят,  выбираются  дети, которые хорошо знают стихи и умеют выразительно их читать. Размещаются несколько ребят возле сказочного телефона, а воспитатель садиться  среди остальных детей. Перед воспитателем на столе тоже стоит телефон, раздается звонок. Воспитатель сам снимает  трубку, предлагает  послушать детям. Надо обязательно - донести до ребенка всю прелесть, юмор стихов К. Чуковского. Поэтому, выразительно читая их, не надо отступать от текста. Но от малышей этого не требуется. Они могут высказывать просьбу зверей своими словами. Как бы переспрашивая, надо повторять  просьбу стихами автора. Отвечая на просьбу, не забывать и о тех, кто рядом с воспитателем. Как бы ни слыша или не понимая просьбы, дать и детям послушать, прося зверят еще и еще раз повторить просьбу. Теперь в игре могут участвовать  все ребята, и даже те, кто не знает текста. Дети могут его впервые услышать от воспитателя, а усвоить - в повторных играх.

В средней группе рекомендуется использовать следующие виды кукольного театра: пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного вида кукольного театра в двух вариантах позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения, рукавичкового кукольного театра.  Рукавичковый (без большого пальца). Наблюдение за играми в кукольный театр с использованием рукавички с большим пальцем показало: ребенок не может сконцентрировать свое внимание на движении куклы и сопровождение персонажа репликами, ребенок отвлекается на движения большого пальца. При изготовлении кукол рукавичкового театра  было учтено данное условие для большей эффективности работы по организации театрализованной игры.  При организации театрализованных игр с использованием пальчикового и рукавичкового театра необходимо иметь в наличии ширмы трех видов: настольная (высота занавеса 25 см), напольная (высота занавеса 70-80см, дети располагаются на стульях), напольная (высота занавеса 1м, дети играют стоя, рука с куклой чуть согнута в локте).  Настольный плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки), настольный театр игрушки.

 Начинать работу в средней группе с использованием данных видов кукольного театра, ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей. На первых занятиях по театрализованной деятельности дети передвигали куклы настольного театра под знакомое музыкальное сопровождение. Данный прием позволил детям ориентироваться на условной сцене, взаимодействовать друг с другом, не сталкиваться между собой, усвоить основные правила кукловождения. Затем отрабатывались приемы вхождения в диалог по сюжету знакомой сказки небольшого содержания по схеме «вопрос-ответ», разыгрывались этюды и упражнения на развитие коммуникативных способностей и формирование основных видов эмоций, передачи мимики и жестов персонажа. В реализации данных задач необходимы следующие виды кукольного театра: маски, маски-шапки, масочный нагрудный.

 Разыгрывая небольшие сценки, не связанные общим сюжетом, а также сказки по канве художественного произведения дети перевоплощаются в образ выбранного персонажа и передают характерные особенности своего героя (в зависимости от уровня развития умений и навыков в театрализованной деятельности). Для большей эффективности работы с данными видами театра необходимо организовать костюмерную, обогащенную различными видами костюмов; гримерную с набором театральных атрибутов (носы, бороды, парики). При разыгрывании сюжета литературного произведения методическим фундаментом выступает схема работы над сказкой. Кулачковый, тростевой, ложковый. Все три вида кукольного театра по приемам кукловождения тождественны. При обучении детей играть с куклами кулачкового (прячется кулачок),тростевого (кукла на палочке – трость), ложкового (в основе деревянная ложка или лопаточка) необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях. Дополнительно проводятся игры и упражнения на развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты.  При достижении определенных результатов (дети уверенно манипулируют куклами на уровне ширмы, вступают в диалог и поддерживают его, передают образ героя яркими интонациями) можно начинать работу на ширме с высотой занавеса 1м (дети-артисты располагаются стоя). Такой вариант ширмы позволяет увеличить объем действий, сюжетных линий, смены декораций. Также на втором этапе работы с куклами на трости изменяется и сама кукла: она становится подвижной при помощи дополнительного гапита к руке (лапе). Этот вариант куклы дает возможность подготовить детей к усвоению приемов кукловождения театра «би-ба–бо». Кукольный театр «би-ба–бо» М. Херрера [18].  На сегодняшний день этот вид кукольного театра наиболее широко представлен в ассортименте фабричного производства. Куклы «би-ба-бо» на первом этапе дополнены тростью для головы; это облегчает руководство театрализованными играми,  у детей сформированы навыки кукловождения кукол на трости. На протяжении всего этапа с детьми отрабатываются простейшие приемы работы с куклой:

-передача ходьбы куклы без ширмы, на ширме, бег

-повороты головы персонажа;

-наклоны в заданном направлении;

-взаимодействие с другими героями.

 Для того чтобы ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо». На втором этапе работы куклы театра «би-ба-бо» усложняются: основа вождения куклы остается та же, а подвижной частью становится рот, который приводится в действие при помощи лески.

 Для дальнейшей работы по развитию знаний, умений и навыков через театрализованную игру посредством кукольного театра изготавливаются следующие виды кукол: планшетный малый, планшетный большой, напольные куклы. Данные виды кукольного театра используются в средней группе самим педагогом в качестве сюрпризного момента на занятиях, в режимных моментах, в кукольных спектаклях с детьми старшей и подготовительной групп. Детям очень нравится играть с планшетными куклами в свободной игровой деятельности, придумывать небольшие истории, разыгрывать сюжеты знакомых сказок, потешек. Все вышеперечисленные виды кукольного театра необходимо изготавливать с учетом всех санитарных норм; куклы должны быть эстетически оформлены и расположены в центре театрального искусства в соответствии с их назначением. Губанова Н. Ф. рекомендует, чтобы была создана предметно-развивающая среда: театральный уголок, в котором находятся разнообразные виды театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок,   в доступном для ребёнка месте, ширмы, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя[7]. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

Дети средней группы в свободное время самостоятельно разыгрывают любимые сказки, сочиняют истории от первого лица, а также сказки – придумки. Об этом хорошо говорится в рекомендациях Е. А. Покровского[15].  На занятиях по театрализованной деятельности отрабатывались умения эмоционально передавать образ выбранного персонажа: использовать интонацию, мимику, жесты, характерные особенности походки и многое другое.  При помощи театральных атрибутов костюмерной и гримерной группы разыгрывают знакомые, небольшие по содержанию, сказки, потешки,  «Колобок», «Репка», «Два веселых гуся», «Солнышко и дождик».

 Детям детского сада желательно   посещать театр, смотреть детские спектакли, знакомится с театральными профессиями, узнавать о том, что делают участники театрализованного действия (актеры, режиссер, гример, костюмер, осветитель). Полученные знания дети могут использовать в разных видах деятельности: игровой, изобразительной, также разыгрывать сценки на закрепление правил поведения в театре.

Вывод: Для создания педагогических условий организация театрализованной деятельности необходимо соблюдать постепенный переход от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной театрализованной деятельности. Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений, которые эффективно развиваются при условиях использования в воспитательно-образовательной работе с детьми разных видов театра, этюдов, игровых упражнений, направленных на отработку выразительности речи, мимики, пантомимики. Необходимо использовать склонность детей к подражанию. Их важно обучить некоторым способом игровых действий по образцу. Образец должен показывать воспитатель. Деятельность воспитателя должна быть направленна на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. В группе должна быть создана предметно-развивающая среда: театральный уголок, в котором находятся разнообразные виды театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок,   в доступном для ребёнка месте, ширмы, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. Насыщенный театральный уголок становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Изучив современную психолого - педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно - образовательном процессе. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне.

 При организации игр - театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, масок, ширмы, костюмами,  владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ. Педагог должен заинтересовать ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимание постепенно завлекая его в игру по ролевому обозначению персонажа. Педагогу важно для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это поможет ребенку ощутить себя в роли и не находиться в стрессовой ситуации. Так же надо постепенно расширять игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается постепенным усложнением игровых заданий. В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль.

Дети 4-5 лет способны самостоятельно организовывать театрализованные игры, использовать средства выразительности, владеть приемами кукловождения при игре в настольный театр. К концу года дети средней группы могут овладеть техникой управления куклами различных видов театра,  внимательно слушают своего партнера, должны вовремя подавать реплики, сочинять небольшие сказки. Через театрализованную игру дети осваивают:  невербальные средства общения: жесты, мимику, движения, речь детей становятся более, связной, выразительной, обогащается словарный запас.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. - М:,1991.

2. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры в коррекционно -  развивающей работе с дошкольниками / Л. Б. Беряева, И. Г. Вечканова, Ф. И. Алибаева. – изд. Каро, 2009.

3. Буренина,  А. И. Театр всевозможного от игры до спектакля / А. И. Буренина. - спб; «Музыкальная палитра», 2012.

4. Веракса, Н. Е. От рождения до школы /  под редакцией Н. Е. Вераксы, Е. С. Коморовой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368с.

5. Гончарова,  О. В. Театральная палитра./ О. В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

6. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхание детей 3-7 лет/ А. А. Гуськова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.  

7. Губанова, Н. Ф.Театральная деятельность дошкольников / Н. Ф. Губанова.- М.: ВАКО,2007. - 256с.

8. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа ФГОС / Н. Ф. Губанова. – МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.

9. Гурин,  Ю. В. Игры для детей от трех до семи лет / Ю. В. Гурин, Г. Б. Монина. – спб.: Сфера, 2011

10. Доронова, Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет / Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 2005.

11. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества / М. В. Ермолаева. – Флинта МПСИ, 2011.

12. Зимина, И. Сценарии праздников в детском саду и дома / И. Зимина. – Минск, 2010.- 33с.

13. Леонтьев, А. Н. Теория развития ребенка / А. Н. Леонтьев. – М.: 1981с.

14. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. – М.:  ТЦ Сфера, 2012.-128с.

15. Покровский, Е. А. Русские детские подвижные игры / Е. А. Покровский.  – спб.: Речь, 2012.

16. Рахно, М. О. Домашний кукольный театр /  М. О. Рахно. – Ростов н-д.: Феникс, 2008.

17. Щеткина, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щеткина. – М.: Мозайка-Интез, 2012.

18. Херрера,  М. Театрализованные игры с детьми от 2 лет / М. Херрера, С.Йерг, С. Крака,  П. Марквардт, С. Маутц, Б.Томас; под ред. Т.А. Рокитянской, Е.В. Бояковой. - М.: «Национальное образование», 2016 - 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Умки»

«В душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, ...

Педагогические условия организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная акт...

Особенности организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенностью театрализованной деятельности дошкольников является то, что она не появляется сама по себе. В ее осуществлении огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Театрал...

Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми среднего дошкольного возраста

Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми среднего дошкольного возраста...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...

Из опыта работы. Тема: "Психолого - педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

            Вопросы организации исследовательской деятельности детей являются в настоящее время очень важными и значимыми. Современному обществу нужны люди, облада...