Преодоление детской застенчивости
консультация

Ящик Елизавета Владимировна

Период дошкольного возраста является «стартовой площадкой» к развитию основополагающих качеств личности, психофизиологических особенностей развития. В это время ребенок научается основам взаимодействия со сверстниками и взрослыми через общение. Важно сформировать у детей положительные установки социального взаимодействия во избежание возникновения психологических преград (таких как застенчивость) на пути построения коммуникаций.

Содержание реферата раскрывает сущность детской застенчивости, причины ее возникновния и способы взаимодействия с застенчивым ребенком дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivyy_rebenok.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат

Преодоление детской застенчивости

Выполнил:

Ящик Елизавета Владимировна

Санкт-Петербург

2021


Содержание

Введение        3

1. Понятие детской застенчивости        4

2. Причины, формы проявления и последствия застенчивости у детей дошкольного возраста        5

3. Пути преодоления детской застенчивости        7

Заключение        10

Литература        11

Приложение 1        12


Введение

Становление личности происходит в рамках межличностного взаимодействия, влияния на нее же социума. Посредством этих связей человек набирается знаний, умений и опыта. Зона комфорта каждого человека составляет важную часть в социальной жизни человека, ведь без ощущения опоры, успеха снижается стимул дальнейшего взаимодействия индивидуумов, что может оказать пагубное влияние на психологическую сторону развития человека.

Главными препятствиями на пути формирования устойчивых коммуникативных связей – одним из критериев психологического здоровья – являются неуверенность в себе и своих силах, неоправданная скромность, принижение себя в глазах других, установка на неудачу, а также застенчивость.

Так как становление личности начинается с истоков детства, проблема детской застенчивости является актуальной к рассмотрению и нахождению ее решения. Изучением явления застенчивости занимались отечественные и зарубежные исследователи, среди которых Д. М. Болдуин, Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева, Д. Б. Уотсон, В. Штерн, Т. Шишова и другие.


1. Понятие детской застенчивости

Период дошкольного возраста является «стартовой площадкой» к развитию основополагающих качеств личности, психофизиологических особенностей развития. В это время ребенок научается основам взаимодействия со сверстниками и взрослыми через общение. Важно сформировать у детей положительные установки социального взаимодействия во избежание возникновения психологических преград (таких как застенчивость) на пути построения коммуникаций.

Застенчивый ребенок по своей натуре робкий, нерешительный в своих действиях, стеснительный, боязливый и скованный. Чаще всего застенчивость начинает проявляться в раннем возрасте. Характерными особенностями таких детей этого периода выступают скромность, послушность, сдержанность. Зачастую, родители или же педагоги принимают эти черты за хорошее, примерное поведение, несмотря на первопричину таких состояний.

Г.М. Коджаспирова трактует понятие застенчивость как «черту характера, проявляющуюся в стеснении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников» [6, С. 41].

Л.Н. Галигузова описала обобщенный портрет застенчивого ребенка, главной особенностью которого является амбивалентный характер его отношения как к себе, так и к другим [3, С. 37]:

  • стремится к общению с другими, но не проявляет инициативы;
  • неуверенность в своей самоценности на фоне заниженной самооценки;
  • острая сфокусированность на личностных нуждах потребностно-мотивационной сферы.

Застенчивый ребенок находится в постоянном ожидании, что внимание посторонних, которым он одаривается, будет чересчур насыщенным; у него наблюдается повышенная требовательность к себе и своему «Я», чувствительность к словам и вниманию других. Из этого следует, что ребенок начинает замыкаться, уходить «в себя». Он осторожен в своих суждениях, недоверчив, а также довольно часто остается наедине с собой и своими мыслями.

Основой застенчивости является наличие состояния тревожности. По мнению А.М. Прихожан, тревожность выступает в форме устойчивого личностного образования, которое сохраняется в течение длительного времени [4, С. 39]. Она характеризуется преобладанием эмоциональной стороны выстраивания психологического здоровья. Тревожность – это навязчивое состояние повышенного беспокойства по причине постоянного ожидания осуждения со стороны третьих лиц, провала в собственных действиях, наличие неуверенности в себе.

Худшим проявлением застенчивости можно назвать развитие у ребенка невротических наклонностей, которые оказывают пагубное воздействие на его психофизиологическое состояние. Натура и поведение такого ребенка может быть характеризоваться астеническими, навязчивыми или истерическими проявлениями; снижается умственная и физическая работоспособность [7].

Наиболее детально проблему застенчивости исследовал американский социальный психолог Ф. Зимбардо, который в своих трудах рассмотрел явление застенчивости более обширно. Зимбардо пишет, что застенчивым является тот, кто боится людей, в особенности сверстников (эмоциональное давление), педагогов и родителей (наделены властью по отношению к ребенку) [1, С.18-19].

Психолог делится мнением, что застенчивость – далеко не только детская особенность поведения. Взрослые тоже могут относиться к множеству таких же людей с этой чертой характера. То есть, иногда детская застенчивость искореняется навсегда, не оставляя никакого отпечатка на дальнейшем сценарии жизни, а, иногда же, занимает ведущую роль в жизнедеятельности уже сформировавшейся личности.

Застенчивость имеет условно всего два способа своего проявления в жизни ребенка: внешне и внутренне.

Внешне застенчивый ребенок никогда не подойдет к сверстнику или взрослому с намерением поделиться своими переживаниями, страхами, желаниями. Он, скорее всего, будет прятаться до последнего в своем «коконе». Он живет с мыслью, что не может обратиться за помощью, признанием, любовью и пониманием, так как внутренний барьер застенчивости не позволит этого сделать. Зимбардо пишет, что неумение выражать свои чувства, эмоции и мысли, которое формируется еще в дошкольном возрасте, часто мешает выстроить успешную профессиональную карьеру и личные отношения в дальнейшей жизни [1].

Внутренне застенчивый ребенок наоборот, имеет все шансы на удачное выстраивание своих сфер жизни, обычно наделен лидерскими качествами, а с набором особенных компетентностей могут рассчитывать на успех в своих начинаниях. У детей и взрослых с внутренним типом застенчивости наблюдаются задатки талантливости, однако в противовес этому идет внутренняя борьба с самим собой и своими усилиями – израсходуется большое количество внутренней эмоциональной и нервной энергии на преодоление барьера застенчивости. Наиболее часто такие дети и взрослые страдают от проявления крайнего перфекционизма – даже успех ситуации не приносит наслаждения, потому как: 1) не был достигнут идеал; 2) было затрачено чересчур большое количество внутренней энергии.

2. Причины, формы проявления и последствия застенчивости у детей дошкольного возраста

Относительная несформированность детской психики делает ребенка любого возраста дошкольного периода уязвимым по отношению к даже самым незначительным (со стороны взрослого) ситуациям. Исходя из этого выстраиваются многие защитные механизмы, одним из которых может выступать и застенчивость.

Одной из причин проявления у ребенка застенчивости можно назвать влияние на него родительских действий в процессе воспитания.

Родители, как первые значимые люди в жизни маленького ребенка, как образец подражания, навсегда оставляют след в его развитии. Слова, поступки, поведение родителей отражаются в жизни ребенка – такое проявление может быть заметным сразу же, либо иметь латентное воздействие.

Даже педагоги с большим стажем и немалым педагогическим опытом иногда совершают ошибки и формируют застенчивость у детей. Это может нести как умышленный характер (создание условий, предрасполагающие возникновение застенчивости; отсутствие заинтересованности в искоренении проблемы застенчивости) и неумышленный (навешивания ярлыков).

Р. Кэттелл, британский и американский психолог ХХ века, пришел к выводу, что наследственный характер застенчивости у детей можно проследить посредством проведения тестов/опросов детей и их родителей, сравнивая и анализируя результаты [2].

Природа личности человека сложна и многогранна. Различия в типах темперамента, задатках и способностях обличают степень застенчивости конкретного человека и ее наличие в целом. В частности, у ребенка с типом темперамента «флегматик» наиболее часто наблюдается детали застенчивого поведения и образа жизни. Интроверты находятся в группе риска, так как их уединение – это зона комфорта, которую они не готовы покидать.

Неудачная шутка, колкое слово, брошенное невзначай, по отношению к ребенку могут спровоцировать зарождение застенчивости даже при том условии, что ранее за ним не наблюдалось таких наклонностей. Восприимчивость к мнению третьих лиц, а в особенности и близкого окружения, у детей дошкольного возраста находится на своем максимальном уровне – принятие на веру суждений другого выступает основной единицей накопления первичного жизненного опыта.

Психосоматика – еще одна из причин появления застенчивости. Наличие какого-либо заболевания, физиологической особенности развития, отличающей ребенка от сверстников, делает его уязвимым в глазах других. Обычно, отклонение от нормы для детей дошкольного возраста – это повод для излишнего внимания или даже крайних форм дразнения. Тогда ребенок, который пребывал в такой ситуации, начинает отдаляться от окружающих, сводя общение с ними до минимума.

Таким образом, застенчивость – это достаточно распространенное и разностороннее проявление особенности личностного развития.

Поведенческими признаками застенчивости можно считать:

  • молчаливость или тихий, неуверенный голос;
  • отсутствие зрительного контакта с собеседником;
  • скованность движений;
  • тремор конечностей, покраснения кожных покровов, неровное дыхание и др.;
  • замкнутость, а в крайних случаях – нелюдимость.

Хроническая или же приобретенная застенчивость несет за собой неизгладимые последствия. Частым случаем ее наличия у ребёнка является развития страха в общении с новыми людьми: как с другими детьми, так и со взрослыми.

Характерной особенностью поведения застенчивого ребенка выступает наличие конформности – неспособность выразить свое мнение, отличное от другого, заставляет принимать навязанную позицию человека или общества в целом [5].

Неверное направление родительского воспитания и педагогической работы с ребенком, которое проявляется в установке «будь спокойным; будь как все». Зачастую это приводит к угасанию потенциала ребенка, принижению его достоинства, улетучивание самоценности и чувства индивидуальности.

Застенчивость может привести к неумению формирования ребенком собственных мыслей и их изложение.

3. Пути преодоления детской застенчивости

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка.

На основе анализа и систематизации научной литературы, представленной по теме преодоления застенчивого состояния у детей, можно выделить следующие основные направления работы:

  1. организация совместной деятельности по схеме «родители <-> ребенок <-> педагог»;
  2. проведение различных тренингов, семинаров по повышению качества педагогической культуры родителей;
  3. изучение и применение на практике вариативных способов, приемов и методик поддержки застенчивого ребенка в обыденных, игровых ситуациях, а также в социальной сфере;
  4. соблюдение чуткости, проявление поддержки и эмоционального подкрепления действий ребенка;

Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, посредством ее необходимо решать насущную проблему. Групповые методы работы с детьми будут самыми эффективными, так как основаны на тесном взаимодействии ребенка с другими детьми. Здесь раскрывается возможность ребенка проявить себя в относительно безопасной обстановке. Такими играми могут выступать подвижные игры, игры-соревнования и т.д. Основным критерием организации таких игр является создание ситуации успеха для ребенка.

Перечень примерных игр, направленных на устранение застенчивости у ребенка:

  • Режиссер. Застенчивый ребенок назначается режиссером, что дает ему игровую роль управленца. Ребенок принимает на себя ответственность, находится в ситуации импровизации, близкого контакта с другими игроками. «Режиссер» имеет полноправный выбор темы и вида постановки (сказка, стихотворение), распределяет роли, управляет процессом.
  • Оратор. Дети с трибуны вещают друг другу истории, сочиненные рассказы и др., делясь своими переживаниями по определенной выбранной теме. Правило для слушателей – не перебивать и дать высказаться оратору, сопровождая конец выступления аплодисментами.
  • Гроза. Каждый ребенок – облако. Со словами «надвигается гроза» дети собираются в одно большое «облако». После команды «сверкнула молния» дети кричат «бабах!». В этой игре застенчивые дети могут почувствовать себя членом команды.
  • Волшебник. Есть ведущий, который по прикосновению волшебной палочки превращает участника в волшебное существо (ребенок сам решает в кого). Остальные играющие должны угадать по показанной пантомиме, кого именно изображает ребенок. Игра направлена на преодоление чувства робости, скованности, нежелания общения.

Со стороны родителей работа над преодолением застенчивости должна строится на безусловном принятии своего ребенка, повышении его самооценки за счет эмоционального подкрепления своих действий.

Ограничение свободы действий самого ребенка может также быть феноменом возникновения застенчивости.

Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо обозначить, что застенчивость – это не только черта характера, а даже патологическое состояние. После этого следует приступить к незамедлительному поиску решений проблемы. Коррекционная работа должна соответствовать требованию комплексного подхода к решению – привлекается не только ребенок, но и его окружения.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость, родителям необходимо придерживаться некоторых советов:

- Принятие факта застенчивости ребенка. Осознание наличия проблемы – первый шаг на пути к ее решению. Здесь нельзя стыдить ребенка за его особенность, но доказать, что ее можно преобразить, изменить.

- Не ругать ребенка. Чрезвычайное эмоциональное осуждение приводит к еще большей скрытности и отчужденности детей. Ребенок теряет связь с родителем, в будущем не полагается на его поддержку.

- Интересоваться личной жизнью. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит.

- Уметь слушать и слышать. Ребенок осознает себя как личность с уникальным мнением, которое интересно взрослому человеку.

- Поощрять успехи, не застрять особое внимание на неудачах. Родительский долг – объяснить ребенку, что его любят и принимают таким, какой он есть, он не обязан быть совершенным во всех своих проявлениях.

стать примером;

- Иметь зрительный контакт. Считается, что удержание взгляда, наличие самого факта зрительного контакта способствует созданию доверительной обстановки, поддержанию разговора.


Заключение

Застенчивость ребенка – вполне естественное проявление его социализации. Однако, она не должна выступать в роли преграды на пути позитивного формирования и развития его личности.

Часто застенчивость не рассматривают как проблему, требующего своего индивидуального решения. Послушность, спокойность, некая отчужденность от выражений эмоций не принимаются во внимание как первые критерии возникновения застенчивости, а наоборот, поощряются, потому как такой ребенок становится «удобным» как родителю, так и обществу.

Неумение выстраивать коммуникативные связи мешает ребенку заводить друзей, общаться с людьми без стеснения. У них занижается самооценка, иногда возникает чувство неполноценности.

Действие по предписанию, следование установке «буду как все» ведет к угасанию уникальности собственного потенциала, отсутствию способности раскрывать свои возможности в обучении, общении и жизненных ситуациях в целом.

Излишняя скромность может серьезно затормозить развитие личности. Крайне застенчивые дети позднее становятся одинокими взрослыми со слабыми навыками в построении социальных связей.


Литература

Книги

  1. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться / Пер. с англ. — СПб.: Питер: Питер-пресс, 1996. – 256 с.
  2. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. С. 55-97.

Статья из журнала

  1. Галигузова Л. Как проявляется застенчивость // Практическая психология и логопедия. – 2008. – № 4. – С. 28-35.
  2. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2 - С. 32-39.

Словари, энциклопедии, справочники

  1. Большой психологический словарь / под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. — 4-е издание, расширенное. — М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. — 816 с.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
  3. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детская застенчивость". Консультация для родителей

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудн...

"Детская застенчивость".

"Детская застенчивость".Консультация для родителейЗастенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распр...

Тренинговый практикум по преодолению детской застенчивости и неуверенности.

Тренинговый практикум по преодолению  детской застенчивости инеуверенности....

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость».

. Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, чт...

Буклет «Раскрепощающие игры для преодоления детской застенчивости».

Игры и упражнений на коррекцию застенчивости и замкнутости....

Памятка для родителей: "Детская застенчивость. Преодоление застенчивости у детей"

В данной памятки представлена информация о застенчивости,признаках и причинах ее появления ее появления. В буклете также разобраны игры, помогающие корректировать застенчивость в домашних условиях, пр...

Семинар-практикум на тему: «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»

Цель: Актуализация проблемы застенчивости как одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.Задачи: проинформировать родительскую аудиторию о проблеме застенчивос...