Система работы по трудовому воспитанию дошкольников
учебно-методический материал (средняя группа)
(из опыта работы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Система работы по трудовому воспитанию дошкольников»
(из опыта работы)
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности.
Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это два важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию.
Основная задача детского сада организовать среду обитания детей так, чтобы повысить их нравственно-трудовые, личностные качества.
1. Расширять кругозор детей о труде.
2.Вызывать интерес детей к разнообразным профессиям, привлекать внимание детей к профессиям их родителей.
3. Привязать у детей любовь, уважение к труду.
4. Вызывать желание трудиться сообща.
5. Приучить детей к порядку и аккуратности.
Чтобы успешно решить задачи, был разработан перспективный план работы на год.
Дети часто выполняют разнообразные работы: мытье игрушек, стирка кукольного белья, дежурство в уголке природы, по столовой, уборка группы. В процессе труда я стараюсь объяснить и распределить работу между детьми. Дети с удовольствием вовлекаются в процесс труда, активно помогают друг другу, стараются проявить заботу о товарищах, стремятся к сотрудничеству. У малоактивных детей появляется уверенность в своих силах, желание проявить себя. Поддержка друзей – это основной стимул деятельности. Медлительные, неумелые дети заметно подтягиваются.
Достижение общих целей способствует тому, что на деле ребята начинают осознавать дружескую поддержку и взаимопомощь. Играя, дети подражают взрослым, принимают на себя роль воспитателя, врача, продавца, водителя и другие профессии. В процессе игровой деятельности у детей на примерах труда воспитываются положительные навыки трудового общения. Дети успешно выполняют несложные задания, ответственно относятся за полученное дело. Таким образом, у них прививается психологическая готовность к труду.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд
- Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
- Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:
- труд по уборке помещения;
- мытье посуды, стирка и др.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.
- В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
- Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей.
Ознакомление с трудом взрослых зависит от наблюдения труда, а также от того на какие стороны направляется внимание детей. Например, во время рассказа про работу парикмахера обращала внимание на специфику его работы, оборудование и материалы, необходимые для работы. Парикмахер делает прическу, чтобы человек был красивым, привлекательным. Старалась вызвать у детей чувство радости, волшебными превращениями, которые происходят во время труда. Гуляя на участке детского сада, мы наблюдали за работой дворника. Оказывали дворнику посильную помощь. Наблюдая за трудом взрослых, дети приходят к потребности трудиться, чтобы окружающий их мир стал красивым.
В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых я использовала иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин», «Ферма», «Аэропорт», «Дорожные движения» и другие; дидактические игры: «Кем быть?», «Играем в профессии», рассматривание альбомов «Отважен труд людей», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок о труде, рисование и аппликации и другое. Работая в данном направлении, старалась прививать детям бережное отношение к вещам, стремление к самостоятельности, самообслуживанию и оказание помощи младшим детям, любовь к порядку и аккуратности, делая упор на результат их труда.
Также использовала хозяйственно-бытовой труд. Планировала следующие виды труда: наведение порядка в помещении, на участке детского сада. Использовала следующие формы работы: дежурство, коллективный труд, поручение. Труд на участке –это самый распространенный вид хозяйственно-бытового труда (весной, летом, осенью, зимой). Дети нашей группы очень любят трудиться в природе. В группе очень много комнатных растений, ребята ухаживают за комнатными растениями.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями: родительское собрание «Трудовое воспитание дошкольников», папка – передвижка «Рекомендации для родителей по трудовому воспитанию ребенка в семье»; консультация «Убираю игрушки сам!».
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. И коллектив нашего ДОУ добивается в этом определенных положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674716-1443362430.jpg)
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674716-1443362430.jpg)
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-962909-1508716812.jpg)
Система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
Педагогом представлена разработанная и апробированная система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Основной целью работы является формирование положительного отношения к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/06/picture-801168-1467817497.jpg)
Система работы по трудовому воспитанию дошкольников
Известно, что дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для детей радость бытия...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-798314-1466102080.jpg)
Мастер-класс «Система работы по трудовому воспитанию дошкольников» на тему «Ручной труд с детьми по пособию А.В. Белошистой «Мастерилки».
Цель:Ознакомить с техникой оригами, ее происхождением, изучить основные приемы техники оригами....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-996023-1584960159.jpg)
Система работы по трудовому воспитанию посредством ручного труда.
Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспи...