Система работы по трудовому воспитанию дошкольников
консультация

Панкова Наталья Сергеевна

Известно, что дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.   Для детей радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние.

    Интерес  к труду, необходимые трудовые навыки, как и личностные качества,  закладываются в детстве.   Поэтому весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии.

     Труд – это  то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

     На этапе завершении дошкольного образования  ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда.

    В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»,  и направлено на:     

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  •  воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

     Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )

Виды детского труда

             Различают четыре основных вида детского труда:

  • самообслуживание;
  •  хозяйственно - бытовой труд;
  •  труд в природе;
  •   ручной труд.

 

Самообслуживание  направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. 

Труд в природе   предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.     

Ручной труд   развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность  справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).      

Компоненты трудовой деятельности

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент, В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится.

 Цель - это то, к чему надо стремиться, Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата, посильность его достижения.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу, Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат, Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду, В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

• собственной трудовой деятельности;

• ознакомления с трудом взрослых;

• художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым сред­ством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых, позволяет расши­рить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравствен­ных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников отно­сятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рас­сказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом.

 

Опыт работы ДО

   В 2017-2018 учебном году одной из годовых задач нашего учреждения являлась задача «Активизировать работу по овладению детьми системой знаний о трудовой деятельности и формированию хозяйственно-бытовых умений».

Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для окружающих. Поэтому в каждой группе разработано  перспективное планирование по трудовому воспитанию на учебный год, а также реализованы краткосрочные проекты по трудовому воспитанию в каждой возрастной группе, такие, как «Мир профессий», «Кто работает в детском саду», «Профессии наших родителей», «Маленькие помощники», «Кем быть?», «Помогаю, как могу», «Орудия труда» и другие.

С  целью привлечения детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых,

    Для решения годовой  задачи особое внимание в ДОУ уделили  пополнению развивающей предметно-пространственной среды.   Подбор оборудования, инвентаря и их размещение осуществлялось  в соответствии с возрастом детей, руководствуясь ООП дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, а также учитывая доступность и безопасность размещения.

   Благодаря совместным усилиям администрации, воспитателей и родителей (законных представителей) воспитанников, во всех возрастных группах развивающая среда оснащена оборудованием, инвентарем для организации труда дошкольников в соответствии с ФГОС ДО:

       Во всех возрастных группах имеется необходимый инвентарь для организации хозяйственно-бытового труда в группе – фартуки, головные уборы для разных видов дежурств  (различные по цвету для девочек и мальчиков), подносы, щетки-сметки для сметания крошек со стола, тазы, тряпочки, а так же модели трудовых процессов (одевания-раздевания, умывания, накрывания на стол и т. д.). Эстетично оформлены уголки ухода за одеждой и обувью. С помощью представленных там принадлежностей дети следят за своей одеждой и обувью и по мере необходимости устраняют непорядок в них. 

    Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы.

    Именно хозяйственно-бытовой труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет.

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используются
лопаты для перекопки земли, деревянные лопаты для расчистки участка от снега. Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд).  Метелки для очистки участка от сухих листьев и другого сора, Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев:
Тачки для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков и другое.

      Ручной труд.

Во всех возрастных группах имеется разнообразный материал. Детям представляется возможность работать с различными материалами: природным материалом (шишки ели, сосны, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); тканью, проволокой, ватой, целлофаном, поролоном, пенопластом и др.
Все материалы имеют свое место в помещении группы, чтобы детям было удобно ими пользоваться в свободное от занятий время. Рядом с ними находятся и инструменты, которые необходимы в работе (ножницы, клей и др)   

 Воспитатели поощряют стремление детей самостоятельно применять трудовые навыки и умения в процессе выполнения различных заданий, а также изготовления игрушек-самоделок для игр, подарков малышам, взрослым. С этой целью в распоряжении детей определенное оборудование и материал.

Методическое обеспечение трудового воспитания

Хотелось бы отметить, что у педагогов имеется большое количество дидактических игр, алгоритмов, схем, таблиц, серии картинок по трудовому воспитанию дошкольников, а также  имеются разнообразные подборки материалов, в том числе  видеоролики, мультфильмы, презентации,  проекты по данной теме. Что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. В работе с детьми каждодневно воспитатели используют пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»).

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

    Любое  начинание в деятельности учреждения всегда  эффективно, когда в нем принимают участие родители. Педагоги взаимодействуют с родителями как партнеры, приглашают родителей и членов семей в группы для участия в образовательном процессе; в проектной деятельности; регулярно проводят беседы, дискуссии, акции («Покормим птиц», «Изготовим кормушки, скворечники» и др.),  ярмарки («Цветочная поляна»).

   Кроме того, в  раздевалках групп на экранах телевизоров воспитатели выставляют информацию по трудовому воспитанию,     оформляют  папки-передвижки «Как научить ребенка убирать игрушки», «Как научить ребенка помогать по дому» (вторая младшая группа № 7), «Как научить ребенка одеваться самостоятельно», «Мы учимся дежурить», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Приучаем ребенка к порядку» (воспитатель Герасина Т.Ю.). Оформлены фотоальбомы «Труд детей дома», «Труд дома и в детском саду», «Мы трудимся».   В группе раннего возраста № 10 (воспитатель Захарова И.Н.) имеется стенд «Наши малыши», на котором размещаются фотографии  ребят в процессе занятий, прогулки и трудовых действий. В раздевалках групп установлен телевизор, по которому родители имеют возможность увидеть ежедневную деятельность детей в течении дня.  Совместный проект с родителями реализован во второй младшей группе № 3 (воспитатель Герасина Т.Ю.) на тему «Лук - зеленый друг», где родители с детьми дома посадили лук и наблюдали за его ростом.  Результат фиксировался в картах наблюдений. Итогом стало оформление фотоальбома полученных результатов детей и родителей. Воспитатели использует такие формы работы с родителями, как выставки детских поделок на темы «Чародейка осень», «Овощные фантазии», «Кормушки и скворечники», «Цветы для мамы», «Пасхальная радость» и другое. Совместно с родителями ежегодно организуется акция «Накормим зимующих птиц». Также педагоги организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении (Дни открытых дверей, семинары). Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.

Для привлечения родителей к жизни групп детского сада родители и воспитатели активно используют  современные информационные технологии. Так, группы  имеют собственный веб-ресурс ВКонтакте, на страницах которого родители могут обсудить мероприятия, происходящие  или организованные  в группе, предложить свои идеи или  задумки, помочь воспитателю при реализации проектной деятельности и другое.

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_ljirjkmybrjd.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Система работы по трудовому воспитанию дошкольников»

   Известно, что дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.   Для детей радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние.

    Интерес  к труду, необходимые трудовые навыки, как и личностные качества,  закладываются в детстве.   Поэтому весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии.

     Труд – это  то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. 

     На этапе завершении дошкольного образования  ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда.

    В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»,  и направлено на:      

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  •  воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

     Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )

Виды детского труда

             Различают четыре основных вида детского труда:

  • самообслуживание;
  •  хозяйственно - бытовой труд;
  •  труд в природе;
  •   ручной труд.

Самообслуживание  направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. 

Труд в природе   предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.     

Ручной труд   развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность  справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).       

Компоненты трудовой деятельности

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент, В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится.

 Цель - это то, к чему надо стремиться, Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата, посильность его достижения.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу, Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат, Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду, В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

• собственной трудовой деятельности;

• ознакомления с трудом взрослых;

• художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых, позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом.

Опыт работы ДО

   В 2017-2018 учебном году одной из годовых задач нашего учреждения являлась задача «Активизировать работу по овладению детьми системой знаний о трудовой деятельности и формированию хозяйственно-бытовых умений».

Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для окружающих. Поэтому в каждой группе разработано  перспективное планирование по трудовому воспитанию на учебный год, а также реализованы краткосрочные проекты по трудовому воспитанию в каждой возрастной группе, такие, как «Мир профессий», «Кто работает в детском саду», «Профессии наших родителей», «Маленькие помощники», «Кем быть?», «Помогаю, как могу», «Орудия труда» и другие.

С  целью привлечения детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых,

    Для решения годовой  задачи особое внимание в ДОУ уделили  пополнению развивающей предметно-пространственной среды.   Подбор оборудования, инвентаря и их размещение осуществлялось  в соответствии с возрастом детей, руководствуясь ООП дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, а также учитывая доступность и безопасность размещения.

   Благодаря совместным усилиям администрации, воспитателей и родителей (законных представителей) воспитанников, во всех возрастных группах развивающая среда оснащена оборудованием, инвентарем для организации труда дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: 

       Во всех возрастных группах имеется необходимый инвентарь для организации хозяйственно-бытового труда в группе – фартуки, головные уборы для разных видов дежурств  (различные по цвету для девочек и мальчиков), подносы, щетки-сметки для сметания крошек со стола, тазы, тряпочки, а так же модели трудовых процессов (одевания-раздевания, умывания, накрывания на стол и т. д.). Эстетично оформлены уголки ухода за одеждой и обувью. С помощью представленных там принадлежностей дети следят за своей одеждой и обувью и по мере необходимости устраняют непорядок в них. 

    Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы.

    Именно хозяйственно-бытовой труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет.

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используются
лопаты для перекопки земли, деревянные лопаты для расчистки участка от снега. Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд).  Метелки для очистки участка от сухих листьев и другого сора, Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев:
Тачки для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков и другое. 

      Ручной труд.

Во всех возрастных группах имеется разнообразный материал. Детям представляется возможность работать с различными материалами: природным материалом (шишки ели, сосны, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); тканью, проволокой, ватой, целлофаном, поролоном, пенопластом и др.
Все материалы имеют свое место в помещении группы, чтобы детям было удобно ими пользоваться в свободное от занятий время. Рядом с ними находятся и инструменты, которые необходимы в работе (ножницы, клей и др)   

 Воспитатели поощряют стремление детей самостоятельно применять трудовые навыки и умения в процессе выполнения различных заданий, а также изготовления игрушек-самоделок для игр, подарков малышам, взрослым. С этой целью в распоряжении детей определенное оборудование и материал.

Методическое обеспечение трудового воспитания

Хотелось бы отметить, что у педагогов имеется большое количество дидактических игр, алгоритмов, схем, таблиц, серии картинок по трудовому воспитанию дошкольников, а также  имеются разнообразные подборки материалов, в том числе  видеоролики, мультфильмы, презентации,  проекты по данной теме. Что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. В работе с детьми каждодневно воспитатели используют пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»).

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

    Любое  начинание в деятельности учреждения всегда  эффективно, когда в нем принимают участие родители. Педагоги взаимодействуют с родителями как партнеры, приглашают родителей и членов семей в группы для участия в образовательном процессе; в проектной деятельности; регулярно проводят беседы, дискуссии, акции («Покормим птиц», «Изготовим кормушки, скворечники» и др.),  ярмарки («Цветочная поляна»).

   Кроме того, в  раздевалках групп на экранах телевизоров воспитатели выставляют информацию по трудовому воспитанию,     оформляют  папки-передвижки «Как научить ребенка убирать игрушки», «Как научить ребенка помогать по дому» (вторая младшая группа № 7), «Как научить ребенка одеваться самостоятельно», «Мы учимся дежурить», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Приучаем ребенка к порядку» (воспитатель Герасина Т.Ю.). Оформлены фотоальбомы «Труд детей дома», «Труд дома и в детском саду», «Мы трудимся».   В группе раннего возраста № 10 (воспитатель Захарова И.Н.) имеется стенд «Наши малыши», на котором размещаются фотографии  ребят в процессе занятий, прогулки и трудовых действий. В раздевалках групп установлен телевизор, по которому родители имеют возможность увидеть ежедневную деятельность детей в течении дня.  Совместный проект с родителями реализован во второй младшей группе № 3 (воспитатель Герасина Т.Ю.) на тему «Лук - зеленый друг», где родители с детьми дома посадили лук и наблюдали за его ростом.  Результат фиксировался в картах наблюдений. Итогом стало оформление фотоальбома полученных результатов детей и родителей. Воспитатели использует такие формы работы с родителями, как выставки детских поделок на темы «Чародейка осень», «Овощные фантазии», «Кормушки и скворечники», «Цветы для мамы», «Пасхальная радость» и другое. Совместно с родителями ежегодно организуется акция «Накормим зимующих птиц». Также педагоги организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении (Дни открытых дверей, семинары). Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.

Для привлечения родителей к жизни групп детского сада родители и воспитатели активно используют  современные информационные технологии. Так, группы  имеют собственный веб-ресурс ВКонтакте, на страницах которого родители могут обсудить мероприятия, происходящие  или организованные  в группе, предложить свои идеи или  задумки, помочь воспитателю при реализации проектной деятельности и другое.

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...

Система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

Педагогом представлена разработанная и апробированная система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Основной целью работы является формирование положительного отношения к...

Система работы по трудовому воспитанию

Система работы по трудовому воспитанию...

Мастер-класс «Система работы по трудовому воспитанию дошкольников» на тему «Ручной труд с детьми по пособию А.В. Белошистой «Мастерилки».

Цель:Ознакомить с техникой оригами, ее происхождением, изучить основные приемы техники оригами....

Система работы по трудовому воспитанию посредством ручного труда.

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспи...