Роль воспитателя на музыкальных занятиях.
статья

Божко Татьяна Ивановна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx21.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя на музыкальных занятиях

 Музыкальный руководитель Божко Татьяна Ивановна

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия.

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетическое: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познавать прекрасное.

Певческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки

Пение и песенное творчество

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. Танец. Игра.

 Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя –одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги - «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

4. Разучивать движения с отстающими детьми.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

8. Осуществлять музыкальное развитие детей,используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

15. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

16. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует

2. При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию движения, высоту звуков.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

Воспитатель сидит с безучастным видом.

Воспитатель перебивает исполнение.

Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ      Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко  Большинство воспитателей понимают, как важно приви...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ

Большинство воспитателей понимают, как важно прививать дошкольнику любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, песню. И стремятся к тому, чтобы песни, музыкальные игры, хороводы в...

"Что такое музыкальное занятие и роль воспитателя на музыкальном занятии"

Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....

Консультация для педагогов ДОО "Роль воспитателя на музыкальном занятии, празднике и развлечении.Виды и формы музыкальной деятельности"

В мвтериале представлено описание функций воспитателя на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях; роли ведущего на мероприятии и взаимодействие с участниками процесса, а так же подготовки дете...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...