Детское экспериментирование
консультация

Чеснокова Ольга Андреевна

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебные шарики13.19 КБ
Файл eksp.docx23.08 КБ
Файл eksper.docx30.29 КБ
Файл eksperi_2.docx18.45 КБ
Файл eksperi.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебные шарики Орбиз – экспериментальная деятельность»

 Хочу поделиться с Вами новым увлечением моих деток - это игры с гидрогелем.

Работу, игры с аквагрунтом я начала проводить с  нового учебного года.

Гидрогель приятный на ощупь, очень прыгучий, и такой интересный и необычный материал, прекрасно подходит для развития малышей.

При подготовке занятия, мы за несколько дней замочили шарики в воде, наблюдали за их «ростом», обратили внимание, что чем крупнее становились шарики, тем светлее становился их цвет.

Попутно повторяли правила работы с гидрогелем! Это очень важный аспект для создания безопасности ребенка.

Как могли заметить присутствующие, дети четко их выполняли.

Целью проведенного занятия было:

1- развитие сенсорных процессов (тактильных ощущений, восприятия, представлений);

2 - формирование сенсорных эталонов (формы, цвета, величины);

3 - развитие осязательных ощущений посредством прикосновений;

4 - решение количественных и пространственных отношений;

5 - проведение перцептивных (исследовательских) действий с четко поставленными познавательными задачами;

6 - стимуляция функций зрения, слуха, осязания, обоняния; стремление развивать кругозор и аналитическое восприятие; интерес к данному виду деятельности; получение положительных эмоций.

7 - приобщение родителей к организации игр в семье.

Возможности гидрогеля практически бесконечны, это и легкий массаж кистей рук, ступней ног, это и возможность наблюдения за проращиванием семян, ростом растений, это и изготовление ледяных подсвечников и многое другое!

Дерзайте и вас всё получится!



Предварительный просмотр:

 Консультации для родителей

«Организация детского экспериментирования

 в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.

         Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

    Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём     проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Экспериментируйте с детьми дома»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Нам хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Вот несколько советов для вас по развитию поисково-исследовательской активности детей: Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

 • Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

 • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

•Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

 • Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

 • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя). Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

«Мыльные пузыри».

Цель:сделать раствор для мыльных пузырей.

Игровой материал: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Ход игры: наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку.

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Делаем творог.»

Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку. Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка. Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа.У вас получился прекрасный творог.Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.

«Утопи и съешь.»

 Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

«Греет ли шуба?»

Этот опыт должен очень понравиться детям. Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети? Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

«Упорная воронка»

Может ли воронка "отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте проверим! Нам понадобятся: - 2 воронки - две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру - пластилин - кувшин с водой Подготовка: 1. Вставьте в каждую бутылку по воронке. 2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели. Начинаем научное волшебство! 1. Объявите зрителям: "У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку". 2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: "Вот так ведет себя большинство воронок". 3. Поставьте на стол бутылку с пластилином. 4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет. Результат: Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем. Объяснение: В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку. Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

«Сортировка»

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей! Нам понадобятся: - бумажное полотенце - 1 чайная ложка (5 мл) соли - 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца - ложка - воздушный шарик - шерстяной свитер - помощник Подготовка: 1. Расстелите на столе бумажное полотенце. 2. Насыпьте на него соль и перец. Начинаем научное волшебство! 1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом. 2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца. 3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть. 4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер. 5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите? Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Объяснение: Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы потрёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

 «Гибкая вода»

В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду. Нам понадобятся: - водопроводный кран и раковина - воздушный шарик - шерстяной свитер. Подготовка: Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет. Начинаем научное волшебство! 1. Объявите зрителям: "Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой". 2. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой. 3. Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера. 4. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер. 5. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить? Результат: Струя воды отклонится в сторону шарика. Объяснение: Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе. Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...). Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.



Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий.

Игры с аквагрунтом.

Актуальность.

Одной из основных задач примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы, по которой работаю я с детьми старшего дошкольного возраста, является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов и коммуникативных способностей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

При обследовании детей выявляется следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Использование разных мячей, бусин и шариков на занятиях дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка, так как ребенок думает, что он играет, а не занимается. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».

Для эффективного развития коммуникативных способностей старших дошкольников группы я решила применить нетрадиционный метод развития с использованием шариков аквагрунта.

В качестве гипотезы предположила, что шарики аквагрунта можно использовать не только в целях выращивания цветов, но и применять их в игровой деятельности как развивающую игрушку.

Потратив немного времени на поиск нужной информации узнала много интересного.

Чаще всего гидрогель используют как Аквагрунт, для подпитки растений водой, для декора, но еще с ним можно поиграть и расслабиться. Аквагрунт, гидрогель известен  как шарики Орбиз. Они мягкие, влажные и скользкие и совершенно удивительные на ощупь. Гидрогель - отличный материал, который часто может заменить "песок", "песочную терапию".   Гидрогель совершенно безопасен, что подтверждено клиническими испытаниями в больнице Геммели в Риме (Италия).

Из всего этого можно сделать вывод, что детям можно разрешать играть такими шариками не переживая что они отравятся. Гидрогель приятный на ощупь, очень прыгучий, и такой интересный и необычный материал, прекрасно подходит для развития ребенка.

Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения. Использование этих шариков способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу.

Новизна заключается:

- в применении нетрадиционного метода развития с использованием шариков-аквагрунта. ;

Дети старшего дошкольного возраста с речевыми недостатками имеют низкий уровень развития общей и ручной моторики, все движения выполняются не в полном объеме, в ускоренном или в замедленном. Координация движений грубо нарушена. Не умеют правильно держать карандаш и кисточку, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

Имеют низкий уровень формирования фонематических процессов. Пассивный словарь ребенка не соответствует возрастной норме, не понимает различные формы словоизменения и допускает множественные ошибки при выполнении тестовых заданий, не понимает предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, глаголы с приставками. Имеют низкий уровень развития грамматического строя речи. Допускают множественные ошибки при употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, ошибки при употреблении имен существительных в косвенных падежах, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и названий детенышей животных.

Поэтому считаю необходимым проводить коррекционную работу с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями применяя нетрадиционный метод развития с использованием шариков-аквагрунта.

Предложенные игры, требуют тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают мышление, внимание, память.

Нетрадиционное использование в играх шариков-аквагрунта стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас.

Игра «Из чего сделано?»

Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей, формирование умения образовывать относительные прилагательные; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровые правила: Класть предметы можно только на ту тарелку, которая сделана из того же материала.

Игровые действия: Угадывание на ощупь предмета находящегося в бассейне с гидрогелевыми шариками, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеств.

Игра «Цветные домики»

Дидактическая задача: Учить детей выкладывать шарики в определенные домики (секции) учитывая их цвет; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры, развивать ориентировку в пространстве.

Игровые правила: Класть шарики можно только определенного цвета в определенный домик.

Игровые действия: Выкладывание шариков определенного цвета в определенный домик.

Игра «Составь звуковую схему»

Дидактическая задача : Обучение звуковому анализу; упражнение в умении составлять звуковые схемы, умении определять звук.

Игровые правила: Определение количества звуков в слове, подбор соответствующей  ячейки. Заполнение отсеков ячейки согласно характеристике определенного звука (гласный- красный, согласный твердый и мягкий- синий и зеленый)

Игровые действия: Выкладывание шариков определенного цвета в определенный отсек ячейки.

Игра «Узнай букву, цифру»

Дидактическая задача : Развитие кинестетического восприятия; определение при помощи тактильных ощущений

Игровые правила: На столе раскладывают буквы (цифры, одинаковые с теми, которые лежат в бассейне с аквагрунтом. Педагог показывает любую букву и просит ребенка достать такую же.

Игровые действия: Отгадывание на ощупь буквы среди других.



Предварительный просмотр:

 Консультации для родителей

 «Домашняя лаборатория»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка - ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.Учить ли детей делать открытия? Конечно, да! Как это сделать таким образом, чтобы подобное обучение учитывало природу ребёнка, способствовало его развитию? Начинать, видимо следует с тех проблем, которые больше всего интересуют ребят и вызывают у них удивление.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты.

Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя.Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.

«Взрыв цвета в молоке».

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:

- цельное молоко

- пищевые красители разных цветов

- любое жидкое моющее средство

- ватные палочки

- тарелка

Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.

План работы:

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта: молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

«Танцующая фольга»

Вы удивитесь тому, как обыкновенная пластмассовая расческа в умелых руках превратится в прекрасный инструмент для экспериментатора.

Вам понадобится:

• алюминиевая фольга (блестящая обертка от шоколада или конфет)

• расческа

• ножницы

Для начала нужно нарезать фольгу очень узкими и длинными полосками и аккуратно разложить ее, к примеру, на столе. Затем несколько раз провести расческой по волосам или потереть ее о меховую шапку. Дальше останется лишь поднести расческу вплотную к отрезкам... Волшебство начинается!

Как на эти действия отреагируют полоски фольги? Они начнут "танцевать"!

Потом, когда первая реакция малыша на эксперимент немного поутихнет, можно будет объяснить ему, что в этом опыте вы столкнулись с явлением электризации. И рассказать о маленьких электрончиках, об электричестве, а заодно и об электрическом токе, который бежит по пpoводам к розетке и больно "кусается". Еще можно вспомнить о необычных животных, таких как электрический угорь и скат, и не забудьте про молнию.

«Домашняя игротека»

Для развития речи и расширения кругозора ребенка в домашних условиях можно использовать все, что окружает ребенка дома. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Родителям важно использовать любой повод обсудить что-нибудь с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное).

Вот что мы предлагаем родителям:

На кухне.

Появляется возможность развивать мышление, словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам «Семья», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Здесь можно рассказать сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо готовите, какие действия при этом совершаете. Назвать свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый т.д.), задать ребенку соответствующие вопросы: «Попробуй какой получился салат?», «Что мы еще можем положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др. Обязательно называть свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывать ребенку, что и как делаете. Ребенок должен повторять слова. Поручить ему посильную помощь на кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как « Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось», «Победи пару», «Кому что подходит», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т.д. Отличное занятие для тренировки мелкой моторики - вместе лепить фигурки из теста. Рецепт теста легкий: вода, мука, соль, немного растительного масла. Тесто должно быть соленым, в таком случае малыш не пожелает его пробовать. Полученные фигурки можно раскрашивать, украшать пуговицами, крупой, макаронами и т.п. Нанизываем: подготовить разные макароны с дырочкой внутри. Это могут быть трубочки, колечки и даже цветочки. Предложить малышу сделать бусы, нанизав макароны на плотную нитку. Для удобства на конец нитки можно привязать спичку или небольшую палочку, чтобы удобнее было вставлять ее в макароны, или используйте обыкновенный шнурок для ботинок. Можно кормить червячка: червячок - это шнурок, а макароны еда. Нанизываем, и червячок становиться толстым и сытым. Украшайте вместе с ребёнком стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например, составить композиции: кораблик из огурца, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков овощей с сыром или фруктов. Такое занятие прекрасно развивает фантазию и воображение детей.

В ванной.

Купание в ванной - это отличный и интересный способ завершения дня. Все, что нужно делать - предложить интересные задания и эксперименты, а также время от времени беседовать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к размышлению. Спросить его, например: «Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?». В играх с водой малыш освоит, что значит «полный» и «пустой», «объем», «глубина», «плотность материала» и т.п. Для игр с водой пригодятся губки разных форм, баночки с обозначением миллилитров, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть (игрушечные лодки, утята, пластмассовые контейнеры, деревяшки, камушки, ракушки), воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов. Все игры в ванной связаны с исследованием свойств предметов. Например, положить пластиковый контейнер на воду. Положить в контейнер небольшую игрушку. Затем еще одну. Нагружать вместе с ребёнком контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объяснить ребенку, почему он пошел ко дну. Игры с губками: показать ребенку, как можно набирать в губку воду и выжимать ее в баночку со шкалой миллилитров. На баночке выделить маркером какое-нибудь одно деление, например мл., попросить ребенка наполнить баночку до уровня этой отметки. Затем перелить это количество в стакан. Обсудить с малышом, что, оказывается, он налил в баночку ровно полстакана воды. Отметить фломастером на стакане уровень воды. Теперь спросить малыша: «Как ты думаешь, если я наклоню стакан, так, будто я собираюсь вылить из него воду, как будет выглядеть вода в нем?». Попросить его нарисовать линию, где предположительно будет вода. Затем наклонить стакан и наблюдать вместе с ребенком, где на самом деле оказалась вода. Попросить его отметить линию там, где он ее увидел, затем догадаться, как будет выглядеть вода, когда стакан будет вновь прямо поставлен на стол. Ни в коем случае не объяснять малышу происходящего, если он думает, что вода будет выглядеть как прежде. Кажется, что это - очень простое упражнение и, что ребенок будет отвечать правильно, ведь он смотрел на стакан с жидкостью много раз. Но одно дело смотреть, а другое видеть Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.

Еще одну интересную игру можно провести с двумя контейнерами разной формы. Один должен быть широким и с низкими стенками, второй, наоборот, узким и с высокими стенками. Дайте малышу ту же мерную баночку, налейте в нее покрашенную воду до выделенной отметки. Попросите малыша вылить воду из баночки сначала в один контейнер, а затем в другой. Спросите его: «Как ты думаешь, в высоком контейнере больше или меньше воды, чем было в низком? Почему ее там стало больше, ты туда налил больше?» Не объясняйте ребенку, что количество осталось прежним, каким и было в мерной баночке.

Ребенок должен экспериментировать и приходить к правильному ответу самостоятельно! Попробуйте эту же игру через несколько месяцев и оцените результаты. Игра с мыльной пеной. Рисовать можно на ванной, на стенах не только забавные рожицы, но и закреплять с ребенком недавно пройденный материал: буквы, геометрические фигуры, цифры и т.д. Еще можно поиграть в мыльный баскетбол. Возьмите мыльные «мячики» в ладошку и бросайте их в мишень (миску, ковш). Тонет или плывёт. Предложить малышу выкупать в ванне несколько игрушек и разделить их на плавающие и тонущие. Если малышу понравилось играть с плавающими игрушками, позвольте ему выбрать несколько предметов на кухне, которые можно взять в ванну и там их «рассортировать». Посоветуйте ему отгадать, какие из них будут плавать, а какие нет; потом это, конечно, необходимо проверить Бумажные кораблики. Сделать вместе с малышом кораблик из бумаги. Пустить их плавать по воде. Подуйте на него. Можно посоревноваться с малышом, чей кораблик быстрее доплывет до другого берега.

Во время прогулки.

Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Попрыгать на свежем воздухе значительно интереснее, чем сидеть дома в четырех стенах. К тому же, гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать речь малыша. Именно на улице у ребенка проявляется любознательность, которую легко удовлетворить. То, какими словами ребенок будет называть предметы вокруг, напрямую зависит от родителей. Используя те или иные слова, интонацию мама учит малыша характеризовать ситуации и предметы вокруг правильно. Необходимо разговаривать с ребенком больше, где бы вы ни гуляли. Называть все, что видите вокруг. Обращать внимание на взгляд малыша, чем он заинтересовался, на кого-то посмотрел. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясните, почему все так происходит. Ребёнок накапливает свой пассивный словарный запас, и придет время, когда он « выдаст» все, что услышал однажды. В это время ребенку можно прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Осень», «Зима», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. О чем родителям рассказывать. Вот вы вышли из подъезда. Первое, что вы заметили, это погода. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить иактивизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Вчера прошел дождь, гляньте, какие лужи вокруг. Опишите их, какие они: большие или маленькие, глубокие, грязные, круглые. В лужах купаются птицы: большие, серые, белые голуби с розовыми лапками и синеватыми шеями, или маленькие, коричневые, шустрые воробьи. Рядом на кустике сидят яркие, маленькие, желтобрюхие синички. Чем больше эпитетов вы используете в описании того или иного существа или предмета, тем лучше. Именно лексика с эмоциональным окрасом (синонимы, антонимы, эпитеты), слова с различным суффиксами и приставками развивают эмоциональную сторону ребенка.

На площадке.

Детская площадка - отличное место и для развлечений, и для знаний. Столько всего интересного можно узнать. А сколько турников и качелей вокруг. Они все разной геометрической формы, различных цветов и по-разному работают. Идите ковыряться в песочнице, обратите внимание, какой песок: влажный или сухой, чистый или с камешками, рассыпается или слепливается. В песке можно найти и ракушки, и камешки, и травку. Рассмотрите вместе найденный «клад», охарактеризуйте его, обратите внимание на детали. Таким образом, развивается внимание и концентрация на чем-то конкретном. Сюжетно ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдем клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия. Участие в сезонных играх и забавах сформирует представления об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь.

Возле дороги.

Вот вы у дороги, сколько здесь всего интересного, движущегося, но опасного. Обязательно напомните ребенку, что дорога - не место для игр и переходить ее нужно только в сопровождении взрослых. Посмотрите, какие машины вокруг: большие и маленькие, разных цветов, шумные и тихие, мотоциклы, велосипеды и спецтехника. Почему-то именно она особо привлекает малышей. Может, потому что отличается от другого транспорта, издает много шума. Расскажите о видах транспорта, чем они отличаются, из каких частей устроены, что или кого перевозят. Легковые машины тоже очень разные по форме, цвету, маркам. Их можно сравнивать, считать, рассматривать. Это очень увлекательно.

Животные.

Маленькие дети очень любят наблюдать за птицами. Чтобы их рассмотреть поближе возьмите с собой кусочек хлеба или зерна. Дети обожают кормить птиц. Так их можно лучше рассмотреть, понаблюдать за их повадками, и, в конце концов, попробовать догнать.

Положительные эмоции и яркие впечатления - один из лучших стимулов побуждения малыша к речи. Ему так хочется поделиться с вами об увиденном, и в этом ему поможет связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...