Конспект занятия "Краса ненаглядная"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Каковина Татьяна Владимировна

Цель: познакомить детей с народым декоративно-прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasa_nenaglyadnaya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «НАДЕЖДА»

Конспект занятия по ознакомлению детей народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе.

Подготовила: Каковина Т. В.,

воспитатель,

высшей квалификационной категории

Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.

Задачи:

Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.

Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.

Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

Обогащать словарь детей словами: городец, хохлома, дымковские игрушки. Методы и приёмы:

Игровой - игра на деревянных ложках; подвижно-хороводная игра «Колпачок»

Практические - выкладывание дымковских узоров на фланелеграфе. Наглядный - иллюстрации, картинки, предметы и игрушки Городец, хохломы и дымки. Презентация «Краса ненаглядная», альбом «Хохлома»,

«Городец», «Дымка»; альбомы с хохломой, дымковской и городской росписью.

Словесный - беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы детей о декоративно - прикладном искусстве.

Форма организации - групповой, фронтальный.

Средство - мини - музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и Городецкой росписи; посуда из дерева украшенная хохломской росписью, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т.д.

Ход занятия

1часть. Организационный момент.

Занятие проходит в мини - музее группы. Звучит русская народная мелодия « ? ».

2часть.

Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Марья - Сказительница. Я приглашаю вас ко мне в музей народно - прикладного искусства.

Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев - всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини - музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)

Ребята, а какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись) Илья знает стишок, послушайте:

«Городец смущается

 Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини».

-Маша, расскажи, что ты знаешь про Городецкую роспись.

-Маша: Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого. Розового, фиолетового и оранжевого цветов.

-Молодец, Маша! Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. Отгадайте загадку:

«Разные ложки и ковши

Ты разгляди - ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут не здешней красоты».

Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые. (Хохлома)

Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)

-Полина, что ты знаешь про хохломскую роспись, расскажи нам!

-Полина: посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.

Молодец, Полина! Хохломская роспись - это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из

дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Русский народ научился играть на деревянных ложках. Олег нам прочтёт стих про хохлому:

«Хохлома, хохлома,

Наше чудо дивное

Мы рисуем хохлому,

Красоту невиданную.

Давайте поиграем на деревянных ложках (играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»).

Отгадайте загадку:

«Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку .

1.2. 3.4. 5.

Даже всех не сосчитать». (Матрёшка)

Ребята посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.

Саша нам прочтёт четверостишие про матрёшек:

«Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

 На столе у нас живут

Их матрёшками зовут».

Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?

Загадка: «Весёлая, белая, глина»

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные.

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назови - ка меня (Дымка). Правильно, это дымковская  роспись.

Устали ребятки? Садитесь на стульчики, немножко отдохнём! Хотите послушать сказку? (Да) Только я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепил, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой». Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?

Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки... Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.

Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки такие, белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Ребят, а давайте с вами поиграем! (Да) Хороводная русская народная игра «Колпачок».

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по музею (Показывает предмет из гжели)

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

- Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?

Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.

Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Воспитатель: Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? (Все) Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами всё необходимое для работы. На шаблонах дымковская, Городецкая росписи, Хохлома, Гжель, вы должны выложить узоры. А что бы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку. (В ходе работы помогаю детям).

Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились!

часть. Итог: дети, вам понравился мой мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)

Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?

Дети: это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.

Такие игрушки и изделия делают только в России. Сегодня я вам в подарок приготовила угощения - сладости (сладкие петушки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Краса ненаглядная" народно-прикладное искусство.

Продолжение знакомства детей с народно-прикладным искусством: Городецкая роспись, Хохломская роспись, Дымковская роспись....

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»

знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....

Сценарий утренника 8 марта "Маму очень я люблю, ненаглядную мою!"

Сценарий утренника «Маму очень я люблю, ненаглядную мою»Дети входят в зал под музыку.Воспитатель: Здравствуйте, дорогие наши мамы! Мы рады вас видеть у нас в гостях. Поздравляем с праздником вес...

Прокт "Краса ненаглядная"

Ознакомление дошкольников с народным-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о ...

Презентация "Краса ненаглядная"

Призентация "Краса ненаглядная"...

Педагогический проект "Ненаглядная краса России"

Вид проекта: информационно-практический.По продолжительности: долгосрочный.По количеству участников: групповой.Цель проекта: социализация детей в процессе многообразной творческой деятельности, ...

Занятие "краса ненаглядная" (русские народные промыслы)

Задачи:1. Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству,прививать интерес к различным видам народных промыслов,знакомить с разнообразным проподным материаллом,из которого делали...