Отчет по самообразованию "Ранний детский аутизм (РДА)"
материал

Как бы не было печально, но каждый год в мире рождается все больше детей, имеющих различные по своему характеру нарушения в развитии. Особо остро встает проблема появления на свет детей, имеющих ранний детский аутизм (РДА). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ранний детский аутизм77.24 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет
 по самообразованию педагога-психолога
МБДОУ д/с №24 Логвиновой Л.Т.
по теме

C:\Users\Людмила\Desktop\картинки\картинки дети\56b42bc399bab.jpg

      Как бы не было печально, но каждый год в мире рождается все больше детей, имеющих различные по своему характеру нарушения в развитии. Особо остро встает проблема появления на свет детей, имеющих ранний детский аутизм (РДА). Под названием синдром РДА впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным. Как свидетельствует статистика, ранний детский аутизм обнаруживается примерно в  3 - 6 случаях на 10000 детей. Также характерно, что у мальчиков РДА встречается в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.
       Речь идет о детях с особой патологией нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего - с человеком. Значение слова «аутизм» от латинского слова authos – сам. Аутизм не диагноз, не болезнь -это состояние. Отсутствие общения, а следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, возникающее чаще всего с раннего детства, резко искажают ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации.
      Диагноз этот наиболее часто ставят детям в возрасте 3-5 лет. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего
шизофрении. Максимальность аутичного состояния колеблется от 2,5-2,7 лет. Первые признаки детей аутистов могут выражаться уже в младенческом возрасте. Нарушен контакт глаза в глаза  или полностью его отсутствие. Ребенок не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.
    Первые признаки неадекватного поведения у детей до 1 года (не проявляет интереса к окружающим предметам, людям, не реагирует на речь  и т.д.), должны насторожить родителей. Аутист не может понять эмоции других людей. Признаки аутизма у детей раннего возраста выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир.
       При отсутствии своевременной диагностики и адекватной психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становятся необучаемыми и неадаптированными к жизни в обществе. И наоборот, в условиях своевременного начала коррекции большинство атичных детей могут обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний, искусства.
         На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения. Согласно теории возникновения РДА, различные внешние и внуртенние факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими причинами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты,
внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). токсикозы беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр. Проявления раннего детского аутизма весьма разнообразны.
        Такие ученые как: Л. Каннер, Линднер, С.С.Мнухин, Ульянова,  К.С. Лебединская, О.С. выделяют определенные черты аутизма:

- экстремальное одиночество ребенка;
- стремление к постоянству, проявляющиеся в стереотипных занятиях, которые формируют сверхпристрастие и сверхпривычки;
- мгновенное агрессивное сопротивление любому изменению, приходящему из вне;
- специфически формирующаяся речь;
- ярко выражены нарушения в моторике, ходят всегда держась ,хоть пальчиком, за опору, на носочках, немного боком, опустив глаза;
- наиболее характерная черта -отсутствие прямого зрительного контакта.
         У деток с аутизмом часто имеются страхи и фобии. Дети могут бояться матери, бытовых приборов, различные звуки, цвета (белый, черный), шум воды , облака и вообще чего угодно.
С одной стороны у ребенка присутствует наличие страхов, но , в то же время , боязнь сочетается с отсутствием самосохранения: аутист  может самостоятельно отправиться гулять ночью; может нырять под воду, даже не умея плавать; стоять на подоконнике; ходить по краю стола. При этом он может быть весьма ловким и подвижным, совершая просто немыслимые «трюки». Аутисты  любят рисовать. Рисуют, как правило, свои страхи, используя темные, серые тона. Таким детям присуща наивысшая степень детализации.

        Бедность движений, контактов, ощущений приводит к тому, что для поднятия внутреннего тонуса ребенок прибегает к аутистическим стимуляциям, они бывают всевозможными  . Для аутичных детей характерно стереотипное, ограниченное и повторяющееся поведение. Активность и интересы обнаруживаются у детей с раннего возраста. Малыш испытывает огромную потребность в сохранении неизменности и стабильности его привычного окружения. Синдром раннего детского аутизма проявляется в плохой переносимости ребенком любых изменений в его жизни: новые режим, питание, одежда, ванна, коляска вызывают панику. Малейшее изменение привычного маршрута, перестановка мебели в комнате, могут привести аутичного ребенка в состояние стресса, тревоги и гнева. Новые игрушки ребенок просто может категорически отвергать или, вовсе не замечая их в начале, предпочесть их другим через какое-то время и даже относиться к ним такой любовью, что будет с ними спать и всегда брать с собой, куда бы он ни направлялся. В собственную жизнь ребенок вносит огромное количество ритуалов и остро нуждается в том, чтобы они неукоснительно выполнялись. К примеру, требует перед сном, чтобы ему читали сказки из шести определенных книг в конкретной последовательности. Ребенок может спать исключительно в одной пижаме и обязательно в тапочках, не позволяя их снимать. Двигательные стереотипии выражаются в повторении определенных движений, частом и ритмичном, случается, что в течение суток напролет. Такие действия нередко приносят ему заметное удовлетворение, и довольно сильно возбуждают его. В равной степени это могут быть верчение головой, раскачивания, движения перед глазами пальцами, потряхивания кистями, взмахи руками, бег по кругу, кружение, похлопывания, постукивания и другое. Ребенок может без устали бегать, прыгать «как заводной». Собственно возможен целый комплекс различных стереотипных действий, к примеру, он косит глазами, свистит, вытягивает губы трубочкой, постукивает по щеке пальцем. Нередко стереотипии возникают при волнении ребенка. Помимо двигательных, бывают и речевые стереотипии - бесконечное повторение по кругу определенных фраз, к примеру, «бабушка придет, конфеты принесет». Склонность к стереотипии проявляется и в игровой деятельности также, например, игра-манипуляция с неигровыми предметами. Забрать предмет или объяснить ребенку что-то не имеет возможности. Аутистические стимуляции важны, их нельзя запрещать.
      Нарушения в общении с окружающими во многом связаны с особенностями развития речи. В грудном возрасте малыш зачастую не проявляет реакции на обращенные к нему слова, не отзывается на собственное имя. Появление же слов, если оно происходит, случается «не вовремя» - значительно раньше или позже общепринятых сроков. Причем это могут быть сложные, редкие слова, которые ребенок произносит четко и легко. Некоторые слова могут неожиданно появляться, а потом надолго исчезать из словарного запаса. Речь аутиста может быть монотонной, не мелодичной, она очень медленная или быстрая, неритмичная, с произношением слов по слогам или пропеванием слов, сопроводительная жестикуляция при этом отсутствует. Словарный запас при этом может быть большим, однако слова зачастую не связываются между собой, не выстраиваются в логическое предложение. Обычные признаки аутизма – это долгое не использование ребенком местоимения «Я». О себе самом он говорит во 2-м лице или 3-м. Наличие эхололии, ребенок не отвечает на вопрос, а повторяет какую - то его часть.
      Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего. Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области ,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.  Все ,что работает на норму, усугубляет психологическое состояние аутичного ребенка. Ни в коем случае нельзя повышать голос на аутиста, нельзя вторгаться в его замкнутое пространство, заставлять делать что-то против его воли.

      Коррекционная помощь детям, страдающим РДА, является самым важным аспектом развития ребенка. Чем раньше была начата работа различных специалистов, тем меньше дефект сумеет усугубиться. Существует несколько коррекционных подходов при раннем детском аутизме. Психологическая работа проходит только через родителей, которым даются подробные рекомендации по организации осмысленного взаимодействия с ребенком, меняющиеся и усложняющиеся по мере его продвижения в эмоциональном развитии.



     
Источник:

  • Лебединская К.С., Никольская О.С. «Диагностика раннего детского аутизма»-М.: Просвещение, 1991
  • материалы авторской школы- семинара к.п.н., доцента РГПУ им. А.И.Герцена г.Санкт-Петербурга Н.Е.Граш «Психолого-педагогическая реабилитация обучающихся с аутистической симптоматикой».
  •  http://zdravotvet.ru/priznaki-autizma-u-rebenka-prichiny-metody-korrekcii/














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

Презентация "Ранний детский аутизм"

В презентации обобщен и представлен опыт работы по теме "ранний детский аутизм"...

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...

Детский аутизм- как организовать занятия для детей с аутизмом

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка...