Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай». (старшая группа)
проект (старшая группа)

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

Актуальность проблемы

1.Предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС;
2. Не всегда учитывается принципы её построения;
3. Присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности.

Ожидаемые результаты

1. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

2. У педагогов сформированы понятия: развивающая  предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС

3. Воспитанники и их родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


1.Паспорт  Проекта

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Барагханский детский сад «Хараасгай»

Юридический адрес ДОУ

671642, Республика Бурятия, Курумканский район, улус Барагхан, ул. Ленина, 35Е

Телефон

8(30149)92-2-52

Наименование Проекта

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОк условиям реализации ООП ДОУ» (далее Проект)

База  эксперимента

Группа старшего дошкольного возраста детского сада

Основание для разработки

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

- Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

-Устав ДОУ

- Годовой план работы ДОУ

Разработчики

Будаева Бутыдма Базаровна – заведующая, Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна и  Хабтагаева Алла Эркетовна- воспитатели

Участники

Педагогический коллектив  МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай», родители и воспитанники старшего дошкольного возраста

Статус эксперимента

Проект утвержден на педагогическом совета МБДОУ (протокол № 3 от  22.01.2016г.)

Цель

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Срок реализации

Время реализации 1 год  (2016-2017гг)

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в МБДОУ.

2. Провести проблемно-ориентированный анализ предметно-развивающей среды.

3. Разработать план по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.

4. Создать комфортные условия пребывания детей в МБДОУ.

5. Приобщить воспитанников старшей группы и их родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.

Актуальность проблемы

1.Предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС;
2. Не всегда учитывается принципы её построения;
3. Присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности.

Ожидаемые результаты

1. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

2. У педагогов сформированы понятия: развивающая  предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС

3. Воспитанники и их родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Этапы и мероприятия реализации проекта

Периоды

Мероприятия

Подготовительный этап

Январь 2016

1.Разработка плана проекта, составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

2.Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов:

 - «Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»

 - «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

3.Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

4.Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе.

5.Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

6.Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

7.Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

8.Анализ материальной базы для усовершенствования развивающей среды.

9.Родительское  собрание старшей группы:  ознакомление родителей с  целями  и задачами  проекта, вовлечение их в работу проекта.

Реализационный этап

 январь 2016г.-март –апрель 2017 г.

1.Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

2.Зонирование групповой старшей группы согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной средыв соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам.

3.Декоративное оформление: информационные, познавательно-развивающие стенды и др.

Заключительный этап

февраль 2016–декабрь 2017г.

1.Реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды в старшей группе.

2.Дессименация опыта построения развивающей предметно-пространственной среды старшейгруппы: презентация на образовательных сайтах,в средствах массовой информации.  

3.Участие в районном смотре -конкурсе  на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды, в заочных  смотрах- конкурсах на республиканском, всероссийском уровнях.

Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды старшей группы МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай»

Компонент

Процесс

Участник

Раздевалка

Оформление и интерьер раздевалки  меняются в соответствии с временем года, темой недели, календарными событиями.

«Здравствуйте, 
я пришел»

(макет яблони с «яблоками», на яблоках с одной стороны имя детей, с обратной стороны их  фотографии)

Приходя в детский сад ребенок разворачивает «яблоко»  фотографией вверх, уходя домой «закрывает» его. Совершая  эти действия со  своей фотографией, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

Ребенок- личность, 
член коллектива

«Мое настроение»

(стенд с фотографиями детей, под каждой фотографией кармашек для смайликов)

Утром ребенок определяет свое настроение. Затем выбирает подходящий смайлик и размещает его под своей фотографией.Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.

Ребенок и воспитатель - аналитики;

Родитель - информируемый

«Цветок  успеха»

(Модель цветка с фотографиями детей, в центре кармашек для портрета лидера недели)

Дети совместно с воспитателем подводят итоги дня. По итогам вручаются звездочки. Ребенок заслуживший наибольшее количество звездочек за неделю становится «Лидером недели». Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения в течение недели, выявление лидера недели. Воспитатель побуждает пассивных  детей к участию в деятельности группы. Дети учатся анализу и самоанализу. Родители непосредственно вовлекаются в деятельность группы.

Ребенок-герой дня;

Воспитатель, родители - аналитик

Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка

в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

Ребенок - активный участник;

Воспитатель- издатель;

родитель-помощник

«Новости дня»

Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение

Ребенок - соавтор;

Воспитатель-автор;

Родитель - информируемый

«Территория творчества»

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов).

Ребенок-творец;

Воспитатель-координатор;

Родитель- соучастник

Игровая  комната

Творческие 
мастерские

Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов

Ребенок- создатель;

Воспитатель- организатор

«Деловые хлопоты» или «Мы помощники»

(Коробочка  с бейджиками со схематичными изображениями  видов деятельности  для использования в сюжетно- ролевых играх, уголок дежурства)

Дети учатся самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры, самостоятельно распределять обязанности дежурных, регулировать очередность дежурства согласно списку, используя символы, картинки.

Ребенок-активный участник

Макеты

Создание ребенком предметных образцов пространства 
и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками

Ребенок дизайнер;

Воспитатель-консультант

Коллекции

Персональные тематические выставки, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта

Ребенок- создатель; 
воспитатель-организатор;  родитель-соучастник

"Мое творчество"

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)

Ребенок-творец

Воспитатель-координатор

Родитель-соучастник

«Стены творчества»

 Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Ребенок-творец;

Воспитатель-помощник;

Родитель-соучастник

«Наша жизнь день за

днем»

Обозначение наиболее значимых событий в течение текущего месяца (праздники, экскурсии, дни рождения детей и т.д)

Ребенок -соучастник

Воспитатель-координатор

Родитель -информируемый

Содержание  

Спортивный центр

Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.

Тип

Наименование

Для ходьбы, бега, равновесия

Балансир-волчок, коврик массажный со следочками, шнур короткий  тренажер для бега, (плетеный)

Для прыжков

Обруч малый, скакалка короткая, батут

Для катания, бросания, ловли

Кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочки с грузами, различные мячи, обручи, серсо

Для ползания и лазанья

Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)

Для общеразвивающих

упражнений

Ленты, мячи, палки гимнастические

 Центр ролевых и режиссерских игр.

Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения.

Тип

Наименование

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы (средние), мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие), наборы кукол: семья, наручные куклы би-ба-бо, наборы персонажей для плоскостного театра, наборы мелких фигурок (5-7 см), наборы масок (сказочные, фантастические персонажи)

Игрушки-предметы  оперирования

Наборы посуды: чайной, кухонной (средний и мелкий),  наборы мебели для средних  и мелких кукол, набор медицинских принадлежностей, весы,  касса и т.д.

Маркеры игрового пространства

Универсальная складная ширма/рама, стойка с рулем/штурвалом (съемным), трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр), кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), макет: замок/крепость, тематические строительные наборы (для мелких персонажей).

Полифункциональные материалы

Объемные модули «Трансформер-8», «Трансформер-7», крупные, разных форм, крупный строительный набор, ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани, ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры.

Центр  музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи: развитие музыкальных  и творческих способностей; совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам музыкального творчества; развитие умения перевоплощаться с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности.

Тип

Наименование

Технические средства

Магнитофон, музыкальный центр,  комплект кассет детских песен

Детские музыкальные инструменты

Металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, маракасы, трещотка, деревянные ложки,

Предметы-заместители

Шуршалки, микрофоны, видеокамера

Костюмы

Шапочки для игр, костюмы персонажей,  ткани разной фактуры

Центр конструирования.

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежи;  формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Тип

Наименование

Строительный материал

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

Полифункциональные модули

Комплект больших мягких модулей (15-22 элемента)

Игрушки для оперирования

Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)

Конструкторы

Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам

Детали конструктора

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины)

Плоскостные конструкторы

Настольные наборы  на каждого ребенка

Центр экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формирование умения комплексно обследовать предмет.

Тип

Наименование

Объекты для исследования в действии

Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей), геометрическая мозаика, танграм, набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина), набор: головоломки, игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий), весы, термометры спиртовые, различные часы и т.д.

Образно-символический материал

наборы лото «Числа», кассы, наборы: доска магнитная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур, наборы картинок, таблиц, графические головоломки, календари, карты, глобусы,  иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы и тд.

Нормативно-знаковый материал

Разрезные азбуки и кассы, наборы карточек с цифрами, наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр, наборы кубиков с цифрами, с числовыми фигурами и т.д.

Центр  продуктивной деятельности.

Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения.

Тип

Наименование

Для рисования

Наборы цветных карандашей (24 цвета), графитные карандаши, наборы фломастеров, наборы шариковых ручек, гуашь, палитры, кисти, банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л), подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения

Для лепки

Глина, пластилин, стеки разной формы, доски, 20*20 см, салфетка

Для аппликации

Ножницы с тупыми концами, файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, розетки для клея, бросовый и природный материал, бумага различная по фактуре


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...

Проект "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "

Создание развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группев соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Старшая группа

Актуальность:Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к у...

Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе с ориентировкой на старшую группу в соответствии с ФГОС ДО

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне п...

Проект создания развивающей предметно пространственной среды сюжетно – ролевой игры в старшей группе

Проект создания развивающей предметно пространственной среды сюжетно – ролевой игры в старшей группе...