Утренняя гимнастика как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
статья (младшая группа)

Кастырина Елена Валерьевна

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольном учреждении создает определенный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует  приобретению знаний в области физической культуры.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным.

Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т. д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность . Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы. После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.

Подбирая комплекс упражнений для утренней гимнастики, воспитателю и инструктору по физической культуре нужно заинтересовать сразу достаточно большое количество детей. Ежедневное выполнение одних и тех же движений снижает интерес детей к выполнению утренней гимнастики. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они заменяются другими однотипными или усложняются за счет введения новых исходных положений. Комплекс утренней гимнастики повторяется в течении одной – двух недель в зависимости сложности его содержания.

Весьма целесообразным является применение на утренней гимнастике мелких физкультурных пособий (флажков, палок, обручей и т. д.) при условии четкой раздачи их детям. Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество  их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.

Музыкальное сопровождение является важным компонентом утренней гимнастики. Оно повышает эффект движений, положительно влияет на эмоциональный настрой детей. Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, начинается утренняя гимнастика бодрой ходьбы, согласованной музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы успокоить организм; в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным, исполняться в умеренном темпе. При соблюдении этих требований дети научатся согласовывать свои движения с характером и формой музыкального произведения.

В работе с дошкольниками применяется сюжетная гимнастика с использованием имитационных действий и стихов. Игровое проведение комплекса утренней гимнастики вызывает у детей желание участвовать в нем. Утренняя гимнастика проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности, взаимосвязанных со словами и музыкой. Включение в утреннюю гимнастику считалок, поговорок, загадок, потешек способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям.

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей. Например, вначале проводится хороводная игра, затем – общеразвивающие упражнения с включением в них игр «Фотограф», «Затейники» (педагог показывает упражнения, а дети его копируют). Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой.

Танцевально-ритмическая разминка включает различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, хороводов. В конце гимнастики проводятся музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика.

Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать в комплекс упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы (упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, с обеганием предметов, подлезаниями и др.). Можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей.

Различные варианты проведения утренней гимнастики, использование пособий, музыкального сопровождения позволяют максимально разнообразить комплексы упражнений, что способствует проявлению у детей интереса и желания выполнять упражнения во время проведения утренней гимнастики.

Таким образом, при проведении утренней гимнастики необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.

Используемая литература

  1. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания для детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1978. – 371 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методички педагога20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольном учреждении создает определенный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует  приобретению знаний в области физической культуры.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным.

Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т. д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность . Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы. После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.

Подбирая комплекс упражнений для утренней гимнастики, воспитателю и инструктору по физической культуре нужно заинтересовать сразу достаточно большое количество детей. Ежедневное выполнение одних и тех же движений снижает интерес детей к выполнению утренней гимнастики. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они заменяются другими однотипными или усложняются за счет введения новых исходных положений. Комплекс утренней гимнастики повторяется в течении одной – двух недель в зависимости сложности его содержания.

Весьма целесообразным является применение на утренней гимнастике мелких физкультурных пособий (флажков, палок, обручей и т. д.) при условии четкой раздачи их детям. Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество  их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.

Музыкальное сопровождение является важным компонентом утренней гимнастики. Оно повышает эффект движений, положительно влияет на эмоциональный настрой детей. Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, начинается утренняя гимнастика бодрой ходьбы, согласованной музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы успокоить организм; в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным, исполняться в умеренном темпе. При соблюдении этих требований дети научатся согласовывать свои движения с характером и формой музыкального произведения.

В работе с дошкольниками применяется сюжетная гимнастика с использованием имитационных действий и стихов. Игровое проведение комплекса утренней гимнастики вызывает у детей желание участвовать в нем. Утренняя гимнастика проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности, взаимосвязанных со словами и музыкой. Включение в утреннюю гимнастику считалок, поговорок, загадок, потешек способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям.

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей. Например, вначале проводится хороводная игра, затем – общеразвивающие упражнения с включением в них игр «Фотограф», «Затейники» (педагог показывает упражнения, а дети его копируют). Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой. Танцевально-ритмическая разминка включает различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, хороводов. В конце гимнастики проводятся музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика.

Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать в комплекс упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы (упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, с обеганием предметов, подлезаниями и др.). Можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей.

Различные варианты проведения утренней гимнастики, использование пособий, музыкального сопровождения позволяют максимально разнообразить комплексы упражнений, что способствует проявлению у детей интереса и желания выполнять упражнения во время проведения утренней гимнастики.

Таким образом, при проведении утренней гимнастики необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.

Используемая литература

  1. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания для детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1978. – 371 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Консультация для воспитателей "Физкультурное занятие - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Ознакомление воспитателей со структурой и формой физкультурного занятий является одной из важных задач, которую инструктор по физической культуре должен выполнять на протяжении всей своей трудовой дея...

Доклад по теме: «Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Доклад на педсовете  по теме: «Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»...

презентация "Подвижная игра как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми"

laquo;Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.»...

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ.

Статья посвящена актуальной проблеме укрепления растущего организма, формирования у маленького человека внимательного отношения к своему здоровью. Состояние здоровья детей – важнейший показатель...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ " ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "

Подвижные игры привлекают детей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Увлеченные игрой дети,  повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса....