Коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Мир добрых отношений».
рабочая программа по коррекционной педагогике

Захаренко Дарья Дмитриевна

Цель программы: преодоление агрессивности, застенчивости,  демонстративности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ

«Преображенский детский сад»

______________И.Ю. Муравская

«____»_______________2021г.

Коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста  

«Мир добрых отношений».

Педагог-психолог

МКДОУ ««Преображенский детский сад»                                                                    

                                                                      Захаренко Д.Д.

2021 г.

Цель программы: преодоление агрессивности, застенчивости,  демонстративности.

Задачи программы: 

1. Развивать у детей социальные эмоции и мотивировать налаживания межличностных отношений со сверстниками и взрослыми на основе товарищеских отношений.

2. Формировать у детей положительное отношение к окружающим и себе.

3. Формировать у детей умение установления положительных контактов.

4. Способствовать развитию коммуникабельности ребенка, совершенствовать конструктивные формы поведения.

5. Создать детям условия для снятия избыточного эмоционального напряжения: уязвимости, агрессивности, демонстративности, застенчивости.

6. Развивать умение понимать эмоциональное состояние окружающих и умение адекватно выражать свое.

7. Обучать основам релаксации.

         Форма проведения: групповая, до 10 человек в группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут. Занятия проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке. Дети во время занятий располагаются лицом друг к другу. Взрослый должен быть рядом, а не «над» ребенком.

Структура занятий выглядит следующим образом:

- Приветствие.

- Психомоторная разминка (с целью - обеспечение психоэмоционального вхождения детей в коррекционно-развивающую работу, создание ощущения группового взаимодействия, ситуации эмпатийности к сверстнику).

- Беседа, размышления на этические темы направлены на осознание себя в социуме, роли окружающих, безопасность во взаимодействии, общительность, развитие коммуникативной составляющей и эмоциональный позитив в восприятии друг друга.

- Заключительная часть (рефлексия) включает в себя упражнения и игры на снятие напряжения, психоэмоционального возбуждения, самоанализ «чему я научился на ...», повторения слогана.

В заключительной части целесообразно использовать тактильные приемы на объединение группы (дети поздравляют друг друга с успехами, выражают удовольствие от совместной работы. Могут похлопать друг друга по спине, дружески пожать руку и т.д.). Такое совместное переживание способствует сплочению коллектива, появляется альтернатива «Я» - «МЫ».

Программа состоит из следующих блоков:

Диагностический блок:

Получение информации об эмоциональном состоянии ребенка, его место в семье, восприятие им своего места в семье, душевное равновесие дошкольника. Налаживание позитивных отношений между детьми.

Реконструктивно-формирующий блок:

Первый этап. Основная задача - формировать умение понимать другого. Дети повторяют действия или слова партнера. Учатся подмечать незначительные детали движений, мимики, интонации своих сверстников (игры по типу «Испорченный телефон», «Зеркало»).

Второй этап. Отрабатывается способность к согласованным действиям, ориентация на действия другого ребенка, приспособления к ним, задания на формирование согласованности в действиях (например, «Прогуляйтесь, как сороконожка»), внимание к сверстнику, умение действовать с учетом потребностей и возможностей ровесника.

Третий этап. Формирование у детей общих переживаний (как радостных, так и тревожных), чувство общей угрозы, созданное в игровых ситуациях, объединяет дошкольников, переориентирует внимание со своей персоны на собеседника.

Четвертый этап. Формировать эмпатийность. Вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь в сложных игровых ситуациях. Например, нужно помочь больному, перевести бабушку через дорогу и тому подобное.

Закрепляющий блок:

Пятый этап. Формирование умения выражать свое отношение к сверстнику, что, по правилам игры, должно быть только положительным (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достижения другого и т.д.).

Шестой этап. Проводится практическая работа, во время которой дети реально что-то делают друг для друга (открытки, оригами, совместное рисование).

Занятия по программе направлены на формирование у детей эмоциональной зрелости и раскованности, понимание значимости сверстника, «себя среди подобных», уменьшению тревожности и деструктивных реакций в поведении, уменьшение проблемности в коммуникативных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Формы и методы работы, способствующие выполнению программы:

1. Размышления (беседы) над этическими проблемами.

2. Драмотерапия (ролевое проигрывание ситуаций).

3. Упражнения на самопознание и познание сверстников - «мы с тобой одной крови».

4. Психогимнастика (этюды, пантомима, мимика) для воспроизведения отдельных (проблемных) форм отношений со сверстниками.

5. Графические тесты.

6. Тематическое и свободное рисование.

7. Подвижная игровая терапия.

8. Минуты отдыха.

Программу можно условно разделить на 3 блока:

- Диагностический блок - 3 занятия.

- Реконструктивно-формирующий блок - 17 занятий.

- Закрепляющий блок - 3 занятия.

Ход коррекционно-развивающих занятий для дошкольников.

Занятие 1.

1. Разминка. Игра «Интересные преобразования»

 Цель: наладить позитивные отношения между детьми, раскованность. Работать над пластикой тела. Развивать умение внимательного отношения к сверстнику - видеть его особенность, неповторимость.

Ход игры:

Психолог показывает, а дети повторяют движения. Он обращает внимание детей на то, как однотипные задачи получают разнообразную интерпретацию в исполнении (каждый - стоит внимания. Все - значимые). Взрослый: «Чтобы самолет улетел - его надо завести (соответствующие движения). Человек, который стоит - похож на неработающий самолет (мотоцикл, автомобиль и т.д.). Каждый из нас - хозяин своего тела. Вы можете его «завести», и «выключить». Давайте порадуемся этой возможности:

«Вы - котята, которые пробуждаются. Потянитесь спинкой, шейкой. Выпустите коготки, покачайте головкой. А сейчас - вы щенки, которые чешутся спинками о дерево. Вы крадетесь по лесу, как тигры. Летаете как листочки, которые оторвались от дерева, как воздушные шарики. Прыгаете, как веселые мячики, кенгуру.

Успокаиваем наши ноги, руки и садимся на свои рабочие места».

2. Проективная методика «Несуществующее животное»

Ход тестирования

Инструкция для ребенка: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и дай ему несуществующее название». На все вопросы ребенка нужно отвечать, что она может рисовать все, что ему захочется.

Для работы ребенку предлагают стандартный лист бумаги А4, карандаш, цветные карандаши.

3. Заключительное упражнение.

Игра «Дискотека воробушков»

Цель: формировать эмпатийность. Включение в активное движение. Развивать пластику, эмоциональный позитив.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям превратиться в веселых воробушков. Звучит веселая ритмичная музыка. Воробьи высоко подпрыгивают, сгибают лапки, расправляют крылышки, приглашают на танец, посылают улыбку, раскланиваются друг перед другом.

Затем, когда дети успокоились, ведущий зовет их в круг и предлагает поблагодарить друг друга за весело проведенное время: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом». Дети улыбаются друг другу, аплодируют замечательном дню и себе.

Занятие 2.

1. Разминка. Игра «Большие артисты»

Цель: создать рабочий позитив, формировать навыки совместной деятельности, внимательность к товарищу, раскованность. Формирование понятия «ценность моя и твоя».

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Психолог предлагает наблюдать за товарищами и выполнять задание: «Детки, насуптесь, пожалуйста, как:

- осенняя тучка,

- злой человек.

Улыбнитесь, как:

- солнышко,

- кошечка,

- хитрая лисичка,

- ребенок, который ест мороженое,

- как будто вы увидели чудо.

Позлиться, как:

- ребенок, у которого забрали мороженое,

- два козлика на мостике,

- ребенок, которого обидели.

Испугайтесь, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу,

- зайчик, который увидел волка,

- котенок, который боится собаки.

Вы устали, как:

- после уборки,

- отец, когда нес тяжелые сумки,

- муравей, который тянул палочку.

Отдохните, как:

- ребенок, который помогал маме пылесосить

- герой, который спасал людей.

2. Проективная методика «Дом, дерево, человек»

Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, человека». На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать как ему заблагорассудится.

Проективная методика «Дом, дерево, человек»

Стандартный лист бумаги складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении сверху печатными буквами написано «Дом», на второй - «Дерево», на третьей - «Человек», на четвертой - имя, фамилия ребенка, дата проведения. Записываются спонтанные высказывания, необычные движения. После окончания работы проводится беседа по рисунку: «Кого рисовал? Возраст нарисованного человека? Что он делает? Какое у него настроение? Напоминает ли он кого-то из знакомых?». Обычно вопрос перерастают в разговор о жизненных представлениях ребенка. Для анализа рисунка используется три аспекта оценки: детали рисунка, их пропорции, перспектива. Считается, что детали рисунка выражают осознание и заинтересованность. Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, ценность вещей, ситуации, отношения. Перспектива показывает отношение человека к его психологическому окружению.

3. Заключительное упражнение. Игра «Странные встречи»

Цель: развивать у детей эмпатийность, умение «видеть» и понимать состояние окружающих, желание помочь.

Ход игры:

Дети выстроились в две линии (напротив друг друга). Дети, которые стоят в первой линии - демонстрируют положительные эмоции, а во второй - отрицательные. При встрече дети из «позитивного» ряда должны переориентировать своих «неутешительных» товарищей на позитив.

Ориентировочный набор эмоциональных состояний: радость, грусть, отчаяние, горе, страх и тому подобное.

После переориентации дети отвечают на вопрос

- что ты почувствовал, когда увидел своего расстроенного друга?

- что ты сделал, чтобы товарищу стало лучше (расспрашивал, гладил по голове, рассказывал что-то веселое, прыгал, щекотал)?

- были ли действия успешными?

- что ты почувствовал, когда товарищ повеселел?

- тебе приятно приносить людям радость

После беседы - ритуальное прощание: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».

Занятие 3.

1. Разминка. Игра «Добрый, внимательный хозяин».

Цель: формировать навыки владения собой (я - не моя злость, раздражение и т.д.), учить детей видеть негативные проявления со стороны, учитывать состояние других, даже если ты раздражен, формировать эмпатию.

Ход игры: Дети стоят полукругом. Психолог: «Когда вы возбуждены (злые, раздраженные и т.п.) вам трудно взять себя в руки. В таком состоянии вы можете натворить бед. Давайте договоримся, что вы - это не ваша злость, ярость, обида, стыд. Вы - это Аня, Витя, Коля. Не надо превращаться в злюку. Сделаем так: как только вы чувствуете, что можете из Вити превратиться в злюку, вы становитесь на одну ногу, а вторую поднимаете над полом. Руками плотно обнимите себя. Стойте как хозяева своего тела. Берегите себя и других от плохих слов и поступков. Наблюдайте, как топает ногами злость, как капризничает ярость, как смущается застенчивость. Вы наблюдаете за ними со стороны. Вы - это не ваши эмоции. Посмотрите вокруг: какая замечательная природа, как уютно в комнате, какие приятные лица ваших друзей. Стоите на одной ножке - упражняетесь в управлении собой. Вот уже и злость устала и злюка притихла и стыд успокоился. Опускаете ножку на пол. Вы победители - вы удержали «себя в руках».

2. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»

Получение информации о субъективном положении в семье помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи; семейные отношения, вызывают тревожность, или конфликтность ребенка; как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Тест состоит из двух частей: рисование и беседы после рисования.

Кинетический рисунок семьи

Инструкция для ребенка: «Нарисуй свою семью так, чтобы все ее члены были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы отвечать ребенку, что он может рисовать так, как ему хочется.

При интерпретации обратить главное внимание на следующие аспекты:

- анализ структуры рисунка

- анализ особенности рисунка отдельных членов семьи;

- анализ процессов рисования.

3. Заключительное упражнение. Игра «Как поведешь себя ты?»

Цель: упражнять в умении управлять своими эмоциями. Обучать практическим техникам лишения эмоционального негатива. Формировать эмпатию.

Ход игры:

Взрослый: «Представьте себе, что вас угостили чем-то вкусным. Вы оставили свое «удовольствие» на ужин. После прогулки поняли, что кто-то полакомился гостинцем. Что вы почувствовали? (Огорчились? Разозлились? Закапризничали?)». Выслушиваются варианты выхода из эмоциональной неурядицы. Предлагается: «Представьте, что у вас в руках топор (помогаете наколоть дрова). Знаете, как нужно стоять, чтобы наколоть дрова? Расставьте ноги, поднимите над головой топор и ударьте по полену. Каждый раз, когда вы с силой опускаете топор - говорите: «Ха!».

Вопрос:

- улучшилось ли у вас настроение?

- сожалеете о гостинце?

- чувствуете раздражение?

- что вы чувствуете?

Ритуальное прощание: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом!»

Занятие 4.

Занятие «Будь внимателен ко мне»

Первый этап. Основная задача - формировать умение понимать другого. Дети повторяют действия или слова партнера. Учатся подмечать незначительные детали движений, мимики, интонации своих ровесников.

Ход коррекционно-развивающего занятия для дошкольников

1. Разминка. Игра «Секретик»

Цель: учить наблюдательности, вниманию к чужим мимическим и динамическим проявлениям - «чтение с лица», формировать эмпатийность.

Ход игры:

Дети сидят в кругу. Руки, сложенные ладошкой к ладони, на коленях. Взрослый передает «секретики» так, чтобы никто не заметил у кого в руках он остался. Дети догадываются (по выражению лица, динамике тела) где «секретики». Игра продолжается до обнаружения «секретика». Спросить у детей, как они догадались у кого «секретики». Привлечь внимание детей к тому, что по лицу, движениям, можно «читать», как по буквам в книге. Для этого нужно быть внимательным к окружающим.

2. Танцевальная игра «Прими в подарок»

Цель: учить детей наблюдательности, внимательности к товарищу. Развивать произвольное поведение.

Ход игры:

Звучит музыка. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает детям повторить упражнения, которые он показывает. Добавлять свое - запрещается. Дети по очереди становятся в круг и предлагают варианты своих упражнений.

Вопрос:

- почему трудно в точности повторить то, что делает товарищ?

- им интересно было смотреть на то, что делают товарищи, или они ждут очереди, когда сами будут показывать упражнения?

3. Заключительное упражнение «Чудесное ожерелье»

Цель: учить детей групповому взаимодействию, развивать «чувство локтя», эмоциональный позитив, понимание того, что «моя победа» зависит от согласованных действий окружающих.

Ход упражнения:

Взрослый - в центре круга. Вокруг него (он - шея), плотно прижавшись друг к другу, кружат «бусинки» - дети.

Взрослый «расстегнул ожерелье». «Бусинки» разбегаются. Игра заканчивается тогда, когда «ожерелье» соберется полностью у другой «шеи» (ребенка). Взрослый любуется каждой бусиной, радуется, что ни одна не потерялась, что ожерелье целенькие. «Бусинки» прощаются традиционным: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».

Занятие 5.

Занятие «Вежливые артисты»

1. Разминка. Игра «Дружественная роща»

Цель: учить детей внимательно относиться к товарищам, воспроизводить действия окружающих, передавать их динамизм. Формировать эмоциональный позитив. Развивать речь, воображение.

Ход игры:

Психолог предлагает детям прогуляться по воображаемой роще. В этой роще растут березки, дубы, елочки, цветочки, грибочки, ягодки, кустики. Детям предлагают выбрать себе растение, которым они хотят стать. Когда дети выберут, взрослый предлагает им стать деревцем в роще и отреагировать, как избранный персонаж на следующее действие:

- тихий, нежный ветерок,

- сильный холодный ветер,

- бурю,

- грибной дождик,

- палящее солнце,

- ласковое солнышко,

- ночь,

- град,

- заморозки.

Дети сначала сами дают реакцию на раздражитель, а затем под управлением взрослого повторяют реакцию «кустика», «березки» и т.п. Нужно добиваться копирования, а не свободной интерпретации увиденного.

Дети дают ответы на вопрос: «Что чувствовала березка, когда падал град? А что почувствовал грибочек под палящим солнцем».

2. Игра «Мы дружно работаем

Цель: формировать умение работать в паре, учитывая возможности товарища, развивать внимательность, терпимость, выдержку, эмпатичное отношение друг к другу. Диагностика личностных предпочтений детей.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям выбрать себе пару. Паре предлагают выполнить ряд упражнений: напилить дров, грести в лодке, перематывать нитки, перетягивать канат, перенести хрустальный бокал, станцевать парный танец.

Дети должны договориться, как они будут выполнять упражнения. Выполнение упражнений не оценивается. По окончании - вопрос: «Как твой товарищ помогал тебе в ...?», «Смог бы ты сам справиться с задачей?» «Что интересного ты заметил во время работы в паре (Коля надувает щеки, упирается ногами, побелели пальцы ...)?»

3. Заключительное упражнение. Игра «Искренняя благодарность»

Цель: формировать у детей морально - этические качества: благодарность к окружающим, положительное отношение к товарищам. Учить проявлять свои эмоции.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям поблагодарить того, кто им сегодня помог во время занятия (еще раз привлечь внимание детей к тому, что они смогли справиться с задачей только в паре, вместе они - сила). Затем дети ходят по кругу и говорят: «Станем мы дружно в круг. Сколько друзей - посмотри вокруг. Руку другу протяну, с другом ссориться не стану.».

Игра заканчивается декламацией традиционного слогана «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».

Занятие 6.

Занятие «Интересные лица»

1. Разминка. Игра «Как у тебя дела?»

Цель: учить «читать» по динамике тела и лицу состояние человека. Формировать эмпатийность, интерес к окружающим.

Ход игры:

Психолог перед занятием договаривается с 3-4 детьми, кто из них будет определенной эмоцией («печалью», «злостью», «горем» и т.п.). Дети догадываются по мимике, динамике тела, что именно испытывают их товарищи. Ребенок подходит к сверстнику «в образе» и спрашивает: «Как у тебя дела, друг?». Он может молча демонстрировать свою эмоцию, а может вступить в диалог. Побуждать детей к беседе на тему: «По какой причине у товарища может быть такое настроение?», «Как помочь другу? »

После беседы и помощи детям, которые чувствовали негатив, напомнить им, что они «играли» в негативные эмоции. Поблагодарить их за артистизм и попросить вернуться к душевному спокойствию. Декламируется фраза: «Я веселый и спокойный. У меня все в порядке».

2. Игра «Портрет»

Цель: воспитывать нежное, бережное отношение к окружающим, любование собой и «другим».

Ход игры:

Ребенок сидит перед взрослым. Взрослый - художник. Дети - краски: синяя, белая, красная и тому подобное. Взрослый: «Я рисую лицо» - приближает руки к лицу ребенка. «Какую форму лица рисовать? Такую же, как у тебя или нарисуем другое лицо? Твое тебе нравится? А почему ты хочешь изменить лицо? О, я вижу, что ты ничего не хочешь менять, тебя все устраивает» (реплики в зависимости от ответа ребенка). «Рисование по схеме: лицо, бровки, глазки, носик, губки. Берем кисточкой «краску», можно «смешивать краски», чтобы получить нужные оттенки. Рисуем осторожно, ласково, любуемся своей работой, а больше всего - оригиналом.

Если ребенок активно хочет изменить все в себе (не воспринимает себя таким, какой он есть) проводится индивидуальная коррекционная работа после занятия.

3. Заключительное упражнение. Игра «Не говори плохих слов»

Цель: формировать морально - этические нормы поведения ребенка во время общения. Учить детей решать проблемы без слов «конфликтогенов».

Ход игры:

Взрослый выражает уверенность в том, что находится среди добрых, вежливых детей, которые любят и уважают друг друга. Но, к сожалению, даже здоровые дети могут заболеть болезнью «злючкой» - когда хочется ссориться. Взрослый предлагает детям, чтобы они не говорили друг другу «плохих» слов, а выражали свое раздражение следующим образом: «ты - огурец, редис, тыква, фасолина, помидор ...»

Дети пробуют такие переговоры на практике. Делают вывод о том, что менее обидно, когда тебя называют бананом, а не идиотом.

Дети прощаются традиционным слоганом: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».

Занятие 7.

Занятие «Умелые детки»

1. Разминка. Игра «Сороконожка»

Цель: учить быть внимательным к сверстнику, координировать свои действия в соответствии с действиями товарищей. Развивать терпение, воображение. Формировать эмпатийность.

Ход игры:

Детям предлагают представить, что они все - сороконожка. Им предлагается спуститься, как сороконожка, в реку, а для этого нужно сбросить сандалики с ножек. Сороконожка должна присесть, попрыгать в воде, а затем выйти на берег. Все это должны сделать дети, не «разрывая» животное. Напоминать детям о внимательности к частицам тела сороконожки, что они достигнут успеха только при условии согласованности действий, все частицы тела одинаково важны.

Вопрос: «Что вам труднее всего было сделать? Почему? Как нужно действовать, чтобы животное осталось целым? »

2. Игра «Я и ты - спокойные»

Цель: учиться «отражать» действия партнера, технике владения собой, радоваться за успех в общем деле.

Ход игры:

Психолог рассказывает детям, что они сейчас научатся, как себя нужно вести, когда «злючка» взяла их в плен. Взрослый обращает внимание детей на то, что когда человек злится, стесняется, обижается или напуган, то он не может спокойно дышать. Он начинает дышать ускоренными темпами, а дышать нужно спокойно, размеренно (показать).

Взрослый предлагает всем детям стать в одну шеренгу. Один ребенок - напротив. Ребенок набирает воздух в легкие и говорит: «Я лев», а дети в шеренге повторяют: «Он-лев» (контроль дыхания: вдох-выдох). Затем по очереди дети становятся перед строем и произносят: «Я птичка, солнышко, цветочек и т.д.» Ведется контроль дыхания. Взрослый подводит итог: «Мы спокойны». Провести беседу с детьми о том, как каждый из них помог товарищу наладить дыхание и стать спокойнее.

3. Заключительное упражнение. Игра «Раз улыбка, два улыбка»

 Цель: развивать невербальное позитивное общение, тактильный позитив. Формировать эмпатийность, «чувство локтя».

Ход игры:

Взрослый: «Детки, мы с вами в кругу. Возьмитесь, пожалуйста, за руки, почувствуйте тепло руки, передайте мысленно ей свою нежность, любовь ... Посидим, послушаем тишину ... тихонечко-тихонечко ... У нас тепло в помещении, спокойно, хорошо ... Нам хорошо вместе. Посмотрите друг на друга (сосед на соседа) и подарите мягкую улыбку. Она путешествовала, путешествовала и пришла ко мне. Спасибо». Вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?» «Какое у вас настроение?». Игра заканчивается традиционным слоганом: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом!»

Занятие 8.

Занятие «Волшебные нити»

1. Разминка. Игра «Веселая змейка»

Цель: учить детей согласовывать свои действия со сверстниками, формировать эмоциональный позитив, эмпатийность.

Ход игры:

Психолог предлагает детям взяться за талии так, чтобы это не наносило боли товарищу, но, чтобы «змейка» была прочной. Взрослый: «Мы создали «змейку». Первым в «змейке» буду я. Задача «змейки» - пройти все препятствия и остаться невредимым. («Змейка» проползает между двумя скалами, переползает через ров, крепко закручивается, чтобы удержаться на маленькой плоскости, переползает через болото, мерзнет зимой ...). Детям предлагают поделиться впечатлениями: что им помогало или мешало выполнить задачи, поставленные перед «змейкой». Подвести детей к выводу, что конечный результат в выполнении задач зависел от всех детей, от их толерантности в отношениях.

2. Игра «Товарищ-ниточка»

Цель: формирование эмпатийности, визуализации невидимой связи между людьми.

Ход игры:

У взрослого в руках клубок с нитками. Взрослый спрашивает ребенка: «Как ты себя чувствуешь?». Ребенок отвечает, заматывает нить на палец и ставит свой вопрос кому ему заблагорассудится. Когда все дети будут в кружеве ниточек, игра заканчивается. Взрослый предлагает подумать, что произошло бы, если бы прозвучала команда: «разбежались». «А почему был бы такой результат? Что нас сдерживает? Что нужно сделать, чтобы выполнение этой команды не нанесло никому боли?» Дети подводятся к выводу, что все мы соединены «невидимыми ниточками» и нужно быть очень внимательным, чтобы не наносить обиды и причинять боль друг другу.

3. Заключительное упражнение. Игра «Прикоснись ...»

Цель: развитие эмоционального позитива, эмпатийности, тактильной корректности, желание играть без обид, внимания. Включение в активное движение.

Ход игры:

Взрослый сообщает детям, что они будут играть в знакомую игру. Они должны быть внимательны, чтобы не толкнуть товарища, не обидеть его. Взрослый предлагает прикоснуться к чему-то синему в одежде товарища: к шнурку, пряжке, красному бантику ... После игры спросить, нет ли оскорбленных. Отследить поведение «постоянно оскорбленных». Объяснить причину поступков их сверстников (бег, случайно задел и т.д.), предложить «оскорбленному» высказаться, а «виновнику» объяснить свое поведение и закончить игру традиционным слоганом: «Спасибо тебе друг, что ты рядом!»

Занятие 9.

Занятие «Сказочники»

1. Разминка. Игра «Веселый хоровод»

Цель: формировать эмпатийность, навыки работы в команде, групповую согласованность в действиях, ощущение радости от сотрудничества.

Ход игры:

Дети стоят, взявшись за руки. Психолог предлагает выполнить упражнение не потеряв целостности. Дети должны пройтись на цыпочках к центру круга и обратно. Пройтись вприсядку, прыгая на одной ножке, повернувшись спиной к центру круга. После выполнения упражнений поговорить с детьми о том, что им помогало, а что мешало выполнять задание. Выводы.

2. Игра «Сказочники»

Цель: Развитие вербальной активности детей. Учить работать в коллективе. Формировать эмоциональный позитив ребенка.

Ход игры:

Психолог предлагает детям придумать сказку. Обращает внимание на то, что вместе это будет легко сделать. Каждому надо слушать своего товарища и придумать всего одно предложение к тому, что уже было придумано. Взрослый фиксирует сказанное детьми и придумывает финал сказки. Дети благодарят друг друга за сотрудничество.

3. Заключительное упражнение. Игра «Солнышко светит на ...»

Цель: формировать эмпатийность. Учить внимательному отношению к окружающим.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям внимательно посмотреть друг на друга. Обратить внимание детей на то, как одеты товарищи, какие у них волосы, глаза и тому подобное. Вспомнить, у кого из друзей есть сестры, братцы, бабушки. Детям со светлыми волосами предлагают собраться в одну команду. Формируются команды детей, одетые в брюки (юбки, сандалии, футболки, у кого заплетенные косички, распущенные волосы, прическа с лентами, у кого есть сестры, братья, бабушки, кто любит животных, и т.п.)

После игры - беседа о то, что дети нового узнали о своих товарищах. Сделать акцент на том, что такая информация делает нас ближе. Встреча заканчивается традиционным слоганом: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».

Занятие 10.

Занятие «Ты мое зеркало»

1. Разминка. Игра «Смотрю в тебя, как в зеркало»

Цель: формировать эмоциональный позитив, эмпатийность. Учить внимательно относиться к другим, уметь переключать внимание на ближнего. Развивать воображение.

Ход игры:

Психолог предлагает детям представить, что они попали в Страну Зеркал и имеют возможность узнать о себе много нового. Дети делятся на две команды-«зеркала» и «зрители». «Зритель» садится перед «зеркалом» и обращается к нему: «Зеркальце, скажи да всю правду расскажи ...». В ответ: «Ты замечательный, ты ...». Дети должны побыть, как «зеркалами», так и «зрителями».

Вопрос: «Что тяжелее для вас – быть «зеркалом» или «зрителем»? «Почему?».

2. Упражнение «Товарищи»

Цель: формировать эмпатийность. Учить детей сопереживать, помогать в затруднительном положении, не оставлять товарища в беде. Формировать морально этические нормы поведения. Развивать воображение.

Ход упражнения:

Взрослый знакомит детей с текстом.

«Лиса, Бобер и Кабан прогуливались по лесу. Они были счастливы, что могут пообщаться. Лиса, Бобер и Кабан дружили. Чтобы добраться до поляны, на которой они хотели отдохнуть, друзьям нужно было перейти через узенький мост, который соединял берега ручья. Лиса и Кабан боялись идти по мосту. Бобер решил показать пример и пошел первым. Случилась беда - Бобер упал в воду. Лиса сказала Кабану: «Пойди, помоги Бобру. Ты сильный, ты сможешь вытащить его из воды». А Кабан, пятясь от воды, сказал: «Вот у тебя хвост такой длинный, что можно по нему выбраться из воды». Так они стояли и спорили, но никто из них не пошел помочь товарищу. И тут Лиса с Кабаном слышат: «А чего это вы спорите? Я умею плавать». Очень обрадовались Кабан и Лиса. Хотели продолжить прогулку, но Бобер отказался путешествовать с ними. Почему?

Вопрос:

- можно ли считать этих зверюшек друзьями?

-как должны вести себя друзья, когда случилась беда?

- что можно сказать о поведении Лисы и Кабана?

-как бы вы повели себя на месте Бобра?

-что нужно сделать Кабану и Лисе, чтобы наладить отношения?

3. Заключительное упражнение. Игра «Дракон»

Цель: формировать эмпатийность. Учить работать в команде, болеть за командный результат, бережно относиться друг к другу.

Ход игры:

Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки на плечи. Первый в колонне - «голова», а последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело дракона» должно сохранять целостность. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побудет в роли «головы» и «хвоста». Заканчиваем встречу слоганом: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом»

Занятие 11.

Занятие «Мы придем на помощь»

1. Разминка. Игра «Солнце, солнышко, тучка»

Цель: формировать эмоциональный позитив, желание помочь товарищу, сопереживание.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Взрослый - в центре круга. Он касается ребенка и говорит: «Солнце, солнышко, тучка!». «Солнышко» и «Облако» бегут в противоположные стороны. Их задача - быстрее занять освободившееся место. Задача осложняется тем, что в месте встречи дети должны взяться за руки, сделать реверанс, приветливо улыбнуться и сказать: «Доброе утро, Солнышко, добрый день, тучка», а затем побежать к свободному месту. Дети должны побыть в роли «Облака» и «Солнышка». Взрослый следит за тем, чтобы желание победить не мешало доброжелательному поведению детей.

2. Игра «Что случилось?»

Цель: формировать морально - этические качества, эмпатийность, желание помочь, готовность пожертвовать своими интересами.

Ход игры:

На стульчике сидит расстроенная Катя (девочка из соседней группы).

 Ребенок всем видом показывает, как ему дискомфортно: страшно, грустно, хочется плакать. Детям предлагается три задачи: успокоить девочку, узнать, что произошло, предложить конкретику по помощи. В конце игры - звонок воспитательницы, которая разыскивает Катю. Психолог благодарит ребят за то, что они такие чуткие.

3. Заключительная игра «Кто попался?»

Цель: формировать эмоциональный позитив. Учить тактильной толерантности в отношениях.

Ход игры:

Игроку завязывают глаза платком. Его задача - найти указанного ребенка. Во время «поиска» он должен догадаться, кто «попадает» в его руки. Игра заканчивается, когда все попробовали вслепую узнать товарища. Завершить встречу слоганом: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».

Занятие 12.

Занятие «Твоя радость - моя радость»

1. Разминка. Игра «... Ой, не покажу»

Цель: формировать эмпатийность, уважение, интерес друг к другу. Включать в активное движение. Учить договариваться, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый раздает детям «секретики». Задача ребенка: так разговорить и растрогать сверстника, чтобы тот показал ему «секретики».

2. Игра «День рождения»

Цель: формировать эмпатийность, эмоциональный позитив, включение в активное движение.

Ход игры:

Если в этот день нет именинника - выбираем его. Детям предлагают подумать, какие подарки он может сделать имениннику (спеть, станцевать, рассказать стихотворение, сделать комплимент ...). вопрос:

- что дети подарили бы «имениннику», если бы были волшебниками?

- чувствуют ли дети радость, что сделали удовольствие товарищу?

- приятнее получать подарки или дарить?

- что чувствует «именинник»?

3. Заключительная игра «Вместе с товарищем»

Цель: формировать морально - этические качества ребенка. Учить работать в паре, болеть за конечный результат работы.

Ход игры:

Приготовить бумажные перчатки с парными орнаментами. Перчатки находятся в разных местах помещения. Задача детей найти их и с помощью разноцветных карандашей разрисовать. Работу заканчиваем слоганом: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».

Занятие 13.

Занятие «Мечтатели»

1. Разминка. Релаксация «На берегу моря»

Дети сидят в удобной позе. Глаза закрыты. Звучит нежная, спокойная музыка. Дети представляют себя отдыхающими на летнем пляже. Солнечные лучи приятно касается лица. Бежит вокруг глаз, касается кончика носа, переходит на щечки, щекочет губки и подбородок. Отдыхаем. Мечтаем ...

2. Игра «Помоги Морской Звездочке»

Цель: формировать морально - этические качества, эмпатийность, желание принести пользу, помочь.

Ход игры:

Психолог обращает внимание детей на то, что не всем приятно под ласковыми лучиками солнышка. За спинами детей сидит, опустив голову, Морская Звездочка (ребенок). Ей грустно. У Морской Звездочки опущенные плечи, закрытые глаза и она почти не реагирует на окружающих.

Вопрос:

- что случилось с Морской Звездочкой? (Волна выбросила на берег)

- что можно сделать, чтобы ей стало лучше? (Дать попить водички, смочить виски, перевязать голову мокрым полотенцем, помахать веером, общими усилиями подвести Звездочку к морю, чтобы она оказалась дома) Дети реально поят, смачивают виски и тому подобное. Звездочка благодарна ребятам за помощь. Все весело танцуют.

3. Заключительная игра «Мне понравилось, как ...»

Цель: закрепить у детей желание помогать ближнему, ощущать радость от того, что ты делаешь добро. Развивать внимание, наблюдательность.

Ход игры:

Дети рассказывают, как они догадались, что нужно было сделать, чтобы помочь Морской Звездочке в затруднительном положении. Взрослый делится впечатлениями о поведении детей в ситуации: «Мне понравилось, как ловко Миша принес Звездочке водичку и той стало лучше. А что понравилось вам, дети?» Активизировать рассказы детей о «ком-то», а не о себе, или не только о себе. Обратить внимание детей на то, что они вместе быстро справились с проблемой и помогли Звездочке. Закончить игру слоганом: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом.»

Занятие 14.

Занятие «Твоя радость - моя радость»

1. Разминка. Игра «Мое настроение похоже на ...»

Цель: формировать эмоциональный позитив, воображение.

Ход игры:

Психолог рассказывает детям, что его настроение похоже на веселую, пушистую тучку. Дети находят сравнения для характеристики их настроения (как белая ромашка, роза, дождик, яркий листочек, голубая звездочка ...) После того как дети определились, на что похоже их настроение, делается вывод, что настроение хорошее и можно пойти поиграть.

2. Игра «Заболела наша ...»

Цель: формировать морально-этические качества, эмпатийность, сопереживание, групповую сплоченность.

Ход игры:

Взрослый обращает внимание детей на то, что у помощника воспитателя завязана щека. «Что же делать? Настроение у нас хорошее, но можем ли мы остаться в стороне от чужой беды?» Взрослый выслушивает конкретные предложения детей, как помочь:

- дать лекарства (право имеет только врач)

- вызвать «Скорую помощь». (Дети должны вспомнить адрес детского сада, номер телефона «Скорой». Спросить возраст, фамилию «больной»);

- нагреть и приложить к щеке платок и тому подобное.

 Медицинский работник учреждения «приезжает» на вызов детей. Спасибо детям за своевременное сообщение о болезни. Нянечка выздоровела. Спасибо детям за их доброту и ласку.

3. Заключительная игра «Гнездышко»

Цель: формировать эмоциональный позитив, желание помочь. Включить в активное движение.

Ход игры:

Дети сидят в кругу - это гнездышко. Внутри - птичка. За пределами гнезда летает еще одна птичка. Подается команда: «Птичка вылетает». «Гнездо» распадается и все летают, как птицы. Взрослый командует: «Гнездо». Дети формируют гнездышко у той птички, которая была в центре круга. Пытается стать в круг гнездышка и птичка, которая летала вне его. Кто не успел - водит. Взрослый обращает внимание детей на того, кто остался за кругом. Дети декламируют: «Мы рады, друг, что ты с нами!». Игра продолжается.

Занятие 15.

Занятие «Невидимая связь»

1. Разминка. Игра «Передай ленточку тому, кто ...»

Цель: формировать эмоциональный позитив, общительность, эмпатийность, толерантность.

Ход игры:

Психолог дает ребенку ленточку и предлагает протянуть ее к тому, кто:

- первым пришел в детский сад;

- одет в черные штаны;

- коричневые сандалии;

- кого привела сестренка и тому подобное.

 Когда дети будут в «ленточном кружеве» обратить их внимание на прочность образовавшегося клубка. Если кто-то потянет в свою сторону - все свалятся. Подвести детей к выводу, что надо быть внимательным к окружающим.

2. Игра «Смотри, где нужна твоя помощь»

Цель: формирование морально-этических норм, эмпатийности.

Ход игры:

Взрослый рассказывает детям, что сегодня он едва не опоздал на работу. Причина - бабушка, одиноко стояла у перехода и не решалась перейти улицу. Бабушка имела плохое зрение. Она с благодарностью приняла помощь.

Дети строят (из веревки) «перекресток», «дорогу». Завязав платок на глаза, пробуют себя в качестве поводыря и человека, нуждающегося в помощи. Беседа о том, как важно быть внимательным к окружающим. Простые вещи, даже переход через улицу, для кого-то перерастают в проблему. Нужно быть внимательным к другим, особенно нуждающимся в помощи.

3. Заключительное упражнение «Смешные близняшки»

Цель: формировать доверие к ближнему, тактильный комфорт, эмоциональный позитив.

Ход упражнения:

Взрослый предлагает детям разбиться на пары. Дети становятся плечом к плечу, обнимают друг друга руками за пояс, ноги - рядом. Становятся похожими на сиамских близнецов: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Взрослый предлагает им походить по помещению, присесть, лечь, встать, порисовать и тому подобное. Встреча заканчивается благодарностью друг другу и слоганом: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».

Занятие 16.

Занятие «Мир без тебя стал бы беднее»

Цель: формировать морально-этические качества, эмпатийность, эмоциональный позитив, развивать словарный запас, показать уникальность каждого ребенка.

Предыдущая работа: вырезать разноцветные сердечки. Приготовить именную открытку ребенка в виде большого «сердца». Сохранить для каждого ребенка на «сердечке» комплименты, пожелания ... На большом листе бумаги нарисовать большое дерево без листьев.

Ход занятия:

Дети сидят в кругу. Психолог: «Сегодня каждый из вас имеет возможность рассказать товарищам, как он их любит и ценит. Вы - «именинники» и получите множество приятных минут в подарок». В центр выходит ребенок, его приветствуют аплодисментами, дружественным топотом (включение в активное движение), дают именное «сердце» и зачитывают комплименты, которые сказали о нем товарищи. «Именинник» приклеивает каждое «сердце» к своему имени. Под аплодисменты садится на место. Такая процедура повторяется с каждым ребенком. В конце занятия «сердечки» приклеиваются к «Дереву». Когда будут приклеены «листочки» детей всей группы, дерево запестрит комплиментами. Занятие заканчивается слоганом: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».

 

Занятие 17.

Цель: закрепить конструктивные навыки общения, самосознания и самоконтроля поведения, моральных ценностей; формировать альтруистические чувства детей.

Ход занятия:

1. Упражнение «Глаза в глаза»

Ведущий: Дети, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу в глаза и попробуйте мимикой передать различные состояния: «я скучаю», «мне весело», «давай играть», «я сердит», «не хочу ни с кем разговаривать», и тому подобное.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались легче, какие сложнее, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

2. Игра «Как поступить?»

Психолог показывает карточки с изображением проблемных ситуаций, а дети называют варианты ответов, как поступили бы они в этой ситуации и почему так. Детей знакомят с ситуацией: Саша без разрешения взял мою машинку.

Варианты поведения: толкнуть и забрать машинку; ударить и забрать; пожаловаться воспитательнице; попросить его вернуть машинку.

Последствия: Саша меня толкнет в ответ; ударит меня; мы поссоримся и подеремся.

Проанализировать с детьми каждую ситуацию и последствия. Обсудить выбор правильного варианта действия, его закрепить.

3. Упражнение «Герои добрые и злые»

Детям раздают зеркала и последовательно называют сказочных героев, дети изображают мимикой, позой, жестами героя: Баба Яга, Золушка, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Волк, Змей Горыныч, Крокодил Гена, Снежная королева, Доктор Айболит, Коза-Дереза, Чебурашка, Шапокляк.

Вопросы к детям. Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Как можно помочь злым героям стать хорошими?

Вспомните правила поведения и давайте поможем злым героям выгнать из себя злость. (Дети предлагают способы избавления от гнева.)

4. Психологический этюд «Подари доброту»

Представьте себе, что от вашего теплого дыхания в ваших ладошках появилась маленькая искорка! Маленькая искорка доброты постепенно растет и становится все больше и больше, как цветочек на волшебной поляне, и все, кто ее касаются становятся добрыми.

Вопросы к детям. Какого она может быть цвета? Какая она на ощупь? Как она может изменится, когда ее коснуться? А какая она могла бы быть на вкус и запах? Как она звучит?

Хорошие слова – это разноцветные шарики. Это всегда праздник. Они похожи на красоту, на цветы, на солнышко. Это тепло и ласка. Это лучшая в мире музыка. От нее все становятся добрыми и сильными. Давайте подарим ее друг другу.

5. Окончание занятия. Рефлексия.

Занятие 18.

Цель: закрепление навыков эмоциональной саморегуляции, навыков овладения негативными реакциями; развитие умения выражать эмоции в рисунке; развитие эмпатийных способностей.

Ход занятия психолога:

1. Игра «Приветствие»

Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то из детей будет специально пытаться поздороваться с тем, кто обычно на него не обращает внимания). Здороваться необходимо определенным образом: 1 хлопок - здороваемся за руку; 2 хлопка - здороваемся плечиками; 3 хлопка - здороваемся спинками.

2. Упражнение «Три настроения»

Дети вместе с ведущим дают эмоциональную оценку злости, плаксивости и капризности, сравнивают эти состояния с хорошим настроением или плохим. Трое детей договариваются, какое настроение будут изображать, а остальные должны догадаться, кто кого изображает. Затем дети меняются ролями.

3. Упражнение «Чертенок»

Жил на болоте Чертенок. Ему очень нравились люди, и поэтому, как только кто-то из людей появлялся, Чертенок залезал в лужу и начинал прыгать. Все люди пугались и убегали, и только один человек не испугался. Он подозвал Чертенка  к себе и приколол ему в лохмотья волшебную булавку. И в ту же минуту не стало болота, а Чертенок превратился в красивого, аккуратного мальчика. Добрый человек предложил мальчику жить вместе, и тот согласился.

Впоследствии оказалось, что это был мальчик, который все делал наоборот.

Например: когда отец попросил его закрыть дверь, мальчик умышленно их открывал.

Вопросы к детям. Как помочь мальчику? Как научить хорошему поведению?

4. Закрепление правил хорошего поведения.

Дети выполняют роль чертенка. Сначала по очереди, а потом все вместе.

Команды могут быть самые разнообразные.

5. Свободное рисование.

Дети рисуют свои фантазии, рассказывают о них.

6. Окончание занятия. Рефлексия.

Занятие 19.

Цель: способствовать развитию социально приемлемых форм проявления агрессии; направлению разрушительной агрессии на достижение успехов; ориентация на эмоциональное состояние других; развитие коммуникативных и моральных навыков; развитие способности к эмпатии.

Ход занятия психолога по коррекции агрессии у дошкольников

1. Упражнение «Как ты сегодня себя чувствуешь?»

Ребенку предлагают карточки с изображением детей в разном настроении, вместе с детьми определяем настроение ребенка. Упражнение на распознавание эмоций. Какое настроение у этой девочки, мальчика? - Закрепляет названия настроения человека.

Дидактическая игра «Подбери пиктограмму к настроению». (К рисункам с изображением животных и людей в разном настроении дети подбирают соответствующую пиктограмму.)

2. Игра-тренинг «Разное настроение»

Ведущий читает стихотворение, дети изображают руками, мимикой соответствующее настроение.

Наш Саша веселый,

Когда друзья все в доме.

Наш Саша сердитый,

Когда ему лоб набили.

Наш Саша печальный бывает,

Когда нет игрушки,

Наш Саша, плаксивый бывает,

Когда заберут его мячик.

Наш Саша хитрит,

Когда фокусы мастерит.

А когда его поругают -

Он обиженный стоит.

Необычное увидит -

Удивляется.

А в кусты прячется,

когда испугается.

3. Игра «Дразнилки»

Скажите детям: «Дети, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга различными безобидными словами (заранее обговариваются условия, придумываются «обзывалки», которыми можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты.., морковка!», «А ты…. ковшик!», «А ты… чайник!».

Помните, что это игра, потому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, Ваня, - солнышко».

Игра полезна не только для агрессивных, но и для уязвимых детей. Стоит проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

4. Сказкотерапия «Иванушка-дурачок»

Вопросы к детям. Какие герои сказки вам нравятся? Какие герои были злыми? Какие чувства вы испытываете к Бабе Яге? Что бы вы посоветовали Бабе Яге, чтобы она стала хорошей?

Ролевое проигрывание и анализ ситуаций.

5. Упражнение «Сбрось усталость»

Дети становятся в свободный круг. Психолог предлагает им расставить широко ноги, немного согнуть их в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, расправить пальцы, склонить голову к груди, открыть рот. После этого сначала покачаться в стороны, вперед, назад, а затем резко встряхнуть головой, руками, ногами, телом. Говорит, обращаясь к каждому: «Ты стряхнул всю усталость. Что-то еще осталось? Тогда повтори еще раз».

6. Окончание занятия. Рефлексия.

Занятие 20.

Цель: игровая коррекция агрессивности, приобретение способности решать проблемы; отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, воспитание доброжелательного, толерантного отношения друг к другу.

Ход  занятия:

1. Приветствие.

2. Игра «Липучка»

Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяют его к своей компании.

Затем они все ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «Липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

3. Игра «Как поступить?»

Детям раздают карточки с изображением различных событий, которые они должны оценить как положительные или отрицательные, и расставить соответственно около пиктограммы доброго или злого человека.

Вопросы к детям. А как бы поступили вы? Как поступить иначе? Как научить злого героя совершать добрые поступки?

4. Закрепление правил хорошего поведения

5. Упражнение «Овладей собой»

Психолог учит детей приемам. Он говорит, что только ребенок почувствует, что хочется кого-то стукнуть, или что-то бросить, есть очень простой способ доказать себе свою силу: нужно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди - это тренирует выдержку и силу духа человека.

6. Совместные настольные игры

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, предусматривающие игру, как в одиночку, так и вместе. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-то фигуру с деталей «Конструктора». Во время игры взрослый помогает детям решить конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей их решения. Во время совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

7. Психомышечное расслабление под музыку.

8. Окончание занятия. Рефлексия.

Занятие 21.

Шестой этап. Проводится практическая работа, во время которой дети реально что-то делают друг для друга (открытки, оригами, совместное рисование).

Дети занимаются изготовлением подарочной продукции для своих товарищей. Каждый получит подарок. Работа на тему: «Праздник Тебя» - это поздравительная открытка, которую дети выполняют в произвольной форме на плотной бумаге.

Занятие 22.

Шестой этап. Проводится практическая работа, во время которой дети реально что-то делают друг для друга (открытки, оригами, совместное рисование).

«Оригами для друга» - складывание из бумаги подарочных изделий по технологии.

Занятие 23.

Шестой этап. Проводится практическая работа, во время которой дети реально что-то делают друг для друга (открытки, оригами, совместное рисование).

Коллективное рисование «Я и мои товарищи». В завершение оформляется групповая выставка. После окончания работы выставки ребенок забирает свой подарок, который сделал для него товарищ.

На заключительном занятии программы «Мир добрых отношений» проводится «Праздник нашей дружбы»: дети упражняются в комплиментах, делятся эмоциями. Проводятся игры, которые больше всего понравились детям.

Конечно же, что дети, которые прошли курс по программе «Мир добрых отношений», не перестанут драться, стесняться, обижаться, хвастаться, демонстрировать свои преимущества и самоутверждаться. Но в отличие от того, что было, желание самоутвердиться за чужой счет, постоянно искать поддержки в чужой похвале, положительной оценке, перестанет быть главным и единственным мотивом общения. Оно не будет «закрывать» другого ребенка и не сделает защиту своего «Я» единственной целью в общении. А именно это обеспечит главное - признание других и уверенность ребенка в группе сверстников, что значительно уменьшит проблемность в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КЛУБ ОБЩЕНИЯ»

Программа обращает нас к проблеме общения и его роли для развития личности ребенка.Актуальность поставленных задач определяется тем, что именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их ...

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ...

Летняя комплексная коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Поиграй-ка!»

Программа является комплексной, т.к. имеет широкий спектр и разноплановость воздействия, но при таком разнообразном типе задач все упражнения проводятся в виде игровых действий и не являются сложными ...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта...

Презентация комплексной коррекционно-развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Получение детьми с ОВЗ полноценного образования — од­но из обязательных условий их успешной со­циализации Опираясь на теоретические данные в об­ласти нейропсихологии, детской пс...