Семинар-практикум для родителей "Как помочь ребёнку справиться с эмоциями"
материал
Семинар-практикум для родителей ДОУ "Как помочь ребёнку справиться с эмоциями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.02 КБ |
![]() | 1.72 МБ |
![]() | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Как помочь ребенку справиться с эмоциями»
Подготовила воспитатель Бобровская Л.Н. МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска
Цель семинара: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах общения с детьми.
Задачи:
1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Оптимизировать детско-родительские отношения.
Материалы и оборудование: мяч, бланки с ситуациями.
Ход семинара
Вед: - Здравствуйте уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы и занятости вы нашли время и пришли на нашу встречу.
Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения, однажды все может измениться... Многие родители теряются: как справляться с беспричинными истериками и бесконечными «нет, не буду, не хочу, не пойду»? Почему это происходит? Как реагировать и нужно ли это делать? Ответы на эти вопросы Вы получите на нашем семинаре-практикуме «Как помочь ребенку справиться с эмоциями» или как справиться с детской истерикой.
Игра «Приветствуем всех»
Цель игры: создание творческой атмосферы в начале семинара.
Реквизит: карточки - написано одно слово: европеец, японец, африканец.
Ход игры:
Каждый участник берет одну карточку, не говорит, что у него написано.
Объявляется, что это три разных способа приветствия: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются, а «африканцы» прикасаются к правому плечу. Цель участников – найти «своих» и собраться вместе. Говорить нельзя, только приветствовать друг друга.
Родители рассаживаются в три подгруппы.
Упражнение «Я капризничаю, когда…»
Инструкция. Передавая мяч, каждый участник рассказывает, как и в каких ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»
Упражнение дает возможность родителям, с одной стороны, встать на место своих детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой — проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики, а также свое поведение до истерики, во время и после.
Мини-лекция «Причины детских капризов»
У каждого поступка есть причина. Детские капризы, как правило, возникают не на пустом месте, у ребенка есть основания вести себя подобным образом :
1) его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает;
2) хочет привлечь к себе внимание — он выбрал такой способ общения, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви, поэтому он будет ходить за вами по пятам, «канючить», хватать за руки;
3) хочет добиться чего-то очень желаемого — покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из-за каких-то непонятных ребенку причин;
4) выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным — это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!», «Перестань смотреть по сторонам!». Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не станет самостоятельным и уверенным в себе. Всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным;
5) испытывает психоэмоциональное напряжение — ребенок переживает конфликт с самим собой, он не выспался, устал за день, семейные ссоры родителей влияют на его психоэмоциональное состояние.
Командная игра «Как мы боремся с капризами»
Инструкция. Родители делятся на две команды, получают карточки с описанием ситуации. Представитель от команды зачитывает содержание карточки. Соперники в течение 2 мин должны дать комментарий и предложить способ воздействия на ребенка.
1. В воскресенье сын (4 года) устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и твердит: «Купи мне, купи!». Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.
2. Ване 4 года. Каждый день ходим на одну и ту же детскую площадку. Ему очень нравится играть с детьми, качаться на качелях, лазить по игрушечному кораблю, кататься с горки. Но когда наступает время уходить, повторяется одна и та же история: он не хочет возвращаться домой и устраивает публичное выступление… Почти всегда уношу орущего и бьющегося ребенка на руках.
3. От дома до садика два шага, но каждый раз дочка (3 года) требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога, как каша, — десять потов сойдет, пока довезешь. Да и сама уже должна ходить.
4. Одеваемся каждый раз с капризами. Сначала жду спокойно, пока дочь (4 года) набегается по раздевалке. Потом не выдерживаю, заставляю одеваться. Начинает кричать, вырываться. В результате испорчено настроение и у меня, и у нее.
7. Мини-лекция «Как вести себя в проблемной ситуации»
Что делать в ситуациях, когда ребенок капризничает, устраивает истерики, как предотвратить их повторение? В предыдущем упражнении вы предложили несколько способов. Приведу еще рекомендации.
Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: научите ребенка говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите его на руки, когда он капризничает, лучше опуститесь так, чтобы его и ваши глаза были на одном уровне, и спросите: «Чего ты хочешь? Не плачь, а скажи» или «Успокойся! Давай поговорим».
Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: «Хорошо, мы погуляем еще 10 минут. Когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились?» (на уровне глаз ребенка). Дочка не хочет вставать утром, устраивает капризы — не возмущайтесь, а лучше предложите: «Давай договоримся так. Вот будильник. Сейчас ты еще немного полежишь. Но когда большая стрелка дойдет до пяти, ты сама быстро встанешь с кроватки и соберешься». Таким образом, вы немного уступите, дав ребенку еще полежать, и позволите ему самостоятельно контролировать время.
Общайтесь с ребенком, как со взрослым. Беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели по дороге домой, во время одевания в детском саду.
Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Ребенок должен понимать, что в жизни есть не только «хочу», но и «надо». Он должен руководствоваться не только своими желаниями, но и желаниями и потребностями других членов семьи. Чаще всего капризничают дети в семьях, где: между взрослыми нет согласия и единства; требования родителей не последовательны. Будьте последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок быстро распознает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять — поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («Если ты… то…»). Прежде чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.
Используйте игру. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, устройте соревнование во время сбора игрушек — кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл.
Стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка. Это возможность для него проявить свою активность, настойчивость, независимость и в то же время снять напряжение. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Используйте «полезные вопросы»: «Ты наденешь колготки красные или желтые?», «Что тебе приготовить — яичницу или хлопья с молоком?», «Почему ты это хочешь?», «А чем бы ты хотел заняться (при отрицании других предложений)?». Разнообразьте опыт общения ребенка со взрослыми, включайте его в общее дело и при этом незаметно помогайте и громко радуйтесь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы.
Рефлексия
Инструкция. Разделите родителей на две команды. Передавая мяч, участники первой команды по очереди отвечают на вопрос «Какие эмоции, чувства я испытываю, когда ребенок капризничает?». Участники второй команды по принципу «ты мне — я тебе» на каждую названную эмоцию дают совет, как от нее избавиться.
Вывод: Эти чувства затмевают сознание и не дают принять верное решение. Очень часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у детей, о чем потом часто сожалеем. Как говорил Карлсон Малышу: «Спокойствие, только спокойствие!». Поэтому возьмите тайм-аут — «Я сейчас не буду с тобой разговаривать», «Посиди, успокойся» — во время которого посчитайте до 10 или примените методику глубокого дыхания. Все эти приемы вы также можете предложить ребенку или использовать вместе с ним.
Упражнение «Глубокое дыхание»
Время выполнения — 2–3 мин.
1) Сядьте на стул, спина прямая, расслабленная.
2) Сделайте вдох через нос на счет 1-2-3-4, выдохните через рот на счет 4-3-2-1.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины детских капризов Что-то беспокоит, он болен Хочет привлечь к себе внимание Добивается желаемого Выражает протест Испытывает психоэмоциональное напряжение
Как вести себя в проблемной ситуации Стимулируйте развитие взрослых черт поведения Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы Общайтесь с ребёнком, как со взрослым Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания Используйте игру Стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-220615-1363168824.jpg)
" Как помочь ребёнку справиться со страхами"
Советы родителям " Как помочь ребёнку справиться со страхами"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/13/picture-707921-1465805641.jpg)
Тема. «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?»
Каждому из нас хочется,что бы наш ребенок вырос спокойным и рассудительным,но как этого достичь?...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-264724-1370878706.jpg)
Как помочь ребёнку справиться с застенчивостью?
Как помочь ребёнку научиться свободно и раскрепощённо выражать свои эмоции, желания, чувства? Предлагаю ряд рекомендаций для решения проблемы застенчивости ребёнка....
Статья для родителей на тему:"Как помочь ребёнку справиться со страхами".
Как помочь ребенку справиться со страхами У всех детей есть свои страхи; это нормальная и здоровая часть развития. При этом то, что кажется безобидным для взрослых, для детей может быть страшным и ...
Консультация для родителей «7 правил, чтобы помочь ребёнку справиться со страхом»
Родители часто задаются вопросом, как помочь ребёнку избавиться от страхов. А тот или иной иррациональный страх испытывают 90 процентов детей в возрасте от 2 до 14 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-128144-1350739352.jpg)
Как ребёнку справиться с эмоциями
Как ребёнку справиться с эмоциями. Уважаемые папы и мамы!. Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы были уверены в своих силах и умели бор...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/19/picture-1313892-1624121655.jpg)
Помочь ребенку справиться с эмоциями
Консультация для родителей как они могут помочь ребенку справиться с эмоциями...