Семинар-практикум для родителей "Как помочь ребёнку справиться с эмоциями"
материал

Бобровская Лидия Николаевна

Семинар-практикум для родителей ДОУ "Как помочь ребёнку справиться с эмоциями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

 «Как помочь ребенку справиться с эмоциями»

Подготовила воспитатель Бобровская Л.Н. МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска

Цель семинара: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах общения с детьми.

Задачи:

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Оптимизировать детско-родительские отношения.

Материалы и оборудование: мяч, бланки с ситуациями.

Ход семинара

Вед: - Здравствуйте уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы и занятости вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения, однажды все может измениться... Многие родители теряются: как справляться с беспричинными истериками и бесконечными «нет, не буду, не хочу, не пойду»? Почему это происходит? Как реагировать и нужно ли это делать? Ответы на эти вопросы Вы получите на нашем семинаре-практикуме «Как помочь ребенку справиться с эмоциями» или как справиться с детской истерикой.

Игра «Приветствуем всех»

Цель игры: создание творческой атмосферы в начале семинара.

Реквизит: карточки - написано одно слово: европеец, японец, африканец.

Ход игры:

Каждый участник берет одну карточку, не говорит, что у него написано.

Объявляется, что это три разных способа приветствия: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются, а «африканцы» прикасаются к правому плечу. Цель участников – найти «своих» и собраться вместе. Говорить нельзя, только приветствовать друг друга.

Родители рассаживаются в три подгруппы.

Упражнение «Я капризничаю, когда…»

Инструкция. Передавая мяч, каждый участник рассказывает, как и в каких ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»

Упражнение дает возможность родителям, с одной стороны, встать на место своих детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой — проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики, а также свое поведение до истерики, во время и после.

Мини-лекция «Причины детских капризов»

У каждого поступка есть причина. Детские капризы, как правило, возникают не на пустом месте, у ребенка есть основания вести себя подобным образом :

1) его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает;

2) хочет привлечь к себе внимание — он выбрал такой способ общения, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви, поэтому он будет ходить за вами по пятам, «канючить», хватать за руки;

3) хочет добиться чего-то очень желаемого — покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из-за каких-то непонятных ребенку причин;

4) выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным — это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!», «Перестань смотреть по сторонам!». Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не станет самостоятельным и уверенным в себе. Всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным;

5) испытывает психоэмоциональное напряжение — ребенок переживает конфликт с самим собой, он не выспался, устал за день, семейные ссоры родителей влияют на его психоэмоциональное состояние.

Командная игра «Как мы боремся с капризами»

Инструкция. Родители делятся на две команды, получают карточки с описанием ситуации. Представитель от команды зачитывает содержание карточки. Соперники в течение 2 мин должны дать комментарий и предложить способ воздействия на ребенка.

1. В воскресенье сын (4 года) устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и твердит: «Купи мне, купи!». Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.

2. Ване 4 года. Каждый день ходим на одну и ту же детскую площадку. Ему очень нравится играть с детьми, качаться на качелях, лазить по игрушечному кораблю, кататься с горки. Но когда наступает время уходить, повторяется одна и та же история: он не хочет возвращаться домой и устраивает публичное выступление… Почти всегда уношу орущего и бьющегося ребенка на руках.

3. От дома до садика два шага, но каждый раз дочка (3 года) требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога, как каша, — десять потов сойдет, пока довезешь. Да и сама уже должна ходить.

4. Одеваемся каждый раз с капризами. Сначала жду спокойно, пока дочь (4 года) набегается по раздевалке. Потом не выдерживаю, заставляю одеваться. Начинает кричать, вырываться. В результате испорчено настроение и у меня, и у нее.

7. Мини-лекция «Как вести себя в проблемной ситуации»

Что делать в ситуациях, когда ребенок капризничает, устраивает истерики, как предотвратить их повторение? В предыдущем упражнении вы предложили несколько способов. Приведу еще рекомендации.

Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: научите ребенка говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите его на руки, когда он капризничает, лучше опуститесь так, чтобы его и ваши глаза были на одном уровне, и спросите: «Чего ты хочешь? Не плачь, а скажи» или «Успокойся! Давай поговорим».

Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: «Хорошо, мы погуляем еще 10 минут. Когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились?» (на уровне глаз ребенка). Дочка не хочет вставать утром, устраивает капризы — не возмущайтесь, а лучше предложите: «Давай договоримся так. Вот будильник. Сейчас ты еще немного полежишь. Но когда большая стрелка дойдет до пяти, ты сама быстро встанешь с кроватки и соберешься». Таким образом, вы немного уступите, дав ребенку еще полежать, и позволите ему самостоятельно контролировать время.

Общайтесь с ребенком, как со взрослым. Беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели по дороге домой, во время одевания в детском саду.

Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Ребенок должен понимать, что в жизни есть не только «хочу», но и «надо». Он должен руководствоваться не только своими желаниями, но и желаниями и потребностями других членов семьи. Чаще всего капризничают дети в семьях, где: между взрослыми нет согласия и единства; требования родителей не последовательны. Будьте последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок быстро распознает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять — поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («Если ты… то…»). Прежде чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.

Используйте игру. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, устройте соревнование во время сбора игрушек — кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл.

Стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка. Это возможность для него проявить свою активность, настойчивость, независимость и в то же время снять напряжение. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Используйте «полезные вопросы»: «Ты наденешь колготки красные или желтые?», «Что тебе приготовить — яичницу или хлопья с молоком?», «Почему ты это хочешь?», «А чем бы ты хотел заняться (при отрицании других предложений)?». Разнообразьте опыт общения ребенка со взрослыми, включайте его в общее дело и при этом незаметно помогайте и громко радуйтесь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы.

Рефлексия

Инструкция. Разделите родителей на две команды. Передавая мяч, участники первой команды по очереди отвечают на вопрос «Какие эмоции, чувства я испытываю, когда ребенок капризничает?». Участники второй команды по принципу «ты мне — я тебе» на каждую названную эмоцию дают совет, как от нее избавиться.

Вывод: Эти чувства затмевают сознание и не дают принять верное решение. Очень часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у детей, о чем потом часто сожалеем. Как говорил Карлсон Малышу: «Спокойствие, только спокойствие!». Поэтому возьмите тайм-аут — «Я сейчас не буду с тобой разговаривать», «Посиди, успокойся» — во время которого посчитайте до 10 или примените методику глубокого дыхания. Все эти приемы вы также можете предложить ребенку или использовать вместе с ним. 

Упражнение «Глубокое дыхание»

Время выполнения — 2–3 мин.

1) Сядьте на стул, спина прямая, расслабленная.
2) Сделайте вдох через нос на счет 1-2-3-4, выдохните через рот на счет 4-3-2-1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска Семинар-практикум «Как помочь ребёнку справиться с эмоциями?» Воспитатель: Бобровская Л.Н . 2022 г.

Слайд 2

Причины детских капризов Что-то беспокоит, он болен Хочет привлечь к себе внимание Добивается желаемого Выражает протест Испытывает психоэмоциональное напряжение

Слайд 3

Как вести себя в проблемной ситуации Стимулируйте развитие взрослых черт поведения Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы Общайтесь с ребёнком, как со взрослым Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания Используйте игру Стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Как помочь ребёнку справиться со страхами"

Советы родителям " Как помочь ребёнку справиться со страхами"....

Тема. «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?»

Каждому из нас хочется,что бы наш ребенок вырос спокойным и рассудительным,но как этого достичь?...

Как помочь ребёнку справиться с застенчивостью?

      Как помочь ребёнку научиться свободно и раскрепощённо выражать свои эмоции, желания, чувства? Предлагаю ряд рекомендаций для решения проблемы застенчивости ребёнка....

Статья для родителей на тему:"Как помочь ребёнку справиться со страхами".

Как помочь ребенку справиться со страхами У всех детей есть свои страхи; это нормальная и здоровая часть развития. При этом то, что кажется безобидным для взрослых, для детей может быть страшным и ...

Консультация для родителей «7 правил, чтобы помочь ребёнку справиться со страхом»

Родители часто задаются вопросом, как помочь ребёнку избавиться от страхов. А тот или иной иррациональный страх испытывают 90 процентов детей в возрасте от 2 до 14 лет....

Как ребёнку справиться с эмоциями

Как ребёнку справиться с эмоциями.     Уважаемые папы и мамы!. Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы были уверены в своих силах и умели бор...

Помочь ребенку справиться с эмоциями

Консультация для родителей как они могут помочь ребенку справиться с эмоциями...