Конспект встречи в рамках родительского клуба "Как помочь себе и ребёнку справиться с эмоциями"
план-конспект занятия по психологии

Сидорович Анастасия Васильевна

Цель: помочь родителям осознать мотивы эмоционального состояния, понять характер взаимодействия с ребенком.

Задачи: информирование об эмоциях у взрослых и детей; обучение эффективным способам взаимодействия с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_4_yanvar.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект встречи № 4 с родителями

в рамках родительского клуба.

Тема: «Как помочь себе и ребенку справиться с эмоциями».

Цель: помочь родителям осознать мотивы эмоционального состояния, понять характер взаимодействия с ребенком.

Задачи: информирование об эмоциях у взрослых и детей; обучение эффективным способам взаимодействия с ними.

Ход встречи:

  1. Разминка: родителям предлагается выбрать человечка с эмоцией и поделиться своим настроением.
  2. Беседа:

Эмоция – это психический процесс средней продолжительности, который отражает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Настроение – это достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Отличие эмоций от поведения, не можем их увидеть сами чувства, только их проявления, мимика, жесты, интонация, проявления в виде поведения –плачь, смех и т.д.

  1. Тест для родителей на понимание эмоций по мимике лица.
  2. Беседа:

Все чувства нужны и важны. Трудно проживаемые чувства: злость, грусть, страх. Зачем они нужны? Грусть – как противоположное радости, то есть желание получить удовольствие. Страх – потребность в безопасности и защите. Гнев, злость – потребность вернуться в комфорт, защита от неприятного состояния и т.д.

У детей с РАС есть нарушения в эмоционально-волевой сфере как первая причина того, что у детей нарушение в коммуникации и поведении. Они не понимают что испытывают и для них это дискомфорт, который приводит к негативному поведению.

Негативное поведение (рисунок кувшин)

  1. Гнев, злость, агрессия
  2. Боль, обида, страх
  3. Потребности в:

Любви, внимании, безопасности, успехе, уважении, признании, развитии, понимании и т.д.

  1. Базисные стремления:

Я-хороший, я любим, я могу и т.д.

Что делать?

  1. и  2. Активно слушать

Я- сообщения использовать

3. Слушать («слышать»)

потребности

  1. Безусловно принимать
  1. объятий в день)

Выражение эмоций и чувств (рисунок на доске)

                        Невыражаю, держу в себе (потом невыдерживаю взрываюсь, плохо и мне и другому – а также психосоматика)

Злость                                                 выражаю бью соседа по парте

                        выражаю бью подушку, топаю ногами, кричу в стаканчик и т.д. выражаю социально-приемлемым способом (сказать о чувстве тоже социально-приемлемый способ выражения)

  1. Вниманию родителей предлагается для ознакомления памятки.

Разбор памяток про страхи, злость и выражения чувств.

  1. Родителям раздаются карточки из игры «Семейка гномов», где  чувства делятся на модальности: раздражение-злость-гнев. Предлагается привести пример из жизни, где эти эмоции отражаются,  как их заметить и успокоить на этапе начала.

Пример: У ребенка забрали игрушку на площадке, сначала раздражение – отдай это мое (успокаивать надо на этом этапе), дальше злость – может толкнуть, отнять, ударить, потом гнев – сильно кричать и т.д.

  1. Беседа:  

Вредные послания:

  • Перестань это испытывать. «Перестань!», «Не злись» «Не капризничай» эти фразы предлагают ребенку не чувствовать то, что он чувствует, это невозможно: оно есть, а мы предлагаем их подавить. Наша задача быть опорой, а не заглушать эмоции детей, можно сказать «я вижу что ты очень злишься, ты так сильно злишься, что хочешь кричать.
  • Успокой себя сам. «Успокойся, возьми себя в руки». Иногда мамы думают, что ребенок в силах себя сам успокоить. Его надо научить. «Я вижу, что ты злишься, давай попробуем успокоиться.»
  • Затихни. «Хватит орать, замолчи, закрой рот, я устала слушать твой крик». Мы не выдерживаем крики детей, не знаем, как ему помочь и,  кажется, что мы прикажем замолчать и так все закончится. Но такими фразами не помогаем успокоиться. Лучше сказать: «я вижу как ты разозлился из-за того, что я не дала то,  и ты хочешь кричать. Мне тоже это помогает успокоиться, давай кричать вместе смешное слово автипулятка.»
  • Меня это достало. «Достал уже, не беси меня, как же ты надоел мне со своими истериками». Раздраженная мама не может вынести злость ребенка и тонет в своих чувствах. Ребенок ощущает, что даже мама не может вынести его злость, а значит, он со своей злостью точно не справиться. Поэтому нам важно вернуться в то состояние,  в котором вы способны это выдерживать. Можно произнести: «Я тоже злюсь, сейчас я успокоюсь и помогу тебе.» « Я сейчас умоюсь» и т.д.
  • Удались. «Отстань от меня, иди в другую комнату и успокойся, пока не успокоишься, не выходи». Иногда мамы обижаются и злятся на своих детей. И тогда ребенок попадает в ситуацию изоляции в наказание за то, что он чувствует. Дети думают, что их не любят. «Я сейчас злюсь, и мне хочется побыть одной, чтобы успокоиться. Потом мы поговорим.»  

 « Иногда человеку, который злится, хочется побыть одному, я выйду за дверь, если захочешь чтоб я пришла, позови меня.»

  • Постыдись. «Как тебе не стыдно так себя вести, что за поведение?».  Мама не разделяет чувства и поведение ребенка, и он начинает думать, что он плохой, потому что испытывает злость. «Я вижу что ты сильно злишься из-за того что…мне обидно слышать такие слова. Можешь просто сказать – мама я злюсь.»
  • Ты ужасен. «Ведешь себя ужасно! Ты что, не нормальный! На тебя все смотрят!» Ребенок чувствует, что мама его не принимает, и будет злиться еще больше.
  • Ты об этом пожалеешь. «Больше ничего не буду тебе покупать. Так, мое терпение лопнуло. Если не перестанешь будешь без мультиков». Мы требуем, чтобы ребенок не показывал свои эмоции. Ему придется их подавлять, а накопившись, они будут снова вырываться наружу с большой силой. «Я вижу, что ты злишься и поэтому делаешь  так, и тогда я тоже злюсь. Давай успокоимся, а потом решим.»

Эти фразы не волшебные, они настраивают ребенка на осознание своих эмоций, на их проживание. Наша цель не чтобы это быстрее прекратилось,  а пережить эту эмоцию.

  1. Беседа: О том, что делать с эмоциональной сферой детей.

Необходимо развивать и учить ребенка распознавать эмоции как в картинках, в игре  и т.д.. Говорим за них, озвучиваем – «ты сейчас злишься»,  про свое состояние «я сейчас злюсь».

Стратегии помощи эмоциональной регуляции у детей с аутизмом:

  • Визуальная опора, которая представляет ребёнку в виде картинок и изображений алгоритм действий, помогающих справиться с негативным эмоциональным состоянием (тревога, волнение, страх, злость).
  • Социальная история помогает разобраться и справиться с эмоциями, связанными с общением и взаимодействием с другими людьми.
  • Комиксы, как вариант социальной истории, помогают прояснить непонятную социальную ситуацию. В них прорисовываются слова, мысли и чувства собеседника и самого ребёнка с аутизмом.
  • Видеомоделирование эффективно для обучения тому, как справляться со стрессом. Ребёнку показывают небольшой видеоклип, на котором он реагирует на стресс спокойно, используя альтернативный навык, что повышает вероятность его повторения в реальной жизни.
  1. Игра «Случай в лифте». Родителям предлагается представить, что они все находятся в лифте утром. Раздаются карточки с названиями эмоций, задача вести себя, так как вел бы себя человек с таким настроением, остальные угадывают.
  2. Беседа о чувствах родителей.

Мы испытываем такие же чувства, как и дети, еще и безысходность, вину и т.д.

Упражнение «За кого я несу ответственность?» Проводится опрос родителей с последующим обсуждением.

Если мама в спокойном ресурсном состоянии то и ребенок тоже. Забота о себе полезна для ребенка. Иногда так заняты заботой о других, что испытывают большой стресс и забывают заботиться о себе. Если мы о себе заботимся, то у нас больше энергии заботиться о других. Мама остается спокойна и последовательна, и легче справляется с непредвиденными сложностями. Правило в самолете – сначала подышите сами, потом наденьте маску на ребенка.

  1. На доске записываются предлагаемые родителями способы заботы о себе:
  • Питание (регулярно и качественно)
  • Сон
  • Физические упражнения (занятия спортом)
  • Вера и духовная жизнь
  • Общение с другими людьми (поддержка, к кому вы можете обратиться)
  • Поддержка местного общества (группы многодетных, для детей с ОВЗ и т.д.)
  • Принятие реальности (это признание сложившейся у вас ситуации и прекращение борьбы с тем, что вы не можете изменить. Помочь ему, а не мечтать, что проблемы исчезнут)
  • Маленькие радости
  • Покупаю что-то приятное себе
  • Нахожу время, чтобы отдохнуть и расслабиться
  • Каждый день имею право времени на себя
  • Я могу сказать нет, когда люди требуют от меня что, то что я не хочу
  • Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее

  1. Беседа. Активное слушанье.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство».

Например, на возмущённое «Он отнял мою машинку!» можно сказать малышу привычное и, казалось бы, успокаивающее: «Ну, ничего, поиграет и отдаст». Или же назвать его чувства: например, сказать «Ты очень огорчён».

Ты-сообщения: «Ну что у тебя за вид? Перестань тут ползать, ты мне мешаешь. Ты не мог бы потише?» В таких высказываниях используется слова ты, тебе, тебя. В ответ на них ребенок обижается, защищается и дерзит. Так как, эти высказывания содержат выпад, обвинение и критику.

Я-сообщение имеет ряд преимуществ. Позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Дает возможность детям ближе узнать родителей. Когда мы открыты и искренне в выражении своих чувств, дети тоже становятся искреннее в выражении своих. Высказывая свое чувство без приказа мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. «Я не люблю, мне трудно, меня очень утомляет» и т.д. Ошибкой является: использовать высказывания, начав с я-сообщения, а закончить ты-сообщением. Например: «мне не нравится, что ты такая неряха.»

  1. Упражнения «Активное слушанье» и «Я высказывания».

Участники делятся на пары. Каждый участник пробует принципы «активно слушать» и «игнорировать» в беседе с партнером. И тренирует «Я высказывание». Обсуждаем.

  1. Упражнение «Мой ребёнок самый лучший» Предлагается похвалить своего ребёнка.

Резюме: каждый ребёнок индивидуален и неповторим, имеет свои особенности. Давайте любить и принимать детей такими, какие они есть. Принцип безусловного принятия: Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать поступки ребёнка, его поведение, но не его чувства. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в его неприятие.

Результатом общения со значимыми взрослыми в дошкольном возрасте является «образ Я» ребенка, его самооценка.

  1. Упражнение похвалить себя. Каждому родителю нужно похвалить себя.
  2. Упражнение «Круг уверенности». Каждый родитель поочереди встает в круг, где родители и педагоги говорят ему определенные фразы-аффирмации (Я верю в тебя, у тебя всё получиться. Ты такая молодец – стараешься. Всё будет хорошо! Ставь цели и иди к ним!...)
  3. Вопросы родителей по теме – ответы педагогов.

Отчет о проделанной работе.

Встреча с родителями в рамках родительского клуба состоялась 19.01.2024г. Родители активно участвовали в упражнениях и обсуждениях. Так же им было очень важно рассказать даже о минимальных достижениях своих детей в доверительной, комфортной обстановке. В конце встречи они эмоционально раскрылись и почувствовали поддержку со стороны других родителей и педагогов. Нашли в себе ресурсы для дальнейшего взаимодействия с ребенком. По итогам четвертой встречи педагоги создали памятку для родителей «Эмоции. Зачем они нужны?», «Эмоции родителей или как позаботиться о себе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»

Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...

Конспект мероприятия в рамках родительского клуба "Давайте будем вежливыми!"

Установление системы взаимодействия "воспитатель - родитель - ребенок - сотрудничество"....

Конспект встречи в детско- родительском клубе "Творческая мастерская"

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУЗадачи для родителей:- Дать понятие коррекционно-развивающего занятия- Познакомить с разнообразными практическими материалами в виде игр,...

Консультация для родителей "Как помочь себе и ребёнку преодолеть негативные эмоции?".

К сожалению, не всегд отношения между детьми и родителями "мёд", бывают "ложки дёгтя". Чтобы не терять контроль над своми эмоциями, вам помогут эти простые советы....

Как ребёнку справиться с эмоциями

Как ребёнку справиться с эмоциями.     Уважаемые папы и мамы!. Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы были уверены в своих силах и умели бор...

Семинар-практикум для родителей "Как помочь ребёнку справиться с эмоциями"

Семинар-практикум для родителей ДОУ "Как помочь ребёнку справиться с эмоциями"...