Организация «Конструкторского бюро» в предметно - пространственной среде группы. Конструктивно - модельное творчество «Бинокль. Путешествие»
статья (подготовительная группа)

Мезенцева Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрены основы организации «Конструкторского бюро» в предметно - пространственной среде группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фребель. Конструкторское бюро.33.8 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Григорьева Юлия Викторовна

Мезенцева Татьяна Юрьевна

Чеченева Оксана Александровна

Российская Федерация, Белгородская область, Белгородский район, п. Северный, МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»

«Организация «Конструкторского бюро» в предметно - пространственной среде группы. Конструктивно - модельное творчество «Бинокль. Путешествие»

Аннотация. В статье рассмотрены основы организации «Конструкторского бюро» в предметно - пространственной среде группы.

Ключевые слова: дошкольники, Фрёбель, конструкторское бюро, инновации, робототехника, воспитание, развитие, формирование, инженерная книга.

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая невозможна без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Современный инженер должен уметь создать всю цепочку: исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – эксплуатация. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства.

Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» это принципиально новый уровень подходов к развитию технического творчества в ДО, имеющая методическое сопровождение.   Ключевые установки при реализации программы: поддержка разнообразия детства, создание условий социальной ситуации, содействие взрослого и ребенка, развитие способностей каждого ребенка.

            В 2017-2018 учебном году на базе нашего детского сада был запущен инновационный проект парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

Развивать у дошкольников техническое творчество - это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая свое предположение в различных мысленных, графических и практических вариантах. Это значит обеспечить детям возможность систематически упражняться в мышлении, т.е. учить детей оперировать имеющимися знаниями, применять их на практике, переносить в другую ситуацию и одновременно знакомить детей с наиболее распространенными орудиями труда, с простейшей конструкторско-технологической документацией (техническим рисунком, описанием и т.д.)

Роль руководителя важна, но надо ее сделать незаметной. Дети наделены врожденной тягой к исследованию, к освоению окружающей обстановки, и надо лишь своевременно и осторожно добавлять им необходимые сведения, не навязывая определенного мнения. Может быть даже не спешить хвалить ребенка, когда его мнение совпадает с мнением руководителя, для того, чтобы ребенок не стремился к тому, чего от него хотят, а стремился к осмыслению фактов, развивал свое естественное желание к открытию нового.

При организации занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности, склонности, материально - техническую базу. С большим количеством детей в группе трудно осуществить индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Да и включение в данную деятельность должно быть добровольным.

Известно и доказано, что игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребенка. Введение элементов игры в процессе подготовки дошкольников к конструкторско- технологической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать препятствия на пути к достижению цели и решать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Из игры вырастает необходимость в новом виде деятельности- в труде. Но для того, чтобы к детям пришло сознание необходимости трудиться, сначала должно возникнуть ощущение радости труда. Одна и та же работа может показаться ребятам и обременительной, и радостной в зависимости от того, как раскрыть именно увлекательную сторону труда. Возрастной особенностью старших дошкольников является и то, что они активно включаются такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу от своего труда.

Решая те или иные конструкторские задачи, дети могут играть во взрослых, у них может быть свое детское «производство», «машины», «оборудование», «стой-площадка», «космодром» и т. п. Они могут выполнять функции мастеров, конструкторов, изобретателей, учиться преодолевать трудности, логически мыслить, планировать свою работу и осознавать свою ответственность перед коллективом за ее результат.

Стремительный рост научно - технического, конструкторского прогресса, изменения в характере труда и условиях сегодняшней жизни поставили перед воспитанием и обучением новые и более сложные задачи: воспитывать у детей трудолюбие и добросовестность, но и обязательно формировать жизненную позицию, творческое отношение к труду; учить ребенка не только хорошо работать самому, но и помогать товарищу; воспитывать умение трудиться в коллективе. Так, формирование инициативы и трудовой активности происходит более эффективно под влиянием деятельности дошкольников в специально организованном педагогическом процессе. Если на занятиях создана доброжелательная обстановка, то дети горят желанием заниматься на пользу общего дела. Если у них общие задачи и единая цель, а вместе с тем присутствуют элементы дружеского соревнования и взаимопомощи, то работа становится более активной, ответственной и более качественной.

Формированию умений работать сообща способствует, как показала практика, выполнение правил коллективной работы. Главное правило - уметь в одних случаях уступать, в других настаивать на своем, имея в виду интересы коллектива (или задуманной идеи). Не капризничать и не применять силу, а договариваться. Другие правила сводятся к следующему:

1. Договориться с товарищами об общем плане работы. При этом надо выслушать предложения всех ребят и выбрать, что интересно и важно для всех.

2. Распределить работу по справедливости. Это значит поровну разделить интересное и неинтересное, легкое и трудное.

3. Помочь тому, у кого не ладится.

4. Учиться у других тому, чего не умеет сам; охотно принимать советы ребят, их помощь и поддержку.

            Опыт работы с дошкольниками показывает, что знание и выполнение этих правил помогает сформировать у дошкольников правильное отношение к своему поведению в коллективе, а также отношение к поведению других.

             Макет, поделка или модель, даже если она не совсем совершенна, приносит ребенку большое удовлетворение. Если же выполненная работа вызывает одобрение окружающих, то у детей появляется и крепнет чувство радости и гордости за свой труд. Тогда дети полны желания творить добро для пользы людей. Вместе с тем формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство к преодолению трудностей и достижению цели – рождается здоровый азарт. Ребенку хочется бесконечно удивлять и убеждать людей в том, что его модель может быть полезной, он делает дело, он – личность, его вдохновляет самоутверждение. Через деятельность ребенок открывает в себе лучшие качества.

                На таких практических занятиях важна не столько сама модель, которую делает дошкольник, а то, что он узнал в процессе ее изготовления, то, чему он научился, какие качества у него сформировались, какие чувства, ощущения он испытал.  

Рассмотрим наше «Конструкторское бюро» в предметно- пространственной среде группы

Первое что нам понадобится для организации деятельности, это общее пространство для работы, удобное для конструирования. Места не закреплены за детьми жестко, дети могут свободно перемещаться по комнате, брать необходимый материал, инструмент. Также сюда можно отнести и индивидуальные доски большей частью для работы с Дарами Фрёбеля. Доски эти должны иметь не скользкую поверхность, для этого они обшиваются тканью, фетром.

Второе, что надо предусмотреть это место для хранения конструкторов в свободном доступе для детей с целью организации самостоятельной конструктивной деятельности и возможности для обыгрывания построек. Размещению моделей и конструктивных материалов в предметно – пространственной среде группы предается особое значение. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовывать общий продукт (коллекция, выставка, панно).  Центр конструирования в Программе предлагается назвать конструкторским бюро, но возможны и другие названия.

Третье, это наличие инженерных книг, куда на каждом занятии заносятся правила безопасности в работе с инструментами, конструкторами, схемы, модели, рисунки готовых изделий. Инженерная книга – подробный дневник занятия, в котором все этапы продвижения проекта описываются «детским языком».

Четвертое, это и есть карты, схемы, модели и любой другой символический материал, которым мы постоянно пополняем конструкторское бюро. Также это образцы продукта в виде готовой вещи или ее графическое изображение. Конечные продукты деятельности могут образовывать коллекцию, выставку, большое панно. Ребенок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности, как доказательствами своей состоятельности.

Модельное конструирование для старшей группы по тематическому модулю «Оптические и оптико - электронные приборы и комплексы»

Тема: Бинокль. Путешествие.

Задачи:

1.Сформировать уважительное отношение к труду инженера – приборостроителя; закреплять технику безопасности при работе с ножницами; воспитывать самостоятельность и аккуратность; закреплять правила поведения в путешествиях («Социально-коммуникативное развитие»).

2.Закрепить представления детей о бинокле, его основных частях; функциональном назначении и правилах использования; развивать любознательность и интерес к устройству простых технических приборов; развивать способность к самостоятельному анализу моделей; развивать стремление к творческому поиску, умение логически мыслить («Познавательное развитие»).

3.Развивать речевую активность, активизировать словарь: цилиндр, стекло, увеличительная лупа, зрительные трубки, военный бинокль, бинокль для туристов, театральный бинокль, инженер-приборостроитель («Речевое развитие»).

4.Упражнять детей в индивидуальном моделировании, конструировании, совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем и подручными материалами («Художественно - эстетическое развитие»).

5.Развивать мелкую моторику пальцев, координацию в системе «глаз-рука» («Физическое развитие»).

Новые понятия: бинокль, зрительные трубы, лупа, военный бинокль, бинокль для туристов, театральный бинокль.

Предварительная работа:

Ход занятия.

Рефлексия (действия детей)        

-Давайте все вместе поздороваемся. Здравствуйте! Теперь молча, кивком головы. (кивок головой). Теперь локтями. (дотрагиваются локотками локотков соседа). Теперь мизинцами. Теперь коленками. Теперь спинками. Молодцы!

  • Введение нового понятия/логическая взаимосвязь

Воспитатель показывает бутыль, а в ней карта.

В: - Ребята, вы помните, что это? (ответы детей). Да, это карта путешествий. Где мы были? (В Африке). А для чего мы туда отправлялись? (Для изучения африканских животных). Как вы думаете эти животные опасны? (Да). Почему? (Дикие, кусачие). А как же нам их рассмотреть, чтобы не пострадать и их не напугать? Какой прибор поможет нам? (Бинокль). Давайте мы его сделаем. Проходите к столам.

  • Работа детей с символическим материалом: условные обозначения

В: -Для начала нам надо определиться с выбором материала. Из чего можно сделать игрушечный бинокль? (Ответы детей). Давайте в инженерной книге отметим их. (Обращение к нескольким детям).

  • Техника безопасности

В: -Для того, чтобы с этим материалом работать, нам надо вспомнить технику безопасности. Отметим в инженерной книге. (Уделяется внимание правилам безопасности, заносятся в инженерную книгу).

  • Работа детей с символическим материалом: графическая схема

(Образец продукта, графическая схема, словесное описание продукта).

В: -Рассмотрим бинокль. Из каких деталей или частей он состоит? (2 цилиндра- это оптические трубы, стекло- это увеличительная лупа, шнур- для удобства ношения). Нарисуем в инженерной книге схему бинокля.

  • Симулирование проговаривания своих мыслей (объяснение детьми хода своих рассуждений)

В: -Цвет выбираем в зависимости от назначения. Какой может быть бинокль? (Военный, для путешественников, театральный).

  • Конструирование (стимулирование общения детей между собой)

В: -Пойдемте за необходимым материалом (на отдельном столе лежат материалы). Приступаем к работе.

  • Предполагаемые вопросы для симулирования инициативы детей и проговаривания своих мыслей вслух

В: -Из чего ты делаешь зрительные трубки?

-Чем ты будешь скреплять, соединять их?

-Зачем взял резинку?

-А как отмерить нужную длину шнурка?

-Почему ты взял такие большие цилиндры?

8. Обсуждение, оценка деятельности (что хотели сделать- что получилось)

В: -Ты уже закончил, а вот он еще будет продолжать.

-Ты доволен результатом? У тебя получилось то, что задумывал?

-Какой бинокль ты мастерил?

-Куда ты с ним отправишься?

-В какую игру ты со своим биноклем будешь играть?

-А в какой игре он еще может пригодится?

9. Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря)

10. Фотографирование деятельности и объектов

11. Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. 79 с.
  2. Конспекты образовательной деятельности образовательной к парциальной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» / авт.: Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Е. Н. Дрыгина и др. – Вып. № 1. – Самара: ООО «Научно- технический центр», 2018. -58 с.
  3. Методические рекомендации: Пластмассовый конструктор «Техник»: 5- 7 лет-М. : Издательство «Экзамен», 2014. – 44 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды группы

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ в группе с новым набором (можно в новом помещении) АВГУСТРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИРемонт группыОформление стен групп...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учётом ФГОС ДО». Подготовительная группа «А».

Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и непо...

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы как залог успешного развития детского творчества

Цель:повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.Задачи:- повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-ра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Этнокультурный компонент в развивающей предметно-пространственной среде группы №8. Организация различных видов детской деятельности (подготовительная группа)

Статья поможет воспитателям детского сада подобрать материал и оформить Коми центр для приобщения  своих воспитанников к культуре своего народа....

Презентация на тему "Использование стенда «Наши достижения» для организации предметно-пространственной среды группы и организации режима дня (на основе программы «ПРОдетей» )"

В программе «ПРОдетей» применяются методы, основанные на максимальной индивидуализации обучения и воспитания, поэтому в практике воспитателя роль фронтальных методов будет относительно нев...