«Организация «Конструкторского бюро» в предметно-пространственной среде группы. Конструктивно-модельное творчество «Мельница»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мезенцева Татьяна Юрьевна

Модельное конструирование для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigoreva_yu.v._mezentseva_t.yu_.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация «Конструкторского бюро» в предметно-пространственной среде группы. Конструктивно-модельное творчество «Мельница»

Григорьева Ю.В.

воспитатель

Мезенцева Т.Ю.

воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»

Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» это принципиально новый уровень подходов к развитию технического творчества в ДО, имеющая методическое сопровождение.   Ключевые установки при реализации программы:

  • Поддержка разнообразия детства,
  • Создание условий социальной ситуации,
  • Содействие взрослого и ребенка,
  • Развитие способностей каждого ребенка.

ВИДЫ КОНСТРУКТОРОВ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Игровой набор «Дары Фрёбеля» , Конструкторы,  Робототехника.

«14 модулей Фридриха Фрёбеля»:

  1. «Шерстяные мячики» разного цвета на ниточках.

2) «Основные тела»

3) «Куб из кубиков» (кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.)

4) «Куб из брусков» (такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);

5) «Кубики из призмы» (куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять

из них разделены на более мелкие части)

6) «Кубики, столбики, кирпичики» (кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.)

7) «Цветные фигуры» (включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники)

8) «Палочки» (включает в себя деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашенные.

9) «Кольца и полукольца» ( включает кольца и полукольца трех типоразмеров :малые, средние и большие ;шести разных цветов и неокрашенные)

10) «Фишки» (включает фишки, деревянные кружки, обозначающие точки)

11) «Цветные тела» (включает цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр, имеющие отверстия для нанизывания на шнурок)

12) «Мозаика. Шнуровка»( включает мозаичное поле 10/10 ячеек , деревянные фишки на ножке 6 цветов и 6 шнурков разного цвета)

13) «Башенки» (включает треугольные призмы и

полуцилиндры, а также кубы с вырезом под

цилиндр)

14) «Арки и цифры» (включает криволинейные

фигуры)

Конструкторы различаются по размерам, материалу, из которых они изготовлены (деревянные, металлические, пластиковые, мягкие полимерные, керамические), способами крепления, тематичности. Могут быть динамичными и статичными.

Робототехника. Робот в образовательном процессе - это прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия "робот", видов роботов, различных технических изобретений. Обучающие функции робототехники состоят прежде всего, в том, что дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры. Робототехника - это новое средство наглядности, которое может рассматриваться как эффективное средство индивидуализации обучения. Особый эффект воздействия занятий по робототехнике связан с высокой мотивацией этих занятий. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния. Особо значима роль робототехники в развитии качеств личности, повышающих эффективность работы каждого человека в его взаимодействии с другими людьми. Это навыки коммуникации и межличностного общения. Главным среди них является - умение работать в команде.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);

2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.

3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.

4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.

5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.

6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Рассмотрим наше «Конструкторское бюро»  в предметно- пространственной среде группы

Первое что нам понадобится для организации деятельности, это общее пространство для работы, удобное для конструирования. Места не закреплены за детьми жестко, дети могут свободно перемещаться по комнате, брать необходимый материал, инструмент. Также сюда можно отнести и индивидуальные доски большей частью для работы с Дарами Фребеля. Доски эти должны иметь не скользкую поверхность, для этого они обшиваются тканью, фетром.

Второе, что надо предусмотреть это место для хранения конструкторов в свободном доступе для детей с целью организации самостоятельной конструктивной деятельности и возможности для обыгрывания построек. Размещению моделей и конструктивных материалов  в предметно – пространственной среде группы предается особое значение. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовывать общий продукт (коллекция, выставка, панно).  Центр конструирования в Программе предлагается назвать конструкторским бюро, но возможны и другие названия.

Третье, это наличие инженерных книг, куда  на каждом занятии заносятся  правилам безопасности в работе с инструментами, конструкторами, схемы, модели, рисунки готовых изделий. Инженерная книга – подробный дневник занятия, в котором все этапы продвижения проекта описываются «детским языком».

Четвертое, это и есть карты, схемы, модели и любой другой символический материал, которым мы постоянно пополняем конструкторское бюро. Также это образцы продукта в виде готовой вещи или ее графическое изображение. Конечные продукты деятельности могут образовывать коллекцию, выставку, большое панно. Ребенок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности, как доказательствами своей состоятельности.

Перечень дидактического обеспечения

1. Настольные игры

2. Мозаики различных видов

3. Пазлы различных видов

4. Образцы построек на рисунках, схемы, чертежи, фотографии

5. Природный материал

6. Головоломки

7. Танграмм, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра

8. Разрезные картинки

9. Тематические альбомы с изображением строительных и архитектурных объектов

10. Картотека дидактических игр

Модельное конструирование для подготовительной группы

Тема: «Мельница»

Цель: Развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности. Формировать представления о мельнице и её работе.

Задачи:

1. Продолжать учить «читать» простейшие схемы технического объекта,  самостоятельно подбирать материалы, оборудование, отражать ход работы в инженерной книге;

2. Формировать умение планировать деятельность по достижению результата, оценивать его;

3. Побуждать использовать способы преобразования, активно анализируя условия задачи;

4. Формировать умение работать в команде и индивидуально, обсуждая ход работы;

5. Развивать у детей мелкую моторику рук;

6. Использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.

Новые понятия: лопасти, жернова, передаточный механизм. 

Предварительная работа: 

  • интерактивная беседа об особенностях конструкции мельницы с показом и обсуждением  презентаций: «История строения мельницы», «Особенности конструкции мельницы»;
  • рисование, лепка, аппликация по теме «Мельница»;
  • чтение детских энциклопедий .

Пособия и материалы: изображения мельниц (водяная, ветровая,), инженерные книги на каждого ребёнка, строительный пластмассовый конструктор "Техник".

Ход работы ( в соответствии с технологией)

1.Введение нового понятия/логическая взаимосвязь

Ребята, мы каждый день едим хлеб.   А знаете ли вы, как делают хлеб? Молодцы, правильно. Хлеб, один из старейших продуктов. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленный из крупы и воды. Он был запечён в форме лепешки на костре. Во всех странах мира хлеб разный, во всём мире около двух миллионов рецептов хлеба. Если раньше хлеб готовили из крупы и воды, то сегодня в состав хлеба входит больше продуктов. Но самое важное, люди заменили крупу мукой.

Что же такое мука? Мука получается путём перемалывание зёрен разных культур. Как же перемалывают муку? Правильно, с помощью мельницы. Вы догадались, что мы будем сегодня? Правильно, мельницу.

Раньше, до изобретения  мельницы люди использовали тяжёлые камни, с помощью которых вручную перетирали  зёрна. Чтобы облегчить себе работу люди придумали ветряные мельницы.

Под действием ветра крутились лопасти мельницы, которые приводили в работу механизм, а он в свою очередь перетирал зерна в муку. И сегодня я предлагаю вам собрать ветряную мельницу.

2.Работа детей с символическим материалом

В: У любой мельницы есть - лопасти, передаточный механизм, жернова. (Ответы детей сопровождаются показом этих частей на одном из изображений).

В: Что мы должны сделать в начале работы? (Ответ: с выбора материала и отметить его в инженерной книге). Посмотрите и решите, с чем вы будете работать? Поставьте галочку в книге.

3. Техника безопасности

В: Какой следующий этап? (Ответ: техника безопасности при работе с этим материалом).

В: Прежде, чем приступить к работе с материалом, мы немного разомнёмся.

Физ. минутка.

Быстро вертится крыло
Мелит мельница зерно
А из молотой муки
Испечем мы пироги.

Ну вот мы и готовы к работе!

4. Конструирование (стимулирование общения детей между собой)

В: Проходите и приступайте к работе.

(Дети объединяются в подгруппы или работают индивидуально.)

  • Предполагаемые вопросы для стимулирования инициативы детей и проговаривания своих мыслей вслух

В:С чего ты решил начать работу?

 Как называется эта часть ?

Цвет деталей ты подбираешь или нет?

Где будет лопасти?

Почему вы взяли этот элемент для основания? (чем больше тем лучше устойчивость)

С какой целью с двух сторон у основания, планки?

Сколько нужно кубиков? Зачем столько? (основа должна держаться)

На какой высоте будем крепить лопасти? Как можно регулировать высоту?

Как можно соединить лопасти? (крест на крест; одна лопасть горизонтально, другая вертикально).

Как называется деталь для передаточного механизма? (зубчатое колесо).

9.Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря) 

Кого из ребят ты пригласишь поиграть с мельницей?

В какие игры вы можете поиграть с этой постройкой?

10. Фотографирование деятельности и объектов

11. Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы

Воспитатель хвалит детей за проделанный труд.

Ребята, расскажите, чем вы сегодня занимались? Что нового вы узнали о мельницах?

У вас получилось всё, что я предлагала вам сделать. Молодцы.

С какими трудностями вы столкнулись?

Ребята, спасибо вам за работу, нам всем вместе было очень интересно работать.

Литература.

  1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» : учебное пособие. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. 79 с.
  2. Конспекты образовательной деятельности образовательной к парциальной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» / авт. : Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Е. Н. Дрыгина и др. – Вып. № 1. – Самара: ООО «Научно- технический центр», 2018. -58 с.
  3. Методические рекомендации: Пластмассовый конструктор «Техник»: 5- 7 лет.- М. : Издательство «Экзамен», 2014. – 44 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ

ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.Образовательная программа дошкольной образовательной организации форм...

Представление опыта: «Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ»

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:-п...

Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды группы.

Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды....

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группыРазвивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной...

Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в детском саду

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя...

Организация «Конструкторского бюро» в предметно - пространственной среде группы. Конструктивно - модельное творчество «Бинокль. Путешествие»

В статье рассмотрены основы организации «Конструкторского бюро» в предметно - пространственной среде группы....