Понятие информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании.
статья

Селиверстова Татьяна Николаевна

 

 

                           Понятие информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селиверстова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 138» городского округа город Воронеж

Понятие информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании

Несмотря на то,, что термин «информация» (от латинского information – разъяснение, представление, осведомленность, сведения о чем либо независимо от их представления) давно и широко используется в науке и в обыденной жизни, точное его определение оказывается весьма затруднительным и в различных предметных областях имеет различные интерпретации. 

Философия рассматривает две противостоящие друг другу концепции: первая квалифицирует информацию как свойство, всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи, а вторая связывает ее лишь с функционированием самоорганизующихся систем.  

Для уточнения понятия информация необходимо рассмотреть критерии передачи информации:

  1. По способу восприятия выделяют – визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую;
  2. По форме представления – текстовую, числовую, графическую, звуковую;
  3. По предназначению – массовую, специальную, личную. 

В словарях информация определяется как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); 

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций педагогов-новаторов, результатов психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к педагогическим процессам. Само слово «технология» происходит от греческих techne – искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон, методика. Дословно технология – это наука о мастерстве.  

Выделяют ряд признаков технологии:

  1. Целесообразность, т.е. любая технология должна содержать описание целей и задач, на влияние которых направлены проектируемые способы и действия;
  2. Результативность – описание результатов; 
  3. Алгоритмичность – фиксация последовательностей действий педагога и воспитанника;
  4. Воспроизводимость – систематическое использование алгоритма;
  5. Управляемость и проектируемость. 

Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Я.А. Коменский в «Великой дидактике», определяя ее как «универсальное искусство учить всех всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию» [1, с. 291].  

С начала 80-х годов ХХ века создаются компьютерные и информационные технологии обучения – интеллектуальные обучающие системы, интерактивные программы, технологии мультимедиа и др. 

 Появление понятия «информационная технология» - связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Информационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники. Информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Компьютер –  это главное в информационных технологиях, отсюда и определение: информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер, а также для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [4, с. 12].  

Исследования воздействий учебных занятий с использованием аудиовизуальных средств, в т.ч. персонального компьютера, на работоспособность и функциональное состояние организма детей школьного и дошкольного возраста показали, что для оптимального восприятия материала и обеспечения здоровьесберегающих условий в процессе занятий большое значение имеют следующие факторы:

  1. Длительность и частота демонстрации экранных средств мультимедиа;
  2. Продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах урока;
  3. Выполнение требований к режиму использования компьютеров  на уроках и во внеурочное время.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температурный режим, необходимо проветривать помещение до занятия и после него, а также необходима влажная уборка. Занятие включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, гимнастику для глаз, игру и др. может длиться от 20 до 25 мин, при этом дети могут быть за экраном 7-10 минут. 

В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Четкое дозирование работы ребенка за компьютером помогает сохранить его здоровье. Играть в компьютерные игры ребенок может только с 5 лет, длительность игры для детей дошкольного возраста составляет 10-15 минут в день.

При работе детей с использованием компьютерной техники организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 

Согласно действующим в настоящее время санитарно-эпидемиологическим нормам, ребенок дошкольного возраста может заниматься не более 15 минут, один раз в день и не чаще 2-3 раз в неделю за компьютером, отсюда можно сделать вывод, что просмотр и обсуждение презентации, видеоролика должен быть строго регламентирован временем. После работы с компьютерной техникой можно сделать гимнастику для глаз или опорно-двигательного аппарата [4, с. 63].

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. 

Согласно нормам СанПиН требование к использованию телевизора с размером экрана по диагонали 59-69см. Высота установки 1-1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.  

 «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Современный уровень развития образовательных технологий позволяет эффективно использовать разнообразные технические средства обучения: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.).

В отличие от обычного экрана интерактивна доска дает возможность педагогу не только демонстрировать учебные материалы, но и управлять компьютером прямо с поверхности интерактивной доски [5, с. 127]. 

ИКТ позволяет:

  1. Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
  2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
  3. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
  4. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

При использовании информационно-коммуникационных технологий необходимо соблюдать ряд требований к оборудованию. Надо отметь, что любое образовательное учреждение может выбрать модель оборудования, руководствуясь техническими требованиями.

Таким образом, ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Существуют определенные требования к компонентам аппаратного обеспечения, которые позволяют наиболее эффективно использовать предлагаемый подход, его программное и методическое обеспечение, а также к созданию условий для их использования, которые прописаны в санитарных правилах о нормах.

Список использованных источников литературы

1. Абрамов А.Г. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете / А.Г. Абрамов, М.В. Булгаков, А.Д. Иванников // Вестник МГПУ. Серия «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». – 2013. – № 3. – С. 14-30. 

2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

3. Баландин Д.Л. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Д. Л. Баландин, И. И. Комарова, Т. С. Комарова. – М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2016. – 174 с.

4. Босова Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова. – М.: «Академия», 2014. – 48 с.

5. Вренева М.А. Мультимидейные технологии. Дошкольное воспитание / М.А. Вренева. – 2010. – №12. – С. 325.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»

Цель: Закрепление  представлений о  характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей  о ...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Всероссийская научно-практическая конференция «Проектирование новой школы: реализация образовательных стандартов» Направление 1. Дошкольное образование...

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Выступления на семинаре - практикуме для воспитателей детского сада " Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании"...

Презентация Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Презентация подготовлена к докладу на педагогическом совете...

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

проблеме использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования...