Проект:"Мир звуков"
проект (старшая группа)

Гришаева Ольга Витальевна

Проект:"Мир звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektvolshebnyy_mir_zvukov_2.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир звуков

Слайд 2

Характеристика проекта: По виду: музыкально -исследовательский. По длительности : долгосрочный Участники проекта : воспитатели и дети 5 -6 лет . Проблема: Детям 5-го года жизни для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ .

Слайд 3

Актуальность проблемы: У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру. Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого ,наряду с исследованием звуков окружающего мира , необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов ,как традиционных, так и необычных.

Слайд 4

Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К.Орфом . Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.

Слайд 5

Цели: - Развитие и поддержка познавательной активности. - Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей. Задачи : - Обогащение музыкально-слухового опыта детей. -Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них. -Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики. -Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей. -Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию. Ожидаемые результаты: Повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности. - Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне. - Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности - Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.

Слайд 6

Этапы проекта: 1 этап - целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта) 2 этап –разработка проекта(составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов ) 3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы) 4 этап –подведение итогов( повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов) Формы реализации проекта: Исследование звуков окружающего мира. Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука. Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам. Звуковая иллюстрация стихов. Прослушивание «Сказок- шумелок »( Малыгина М.П.) Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического и народного оркестра.

Слайд 7

Методы : показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование. Продукт проекта (презентация): Развлечение «Путешествие в страну мир звуков» (см. приложение 2 ) Режим реализации проекта: - музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану); - в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов; -после презентации была проведена диагностика музыкальных способностей и подведены итоги.

Слайд 8

Приложение№1 Планирование музыкально-игровой деятельности : Сентябрь Звуки вокруг нас. 1.А.Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем» 2.Аудиозапись «На бабушкином дворе», «Пение соловья», « Гуси», «Кузнечики», «Улетают журавли», «Котик мурлычет», «Осенний дождик». 3. Слушание песни «Песенка дождя» А.Соболевой Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости.

Слайд 9

Октябрь Звучащее дерево Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель . 1.Беседа-демонстрация «Деревянные звуки» 2.Аудиозапись «Веселый огород» 3.Подбор ритмического рисунка к попевкам «Осень». «Воробушек летит» с использованием деревянных инструментов. 4.Игра «Шкатулка» Т.Тютюнниковой . 5.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н.Кононовой 6.Игра «Бусинки» Т.Тютюнниковой 7.Игра «Хомячок» А.Соболевой 8.Презентация «Концертные инструменты из дерева» Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами. Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков. Экспериментировать и исследовать звук, издаваемый деревянной шкатулкой с разным содержимым. Стимулировать познавательную активность. Учить различать тембры разных деревянных инструментов. Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива. Краткое ознакомление с деревянными инструментами симфонического и народного оркестра.

Слайд 10

Ноябрь Металлическая фантазия Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, « звенелки » из разных металлических предметов (гвозди, болты, ключи, пружинки и.т.д .) 1.Беседа-демонстрация «Металлические звуки» 2.Аудиозапись «Венгерский танец» Й.Брамса , «Фея серебра» П.Чайковского , 3.Аккомпанирование в такт на металлических инструментах во время пения попевок . 4.Аудиозапись «Во поле березка стояла» 5.Игра « Колокольцы - бубенцы» Т.Тютюнниковой . 6. Игра « Звенелки » 7.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» 8. Ритмический аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Старичок» с использованием разных металлических инструментов. 9.Номер с музыкальными инструментами «Пряники русские» Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых металлическими предметами. Развитие чувства ритма , творческих и исполнительских навыков. Познакомить со звуком церковных колоколов. Развитие внимательности, слуховой концентрации, обогащение эмоционально-слухового опыта. Исследование звука, издаваемого металлическими предметами, стимулирование познавательной активности. Учить различать тембры разных металлических инструментов. Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, творческих навыков, укрепление чувства коллектива. Краткое ознакомление с металлическими инструментами симфонического и народного оркестра.

Слайд 11

Январь Погремушки Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов ( баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т.д .) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д .) 1.Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки» 2. Экспериментирование «Погремушка своими руками». Изготовление дидактического пособия «Подружки- тарахтушки » 3.Игра «Хохотушки- тарахтушки » Т.Тютюнниковой 4. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц». 5. Дидактическая игра «Найди щенка» Н.Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках) Продемонстрировать разное звучание разных погремушек. Экспериментировать и исследовать звук в ходе изготовления погремушек из подручных материалов, вызывать интерес к познанию. Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации, исполнительских навыков, желания творить, импровизировать. Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива.

Слайд 12

Февраль Бумажный карнавал. Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и.т.д . 1.Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство» 2.Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т.Тютюнниковой 3. «Бумажные капельки» Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха. Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации. Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости.

Слайд 13

Март Звуки дружат. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов . 1.«Солнышко- золотое донышко» (песенка-игра) Т.Тютюнниковой ( муз.А.Соболевой ) 2. Звуковые иллюстрации стихов: «Зарядка» В.Данько , «Утренние звуки» Э.Фарджен , «Весна» Г.Сапгира » 3. «Мышиная история» Е.Железновой 4.Песни «Лунный кораблик» Т.Тютюнниковой , «Звездный вальс» А.Филиппенко . Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива.

Слайд 14

Апрель Подведение итогов. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов . 1.Дидактическая игра «Волшебный волчок» (повторение пройденного по необходимости и по желанию детей) 2. Изготовление дидактического пособия « Звенелка » Стимулирование познавательной и творческой активности, обобщение пройденного. Подарить радость совместного творческого исследования. Май Презентация. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов . Итоговое выступление с музыкальными инструментами на мероприятии. Разнообразить досуг детей, погрузить в атмосферу сказки, волшебства, дать возможность проявить творческие способности, продемонстрировать приобретенные умения и навыки.

Слайд 15

Список используемой литературы : 1.Т.Э.Тютюнникова « Бим,бам,бом » выпуск 1 (СП 2003г) 2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар . науч. конф . (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91. 3.А.Усачев «Если бросить камень вверх» (М.2008г) 4.М.П.Малыгина «Сказки- шумелки » ( сайт http://www.m-w-m .) 5.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (М.2005г) 6. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2008г.

Слайд 16

Приложение№2 Сценарий развлечения Цель : Погрузить детей в сказочный мир музыкальных звуков , продуктивно разнообразить их досуг, стимулировать познавательную активность. Программные задачи : «Социально-коммуникативное развитие» -развитие у детей коммуникативных навыков посредством взаимодействия со сверстниками в совместных играх ,музыкально-ритмической деятельности, музицировании; -формирование уважительного, доброжелательного отношения детей друг к другу; -объединение детей и педагогов в единый дружный коллектив в процессе совместного проживания одного музыкального образа, настроения. «Речевое развитие» -развитие разговорной речи посредством рассуждения о музыкальных инструментах; -расширение словарного запаса детей; «Художественно-эстетическое развитие» - формирование и развитие эстетического вкуса и расширение кругозора; -обогащение слухового, двигательного и эмоционального опыта посредством использования лучших образцов русского музыкального фольклора и шедевров классической музыки;

Слайд 17

- демонстрация детьми умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях; - стимулирование эмоциональной отзывчивости , повышение интереса у детей к музыкально-ритмической деятельности, к игре на музыкальных инструментах. «Познавательное развитие» - обобщение знаний детей, полученных в рамках проекта «Волшебный мир звуков»; - развитие метроритмического чувства у детей; - развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах; - формирование и развитие чувства ансамбля; развитие основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. «Физическое развитие» - создание условий, побуждающих детей к двигательной активности; - развитие мелкой и общей моторики у детей; - оздоровление детей посредством использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, логоритмика , активная релаксация).

Слайд 18

Оборудование и атрибуты: - ноутбук, колонки, аудиозаписи для оркестра-импровизации и путешествий; - стол, ширма; - сумка с металлическими предметами (чайные ложки, вилки, шурупы, гайки, крышки от кастрюль и др.) и неметаллическими (носки, пластмассовые игрушки и.т.д .); - металлические музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, металлофоны, треугольники; - деревянные музыкальные инструменты: ложки, хлопушки, трещотки, ксилофоны, деревянные маракасы; -детские погремушки; -музыкально-дидактическое пособие «Подружки- тарахтушки »; - бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадный лист, упаковочная бумага, гофре; - приспособление для подвешивания металлических предметов « звенелка »; - большая корзина для уборки инструментов.

Слайд 20

«Веселый огород» - музыкальный оркестр «Во поле березка стояла» - русско-народный музыкальный оркестр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Царство звуков»

Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....

Презентация проекта "Дифференциация звуков с-ш"

В презенации представлен творческий проект "Дифференциация звуков с-ш". Новизна данной работы  заключается осуществлении комплексного подхода к проведению индивидуальных занятий по дифференциации...

Проект "Веселые звуки"

Проект "Веселые звуки". Созданы интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста на совершенствование фонематических процессов....

Педагогический проект "Лаборатория звука"

Проект предназначен для детей подготовительной группы.и способствует развитию  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...

Проект "Волшебные звуки музыки"

В процессе II этапа работы над проектом шла работа с детьми:·        Общение «Звуки вокруг нас»Музыкальный руководитель:Дорогие ребята!Сегодня мы с вами совершим пут...

Краткосрочный проект «Волшебные звуки вокруг нас» в рамках проекта «Инструменты детского оркестра»

Краткосрочный проект «Волшебные звуки вокруг нас»в рамках проекта  «Инструменты детского оркестра»...

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .

Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....