Педагогический проект «Царство звуков»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_carstvo_zvukov.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                     Педагогический проект «Царство звуков»

(Развитие звуковой культуры речи детей старшего возраста через дидактические игры и упражнения)

Участники проекта: 

Воспитатель: Манаева Е.И.

Дети старшего возраста, родители.

Срок реализации проекта -  9 месяцев (с сентября по май) и включает в себя 3 этапа:

Основания для разработки:

        Звуковая культура речи -  составная  часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.

        Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе  образовательной работы  в  детском саду и семье.

        Ребенок с  хорошо развитой речью легко вступает в общении с окружающими,  может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и  нередко накладывает отпечаток на его характер.

В нашей группе не все дети  не умеют правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Кроме того, большое количество детей имеют дефекты в звукопроизношении.                 

Большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. (Свистящие, шипящие, сонорные звуки) Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они не умеют определять их на слух.

Необходимость данного проекта возникла  на основании результатов диагностики по развитию звуковой культуры речи.

Результаты диагностики:

Неправильно произносят гласные и согласные звуки-28%

Не могут различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук-25%

Неправильное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков-37%

Не могут подбирать слова, похожие по звучанию-19%

Не могут определить место заданного звука-25%

Не умеют грамматически правильно строить свои высказывания-28%

Кроме того, актуальность данной темы обусловлена поступлением большого количества детей в детский сад с  низким уровнем развития речи, детей, которые до 6 лет не посещали дошкольное образовательное учреждение.

        Изучив вопросы по данной  проблеме, для исправления данной ситуации, мы пришли к выводу о необходимости планомерной работы по воспитанию звуковой культуры речи детей.

  Работу по данным  направлениям ведут  и при школах нашего микрорайона  в форме  воскресной школы. Но мы считаем, что развитие ребенка наиболее эффективно в условиях дошкольного учреждения. Преимущества работы в  детском саду:

 В детском саду  у ребенка  нет необходимости в прохождении адаптации  в новом  детском коллективе и привыкании к требованиям нового взрослого (школьного педагога);

Педагог  детского сада хорошо знает индивидуальные особенности своих воспитанников, поэтому ему легко осуществить дозирование нагрузок, установить степень сложности и объем  предлагаемого материла, предоставив каждому ребенку  самостоятельный выбор темпа деятельности;

Особое внимание  уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта:

          - продолжить знакомство детей с понятиями «звук», «буква», «слово»

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;

-развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи детей;

-Учить  детей самостоятельно грамматически правильно строить свои высказывания.

Способы оценки:

-диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;

-наблюдения;

-анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат:

- участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

Подготовительный этап: подбор и систематизация игр и игровых упражнений, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, загадок, подбор и изготовление дидактического материала для игр, карточки - символы, проведение родительского собрания с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, проведение   консультации "Значение дидактических игр и упражнений в развитии речи детей".

Консультации для родителей, оформление папок-передвижек.

Деятельный этап включает в себя:

- консультацию для воспитателей "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста";

- открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Звук и буква»;

-непосредственную образовательную деятельность по звуковой культуре речи;

-дидактические игры, игровые упражнения;

- непосредственную образовательную деятельность по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);

-чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);

 На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей старшего  дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете.

Критерии отслеживания результатов:

- владеют понятиями слово, звук, буква

-дети правильно произносят гласные и согласные звуки;

-дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

-дети умеют определить место заданного звука (вначале, середине, конце)

Алгоритм реализации проекта:

Месяц

Непосредственно образовательная область

Цель

Сентябрь

 «Гласные звуки и буквы: А, О, У, Ы, Э»

Дидактическая игра: «Как их зовут?»

 «Гласные звуки и буквы: Я, Е, Ю, И, Е».

Дидактическая игра: «Определи звук», «Гласные пальчики»

Закрепить правильное произношение этих звуков; понимание понятий: «звук», «буква»,  «гласные» звуки, «твердые» звуки.

Упражнять в придумывании слов с определенным звуком и в разных позициях: в середине, начале и конце слова; в печатание этих букв.

Закрепить правильное произношение звуков, понимание терминов: «гласный», «мягкий» звук.

Упражнять в придумывании слов с определенным  звуком и в разных позициях: в начале, середине и в конце слова; в печатание букв.

.

Октябрь

«Дифференциация звуков «з-с».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

 «Дифференциация звуков «з-с».

Знакомство с буквами З, С.

Игра: «Комары»

Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух.

Познакомить детей с терминами: «звонкий», «глухой» звук.

Уточнить понимание термина «согласный» звук.

Учить детей давать полную характеристику звука (какой звук и где находится).

Упражнять в подборе слов антонимов (с противоположным значением).

Развивать мелкую моторику.

Упражнять в дифференциации этих звуков.

Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку; быстро проговаривать знакомую скороговорку.

Познакомить с буквами З, С.

Упражнять  в печатание букв  и чтение слогов.

Развивать мелкую моторику.

Ноябрь

 «Дифференциация звуков «с-ц».

Знакомство с буквой «Ц».

Игра: «Расселяем буквы по домикам»

 «Дифференциация звуков «ж-ш».

Знакомство с буквами «Ж, Ш».

Игра: «Стучалочка»

Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух.

Продолжить учить детей давать полную характеристику (какой звук и где находится).

Познакомиться с буквой Ц.

Упражнять в печатание этой буквы.

Развивать мелкую моторику.

Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух.

Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку.

Познакомить с буквами Ж, Ш.

Упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Развивать мелкую моторику.

Декабрь

 «Дифференциация звуков «ж-ш».

Дидактическая игра: «Четвертый лишний».

«Дифференциация звуков «з-ж».

«Словесное  упражнение: «Объясни, покажи».

Упражнять в различении звуков на слух.

Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Закреплять умения детей группировать предметы, выделяя общий признак и находить лишний предмет.

Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Совершенствовать слуховое восприятие.

Продолжать учить детей дифференцировать звуки изолированные (из всего алфавита), в слогах, словах; определять позицию звука; делать ударение на определенный слог в чистоговорках.

.

Январь

 «Дифференциация звуков «с-ш».

Дидактическая игра: «Удивительные слова».

«Дифференциация звуков «щ-сь».

Знакомство с буквой «Щ».

Дидактическая игра: «Удивительные слова».

Упражнять детей в различении звуков на слух, в определении позиции звука в словах и придумывании слов с заданными звуками.

Совершенствовать навыки произношения скороговорок.

Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить детей с буквой Щ и упражнять в печатание этой буквы.

Развивать мелкую моторику.

Февраль

«Дифференциация звуков «ч-ц».

Знакомство с буквой «Ч».

Словесная игра: «Речевые ситуации».

 «Дифференциация звуков «в-ф».

Знакомство с буквами «В, Ф».

Словесное упражнение: «Подбираем рифмы».

Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука в слове, придумывании слов с этими звуками.

Познакомить детей с буквой Ч, упражнять в ее печатание и чтение слогов.

Побуждать к активизации знаний, представлений детей развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику.

Упражнять в различении звуков на слух, в придумывании слов с заданными звуками и определении позиции звука в слове.

Познакомить с буквами В, Ф, упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Март

«Дифференциация звуков «б-п».

Знакомство с буквами «Б, П».

Дидактическая игра: «Три линейки».

 «Дифференциация звуков «т-д».

Знакомство с буквами «Т, Д».

Словесное упражнение: «Скажи по-другому».

Упражнять в различении звуков на слух, определении позиции звука в слове, подборе слов с заданным звуком.

Познакомить детей с буквами Б, П, упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Закрепить знания детей о родовой принадлежности существительных.

Развивать мелкую моторику.

Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука и придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить с буквами Т, Д, упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Закрепить знания детей о родовой принадлежности существительных.

Развивать мелкую моторику.

Апрель

 «Дифференциация звуков «г-к».

Знакомство с буквами «Г, К».

Дидактическая игра:  «Найди место звука в слове»

«Дифференциация звуков «р-л».

Знакомство с буквами «Р, Л».

Дидактическая игра: «С какой ветки «детки»?»

Упражнять в различении звуков на слух, определении позиции звуков в слове, придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить с буквами Г, К; упражнять в печатание  букв и чтение слогов.

Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука и придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить с буквами Р, Л; упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Упражнять в развитии мыслительных процессов, обогатить словарный запас.

Развивать мелкую моторику.

Май

 «Дидактическая игра: «Поле чудес».

Игра: «Наборщик».

Дидактическая игра: «Отгадки и загадки».

Развивать зрительное внимание, память, наблюдательность; мелкую моторику.

Упражнять в согласовании существительных  с числительными; в составление предложений с опором на заданный зрительный образ.

Упражнять умение детей составлять слова из одного слова, в печатание слов и их чтение.

Закрепить умение детей запоминать, понимать, отгадывать загадки и их зарисовывать.

Развивать внимание, логическое мышление, понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадок.

Упражнять в печатание слов и их чтение.

Развивать мелкую моторику.

Перспектива проекта:

Рекомендую использовать проект педагогам для работы с детьми старшего дошкольного возраста, также родителям для индивидуальной работы с детьми.

Методические рекомендации к содержанию:

Звуки гласные

Какие же они звуки речи?

Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.

Звуки согласные

На обратной стороне звуки - не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй.

На горячее подуй. (Щеки)

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

 Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.

 - Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.

Буквы

Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Предлагаем игры на развитие звуковой культуры речи детей:

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ. Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Игровой материал: Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:

• а - автобус, аист, ананас, арбуз

• у - удочка, усы, утка, утюг

• и - иволга, иголка, индюк, иней

• п - палатка, пила, платье, портфель

• ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок

• ч - чайник, часы, черемуха, черешня

• к - карандаш, котенок, кузнечик, краски

• х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк

• с - сено (тог), сирень, скворец, собака

• з - замок, заяц, зонт, земляника

• ж - желуди, жираф, жук, журавль

• ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф

• л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

• р - рак, редис, рысь, рябина

Игра « Цепочка слов»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы).

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки: сумка, миска, колос, сом, капуста, ананас, совок, весы, автобус, скамейка, лиса, лес, шапка, мишка, душ, шуба, ромашка, карандаш, шляпа, вишни, ландыш, шар, чашка, камыш.

Игра « Кто быстрее соберет вещи?»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков с — ш.

Игра «Построим пирамиду»

Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Игра « Включи телевизор»

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), в чтении слов из трех-четырех букв

Игра «Как их зовут?»

Цель: Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

Игра «Поезд»

Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.

Игра « Магазин одежды»

Цель: Упражнять в определении первого звука в словах — выбирать («покупать») одежду по определенному звуку в начале слова. Научить классифицировать одежду по видам на основе общих признаков: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы, обувь.

играем в игру: «В каком домике живет буква?»

Гласные живут в красном домике и в схемах мы их отмечаем красным квадратиком.

«гласные всегда красные»                    

Игра: «Гласные пальчики» Загибаем пальчик, называем звук - на правой руке, те гласные, которые помогают согласным стать твёрдыми, на левой, которые помогают стать мягкими.

Соотносим произносимый звук с его графическим изображением.

- выкладываем букву из палочек.

- рисуем букву в воздухе

- рисуем букву на песке или крупе

- выкладываем бусинки, пуговицы по контуру буквы

- раскрашиваем букву

- заштриховываем букву

- обводим букву по контуру

- печатаем букву

-лепим из пластилина

-наклеиваем букву

- находим букву среди других

Игра «Расселяем буквы по домикам» синий домик для твёрдых согласных, зелёный для мягких.

Ч, Щ - всегда мягкие

Ж,Ш,Ц – всегда твёрдые

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).

 Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

 Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

Например: са-са – идет ЛИСА

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

 Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Игра “Комары”

Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.

Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.

1-я подгруппа:

Комары, комары!

 Вы уж будьте добры:

 Не кусайте вы меня

 Столько раз средь бела дня.

2-я подгруппа:

Отвечали комары:

 – Мы и так к тебе добры.

 Чтоб тебя нам не кусать,

 Должен ты слова сказать

 Звонкие, звенящие, комароговорящие.

Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.

Игра “ Найди игрушку”

Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Сказка про то, как звуки стали мягкими и твёрдыми.

Однажды звук «С» решил отправиться в путешествие на воздушном шарике.

Он был очень отважный и смелый. Летел он над красивыми полями, лугами и любовался красотой. Тут он увидел сказочный город и направился туда. Вдруг подул сильный ветер, подхватил его, шар налетел на ворота города и лопнул. Звук упал прямо на дорогу. Ему было больно, дорога была твёрдая, подружки гласные запели - А,О,Э,Ы,У. Звук «С» подружился с ними и стал твёрдым. Послушайте как я буду произносить: СА, СО, СЭ, СЫ, СУ- твёрдо. Мы будем отмечать на схеме твёрдый звук синим цветом.

Увидел звук «С» красивую бабочку, побежал за ней и снова упал, но ему не было больно, потому что упал на мягкую, густую траву, подружки гласные запели - Я,Ё,Е,И,Ю. Звук с ними подружился и стал мягким. Послушайте как я буду произносить: СЯ, СЁ, СЕ,СИ, СЮ - мягко. На схеме мягкий обозначаем зелёным.

А еще звуки бывают звонкими и глухими, давайте прикроем уши ладонями и произнесём звук «С» он произносится глухо, поэтому в ушах нет звона. Теперь произнесём звук «З» В ушах зазвенело, значит это звонкий звук.

Есть звуки, которые всегда звонкие они живут в звуковом домике на крыше

Есть звуки  подружки звонкие и глухие они живут в большой комнате, стрелочки показывают у кого какая подружка. В-Ф, С-З…

Есть звуки, которые всегда глухие они живут в подвале- Х, Ч, Ц, Ш.                          

1.Д/Игра «Определи, какой звук твёрдый или мягкий»                                      Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)

2. Д/Игра «Звуковой домик»

Цель: Определить место автоматизируемого звука  в словах-картинках и соотносить их с соответствующими графическими схемами ( таблицей -Домиком)                                              

Описание игры: Коля и Катя  собрали много картинок и решили их расселить в домике, но не знали как. Тогда звук  « К»  попросил обратить внимании «где окошко в квартире», там он и будет жить. Окошко слева – «К» вначале слова , окошко справа- «К» в конце слова, ну , а если окошко посередине значит и «К» посередине.                    

     

3.Д/Игра «Кто в домике живёт?»

Цель: Учить детей подбирать картинки-слова к графическим схемам. Описание игры: Однажды слова решили вместе погулять , погреться на солнышке, вышли из своих домиков и не посмотрели как они выглядят, а когда пришло время возвращаться домой, не смогли найти свои домики. Дети помогают словам вернуться домой.

        Д/Игра « Цепочка слов»

Цель: Учить детей определять первый звук, последний звук в слове.

Описание игры: Ребёнок находит картинку, помеченную звёздочкой. Это первое слово в цепочки. Определяет последний звук, с него начнётся следующее слово и находит картинку на заданный звук.

Д/Игра «Лабиринт»

Цель: Четкое произнесение слов, придумывание слова на заданный звук, развитие памяти, логического мышления.

Описание игры: Ребёнок называет картинку, которая отмечена звёздочкой, это начало лабиринта, затем движется по стрелочкам, называя четко слова и передвигая фишку с одной картинки на другую. Можно пройти лабиринт обратно с конца до звёздочки.

Упражнения к игре «Лабиринт»

- «Чего не стало». Рассмотреть и запомнить картинки, закрыть экраном и назвать картинку, которую спрятали под экран.

- «Угадай» Называется действие, а ребёнок подбирает к нему подходящее слово-картинку. Сочный – АРБУЗ.

-«Придумай сам» -  Придумай ответ на мой вопрос «Кузнечик какой?»

-  «Доскажи словечко» - Я произнесу начало предложения, а ты закончи его. «По тропинке ползёт зелёная…..» ЗМЕЯ.

- «Волшебная палочка» - Дотрагиваясь до картинки, изменяй слово по образцу – обезьяна – ОБЕЗЬЯНЫ…

- «Мой, моя, моё»-  назови картинки и скажи, что это твое – мой Незнайка, мой арбуз, моя азбука, моя корзина…

- «Фотограф» - сфотографируй картинки, запомни, закрой листом бумаги и назови.

- «Загадки» - Я назову слова признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови её.  Серенький, пушистый, ловкий, дикий , трусливый – ЗАЯЦ

- «Половинки» - я загадаю слово и назову его половинку, а ты добавь недостающую часть. АР…буз      обезь……ЯНА

- «Что делает» - Ответь на мои вопросы. Обезьяна, что делает? Сидит, ест, смеётся…

- «Измени порядок слов в предложении» Придумай предложение из двух-трёх слов с каждой картинкой.  Незнайка сидит на полу – На полу сидит Незнайка.

-«Эхо» Послушай слова и повтори их в той же последовательности – заяц, змея, азбука; Незнайка, обезьяна, кузнечик, арбуз…

-«В гостях у гномов» - Я назову большой предмет , а ты маленький -  Корзина –корзинка, заяц –зайчик…

-«Хлопушки» Назови картинку по слогам, определяя их количество хлопками. Теперь я прохлопаю, а ты отгадай какое слово.

- «Живое-неживое» - Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а потом – неживые предметы.

- «Найди меня» посмотри на звуковую схему и найди слово

- « Вчера, сегодня, завтра» - выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Сегодня мы собрали яблоки в корзину.  Вчера я видел в зоопарке обезьяну.

Перспективный план

сроки

ответственный

Наименование мероприятия

сентябрь

воспитатель

1.Диагностика детей на начало года.

2.Родительское собрание: «Развитие звуковой культуры речи детей старшего возраста через дидактические игры и упражнения».

Октябрь  

воспитатель

1.  Обновление и пополнение  группового уголка по развитию речи.

2.   Подбор наглядного материала и пособий по звуковой культуре речи.

ноябрь

воспитатель

1.Изготовление дидактических игр по развитию речи.

2. Консультация для родителей:  «Играем пальчиками, развиваем речь»

декабрь

воспитатель

1.Подбор чистоговорок, скороговорок, загадок,стихов.

2.Подбор консультативного материала для оформления родительского уголка

январь

воспитатель

1.Образовательная деятельность по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей: «Звук и буква».

2.Консультация родителям: «Как помочь ребёнку овладеть правильным произношением звуков».

февраль

воспитатель

1.Оформление картотеки игр и игровых упражнений для родителей.

2.Семинар-практикум для воспитателей: « Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

март

воспитатель

1.Рекомендации родителям: «Развиваем речь, играя»

2.Расширить базу игр, развивающих речевые функции.

апрель

воспитатель

1.Показ образовательной деятельности для родителей: «Царство звуков».

2.Консультация для родителей:  «Игры и упражнения направленные на развитие речи детей»

май

 воспитатель

1.Диагностика детей на конец года.

2.Родительское собрание: «Подведение итогов по реализации проекта».

3.Обобщение опыта работы на итоговом Педагогическом совете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В царстве льда и холода"

Данный проект был создан с целью формирования предпосылок поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы....

Педагогический проект "Лаборатория звука"

Проект предназначен для детей подготовительной группы.и способствует развитию  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...

Конкурс. Педагогический проект "Калейдоскоп звуков"

Проект "Калейдоскоп звуков" направлен на формирование интереса к истории возникновения музыкальных инструментов....

Музыкально-педагогический проект "Радуга звуков"

Пояснительная записка Почему проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкально...

Проект по формированию звуковой культуры речи у детей посредством использования артикуляционных игр и упражнений «Царство звуков»

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культу...

Проект «Царство непослушных звуков»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Царство непослушных звуков» Проект предназначен для детей 6– 7 лет...

Педагогический проект Царство необычных грибов Ленинградской области

В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень.   В лесах созревает множество видов  грибов, как съедобных, так и несъедобны...