Педагогический проект «Царство звуков»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_carstvo_zvukov.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                     Педагогический проект «Царство звуков»

(Развитие звуковой культуры речи детей старшего возраста через дидактические игры и упражнения)

Участники проекта: 

Воспитатель: Манаева Е.И.

Дети старшего возраста, родители.

Срок реализации проекта -  9 месяцев (с сентября по май) и включает в себя 3 этапа:

Основания для разработки:

        Звуковая культура речи -  составная  часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.

        Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе  образовательной работы  в  детском саду и семье.

        Ребенок с  хорошо развитой речью легко вступает в общении с окружающими,  может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и  нередко накладывает отпечаток на его характер.

В нашей группе не все дети  не умеют правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Кроме того, большое количество детей имеют дефекты в звукопроизношении.                 

Большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. (Свистящие, шипящие, сонорные звуки) Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они не умеют определять их на слух.

Необходимость данного проекта возникла  на основании результатов диагностики по развитию звуковой культуры речи.

Результаты диагностики:

Неправильно произносят гласные и согласные звуки-28%

Не могут различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук-25%

Неправильное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков-37%

Не могут подбирать слова, похожие по звучанию-19%

Не могут определить место заданного звука-25%

Не умеют грамматически правильно строить свои высказывания-28%

Кроме того, актуальность данной темы обусловлена поступлением большого количества детей в детский сад с  низким уровнем развития речи, детей, которые до 6 лет не посещали дошкольное образовательное учреждение.

        Изучив вопросы по данной  проблеме, для исправления данной ситуации, мы пришли к выводу о необходимости планомерной работы по воспитанию звуковой культуры речи детей.

  Работу по данным  направлениям ведут  и при школах нашего микрорайона  в форме  воскресной школы. Но мы считаем, что развитие ребенка наиболее эффективно в условиях дошкольного учреждения. Преимущества работы в  детском саду:

 В детском саду  у ребенка  нет необходимости в прохождении адаптации  в новом  детском коллективе и привыкании к требованиям нового взрослого (школьного педагога);

Педагог  детского сада хорошо знает индивидуальные особенности своих воспитанников, поэтому ему легко осуществить дозирование нагрузок, установить степень сложности и объем  предлагаемого материла, предоставив каждому ребенку  самостоятельный выбор темпа деятельности;

Особое внимание  уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта:

          - продолжить знакомство детей с понятиями «звук», «буква», «слово»

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;

-развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи детей;

-Учить  детей самостоятельно грамматически правильно строить свои высказывания.

Способы оценки:

-диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;

-наблюдения;

-анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат:

- участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

Подготовительный этап: подбор и систематизация игр и игровых упражнений, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, загадок, подбор и изготовление дидактического материала для игр, карточки - символы, проведение родительского собрания с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, проведение   консультации "Значение дидактических игр и упражнений в развитии речи детей".

Консультации для родителей, оформление папок-передвижек.

Деятельный этап включает в себя:

- консультацию для воспитателей "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста";

- открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Звук и буква»;

-непосредственную образовательную деятельность по звуковой культуре речи;

-дидактические игры, игровые упражнения;

- непосредственную образовательную деятельность по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);

-чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);

 На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей старшего  дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете.

Критерии отслеживания результатов:

- владеют понятиями слово, звук, буква

-дети правильно произносят гласные и согласные звуки;

-дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

-дети умеют определить место заданного звука (вначале, середине, конце)

Алгоритм реализации проекта:

Месяц

Непосредственно образовательная область

Цель

Сентябрь

 «Гласные звуки и буквы: А, О, У, Ы, Э»

Дидактическая игра: «Как их зовут?»

 «Гласные звуки и буквы: Я, Е, Ю, И, Е».

Дидактическая игра: «Определи звук», «Гласные пальчики»

Закрепить правильное произношение этих звуков; понимание понятий: «звук», «буква»,  «гласные» звуки, «твердые» звуки.

Упражнять в придумывании слов с определенным звуком и в разных позициях: в середине, начале и конце слова; в печатание этих букв.

Закрепить правильное произношение звуков, понимание терминов: «гласный», «мягкий» звук.

Упражнять в придумывании слов с определенным  звуком и в разных позициях: в начале, середине и в конце слова; в печатание букв.

.

Октябрь

«Дифференциация звуков «з-с».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

 «Дифференциация звуков «з-с».

Знакомство с буквами З, С.

Игра: «Комары»

Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух.

Познакомить детей с терминами: «звонкий», «глухой» звук.

Уточнить понимание термина «согласный» звук.

Учить детей давать полную характеристику звука (какой звук и где находится).

Упражнять в подборе слов антонимов (с противоположным значением).

Развивать мелкую моторику.

Упражнять в дифференциации этих звуков.

Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку; быстро проговаривать знакомую скороговорку.

Познакомить с буквами З, С.

Упражнять  в печатание букв  и чтение слогов.

Развивать мелкую моторику.

Ноябрь

 «Дифференциация звуков «с-ц».

Знакомство с буквой «Ц».

Игра: «Расселяем буквы по домикам»

 «Дифференциация звуков «ж-ш».

Знакомство с буквами «Ж, Ш».

Игра: «Стучалочка»

Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух.

Продолжить учить детей давать полную характеристику (какой звук и где находится).

Познакомиться с буквой Ц.

Упражнять в печатание этой буквы.

Развивать мелкую моторику.

Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух.

Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку.

Познакомить с буквами Ж, Ш.

Упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Развивать мелкую моторику.

Декабрь

 «Дифференциация звуков «ж-ш».

Дидактическая игра: «Четвертый лишний».

«Дифференциация звуков «з-ж».

«Словесное  упражнение: «Объясни, покажи».

Упражнять в различении звуков на слух.

Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Закреплять умения детей группировать предметы, выделяя общий признак и находить лишний предмет.

Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Совершенствовать слуховое восприятие.

Продолжать учить детей дифференцировать звуки изолированные (из всего алфавита), в слогах, словах; определять позицию звука; делать ударение на определенный слог в чистоговорках.

.

Январь

 «Дифференциация звуков «с-ш».

Дидактическая игра: «Удивительные слова».

«Дифференциация звуков «щ-сь».

Знакомство с буквой «Щ».

Дидактическая игра: «Удивительные слова».

Упражнять детей в различении звуков на слух, в определении позиции звука в словах и придумывании слов с заданными звуками.

Совершенствовать навыки произношения скороговорок.

Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить детей с буквой Щ и упражнять в печатание этой буквы.

Развивать мелкую моторику.

Февраль

«Дифференциация звуков «ч-ц».

Знакомство с буквой «Ч».

Словесная игра: «Речевые ситуации».

 «Дифференциация звуков «в-ф».

Знакомство с буквами «В, Ф».

Словесное упражнение: «Подбираем рифмы».

Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука в слове, придумывании слов с этими звуками.

Познакомить детей с буквой Ч, упражнять в ее печатание и чтение слогов.

Побуждать к активизации знаний, представлений детей развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику.

Упражнять в различении звуков на слух, в придумывании слов с заданными звуками и определении позиции звука в слове.

Познакомить с буквами В, Ф, упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Март

«Дифференциация звуков «б-п».

Знакомство с буквами «Б, П».

Дидактическая игра: «Три линейки».

 «Дифференциация звуков «т-д».

Знакомство с буквами «Т, Д».

Словесное упражнение: «Скажи по-другому».

Упражнять в различении звуков на слух, определении позиции звука в слове, подборе слов с заданным звуком.

Познакомить детей с буквами Б, П, упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Закрепить знания детей о родовой принадлежности существительных.

Развивать мелкую моторику.

Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука и придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить с буквами Т, Д, упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Закрепить знания детей о родовой принадлежности существительных.

Развивать мелкую моторику.

Апрель

 «Дифференциация звуков «г-к».

Знакомство с буквами «Г, К».

Дидактическая игра:  «Найди место звука в слове»

«Дифференциация звуков «р-л».

Знакомство с буквами «Р, Л».

Дидактическая игра: «С какой ветки «детки»?»

Упражнять в различении звуков на слух, определении позиции звуков в слове, придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить с буквами Г, К; упражнять в печатание  букв и чтение слогов.

Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука и придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить с буквами Р, Л; упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Упражнять в развитии мыслительных процессов, обогатить словарный запас.

Развивать мелкую моторику.

Май

 «Дидактическая игра: «Поле чудес».

Игра: «Наборщик».

Дидактическая игра: «Отгадки и загадки».

Развивать зрительное внимание, память, наблюдательность; мелкую моторику.

Упражнять в согласовании существительных  с числительными; в составление предложений с опором на заданный зрительный образ.

Упражнять умение детей составлять слова из одного слова, в печатание слов и их чтение.

Закрепить умение детей запоминать, понимать, отгадывать загадки и их зарисовывать.

Развивать внимание, логическое мышление, понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадок.

Упражнять в печатание слов и их чтение.

Развивать мелкую моторику.

Перспектива проекта:

Рекомендую использовать проект педагогам для работы с детьми старшего дошкольного возраста, также родителям для индивидуальной работы с детьми.

Методические рекомендации к содержанию:

Звуки гласные

Какие же они звуки речи?

Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.

Звуки согласные

На обратной стороне звуки - не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй.

На горячее подуй. (Щеки)

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

 Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.

 - Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.

Буквы

Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Предлагаем игры на развитие звуковой культуры речи детей:

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ. Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Игровой материал: Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:

• а - автобус, аист, ананас, арбуз

• у - удочка, усы, утка, утюг

• и - иволга, иголка, индюк, иней

• п - палатка, пила, платье, портфель

• ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок

• ч - чайник, часы, черемуха, черешня

• к - карандаш, котенок, кузнечик, краски

• х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк

• с - сено (тог), сирень, скворец, собака

• з - замок, заяц, зонт, земляника

• ж - желуди, жираф, жук, журавль

• ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф

• л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

• р - рак, редис, рысь, рябина

Игра « Цепочка слов»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы).

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки: сумка, миска, колос, сом, капуста, ананас, совок, весы, автобус, скамейка, лиса, лес, шапка, мишка, душ, шуба, ромашка, карандаш, шляпа, вишни, ландыш, шар, чашка, камыш.

Игра « Кто быстрее соберет вещи?»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков с — ш.

Игра «Построим пирамиду»

Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Игра « Включи телевизор»

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), в чтении слов из трех-четырех букв

Игра «Как их зовут?»

Цель: Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

Игра «Поезд»

Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.

Игра « Магазин одежды»

Цель: Упражнять в определении первого звука в словах — выбирать («покупать») одежду по определенному звуку в начале слова. Научить классифицировать одежду по видам на основе общих признаков: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы, обувь.

играем в игру: «В каком домике живет буква?»

Гласные живут в красном домике и в схемах мы их отмечаем красным квадратиком.

«гласные всегда красные»                    

Игра: «Гласные пальчики» Загибаем пальчик, называем звук - на правой руке, те гласные, которые помогают согласным стать твёрдыми, на левой, которые помогают стать мягкими.

Соотносим произносимый звук с его графическим изображением.

- выкладываем букву из палочек.

- рисуем букву в воздухе

- рисуем букву на песке или крупе

- выкладываем бусинки, пуговицы по контуру буквы

- раскрашиваем букву

- заштриховываем букву

- обводим букву по контуру

- печатаем букву

-лепим из пластилина

-наклеиваем букву

- находим букву среди других

Игра «Расселяем буквы по домикам» синий домик для твёрдых согласных, зелёный для мягких.

Ч, Щ - всегда мягкие

Ж,Ш,Ц – всегда твёрдые

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).

 Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

 Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

Например: са-са – идет ЛИСА

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

 Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Игра “Комары”

Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.

Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.

1-я подгруппа:

Комары, комары!

 Вы уж будьте добры:

 Не кусайте вы меня

 Столько раз средь бела дня.

2-я подгруппа:

Отвечали комары:

 – Мы и так к тебе добры.

 Чтоб тебя нам не кусать,

 Должен ты слова сказать

 Звонкие, звенящие, комароговорящие.

Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.

Игра “ Найди игрушку”

Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Сказка про то, как звуки стали мягкими и твёрдыми.

Однажды звук «С» решил отправиться в путешествие на воздушном шарике.

Он был очень отважный и смелый. Летел он над красивыми полями, лугами и любовался красотой. Тут он увидел сказочный город и направился туда. Вдруг подул сильный ветер, подхватил его, шар налетел на ворота города и лопнул. Звук упал прямо на дорогу. Ему было больно, дорога была твёрдая, подружки гласные запели - А,О,Э,Ы,У. Звук «С» подружился с ними и стал твёрдым. Послушайте как я буду произносить: СА, СО, СЭ, СЫ, СУ- твёрдо. Мы будем отмечать на схеме твёрдый звук синим цветом.

Увидел звук «С» красивую бабочку, побежал за ней и снова упал, но ему не было больно, потому что упал на мягкую, густую траву, подружки гласные запели - Я,Ё,Е,И,Ю. Звук с ними подружился и стал мягким. Послушайте как я буду произносить: СЯ, СЁ, СЕ,СИ, СЮ - мягко. На схеме мягкий обозначаем зелёным.

А еще звуки бывают звонкими и глухими, давайте прикроем уши ладонями и произнесём звук «С» он произносится глухо, поэтому в ушах нет звона. Теперь произнесём звук «З» В ушах зазвенело, значит это звонкий звук.

Есть звуки, которые всегда звонкие они живут в звуковом домике на крыше

Есть звуки  подружки звонкие и глухие они живут в большой комнате, стрелочки показывают у кого какая подружка. В-Ф, С-З…

Есть звуки, которые всегда глухие они живут в подвале- Х, Ч, Ц, Ш.                          

1.Д/Игра «Определи, какой звук твёрдый или мягкий»                                      Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)

2. Д/Игра «Звуковой домик»

Цель: Определить место автоматизируемого звука  в словах-картинках и соотносить их с соответствующими графическими схемами ( таблицей -Домиком)                                              

Описание игры: Коля и Катя  собрали много картинок и решили их расселить в домике, но не знали как. Тогда звук  « К»  попросил обратить внимании «где окошко в квартире», там он и будет жить. Окошко слева – «К» вначале слова , окошко справа- «К» в конце слова, ну , а если окошко посередине значит и «К» посередине.                    

     

3.Д/Игра «Кто в домике живёт?»

Цель: Учить детей подбирать картинки-слова к графическим схемам. Описание игры: Однажды слова решили вместе погулять , погреться на солнышке, вышли из своих домиков и не посмотрели как они выглядят, а когда пришло время возвращаться домой, не смогли найти свои домики. Дети помогают словам вернуться домой.

        Д/Игра « Цепочка слов»

Цель: Учить детей определять первый звук, последний звук в слове.

Описание игры: Ребёнок находит картинку, помеченную звёздочкой. Это первое слово в цепочки. Определяет последний звук, с него начнётся следующее слово и находит картинку на заданный звук.

Д/Игра «Лабиринт»

Цель: Четкое произнесение слов, придумывание слова на заданный звук, развитие памяти, логического мышления.

Описание игры: Ребёнок называет картинку, которая отмечена звёздочкой, это начало лабиринта, затем движется по стрелочкам, называя четко слова и передвигая фишку с одной картинки на другую. Можно пройти лабиринт обратно с конца до звёздочки.

Упражнения к игре «Лабиринт»

- «Чего не стало». Рассмотреть и запомнить картинки, закрыть экраном и назвать картинку, которую спрятали под экран.

- «Угадай» Называется действие, а ребёнок подбирает к нему подходящее слово-картинку. Сочный – АРБУЗ.

-«Придумай сам» -  Придумай ответ на мой вопрос «Кузнечик какой?»

-  «Доскажи словечко» - Я произнесу начало предложения, а ты закончи его. «По тропинке ползёт зелёная…..» ЗМЕЯ.

- «Волшебная палочка» - Дотрагиваясь до картинки, изменяй слово по образцу – обезьяна – ОБЕЗЬЯНЫ…

- «Мой, моя, моё»-  назови картинки и скажи, что это твое – мой Незнайка, мой арбуз, моя азбука, моя корзина…

- «Фотограф» - сфотографируй картинки, запомни, закрой листом бумаги и назови.

- «Загадки» - Я назову слова признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови её.  Серенький, пушистый, ловкий, дикий , трусливый – ЗАЯЦ

- «Половинки» - я загадаю слово и назову его половинку, а ты добавь недостающую часть. АР…буз      обезь……ЯНА

- «Что делает» - Ответь на мои вопросы. Обезьяна, что делает? Сидит, ест, смеётся…

- «Измени порядок слов в предложении» Придумай предложение из двух-трёх слов с каждой картинкой.  Незнайка сидит на полу – На полу сидит Незнайка.

-«Эхо» Послушай слова и повтори их в той же последовательности – заяц, змея, азбука; Незнайка, обезьяна, кузнечик, арбуз…

-«В гостях у гномов» - Я назову большой предмет , а ты маленький -  Корзина –корзинка, заяц –зайчик…

-«Хлопушки» Назови картинку по слогам, определяя их количество хлопками. Теперь я прохлопаю, а ты отгадай какое слово.

- «Живое-неживое» - Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а потом – неживые предметы.

- «Найди меня» посмотри на звуковую схему и найди слово

- « Вчера, сегодня, завтра» - выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Сегодня мы собрали яблоки в корзину.  Вчера я видел в зоопарке обезьяну.

Перспективный план

сроки

ответственный

Наименование мероприятия

сентябрь

воспитатель

1.Диагностика детей на начало года.

2.Родительское собрание: «Развитие звуковой культуры речи детей старшего возраста через дидактические игры и упражнения».

Октябрь  

воспитатель

1.  Обновление и пополнение  группового уголка по развитию речи.

2.   Подбор наглядного материала и пособий по звуковой культуре речи.

ноябрь

воспитатель

1.Изготовление дидактических игр по развитию речи.

2. Консультация для родителей:  «Играем пальчиками, развиваем речь»

декабрь

воспитатель

1.Подбор чистоговорок, скороговорок, загадок,стихов.

2.Подбор консультативного материала для оформления родительского уголка

январь

воспитатель

1.Образовательная деятельность по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей: «Звук и буква».

2.Консультация родителям: «Как помочь ребёнку овладеть правильным произношением звуков».

февраль

воспитатель

1.Оформление картотеки игр и игровых упражнений для родителей.

2.Семинар-практикум для воспитателей: « Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

март

воспитатель

1.Рекомендации родителям: «Развиваем речь, играя»

2.Расширить базу игр, развивающих речевые функции.

апрель

воспитатель

1.Показ образовательной деятельности для родителей: «Царство звуков».

2.Консультация для родителей:  «Игры и упражнения направленные на развитие речи детей»

май

 воспитатель

1.Диагностика детей на конец года.

2.Родительское собрание: «Подведение итогов по реализации проекта».

3.Обобщение опыта работы на итоговом Педагогическом совете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В царстве льда и холода"

Данный проект был создан с целью формирования предпосылок поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы....

Педагогический проект "Лаборатория звука"

Проект предназначен для детей подготовительной группы.и способствует развитию  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...

Конкурс. Педагогический проект "Калейдоскоп звуков"

Проект "Калейдоскоп звуков" направлен на формирование интереса к истории возникновения музыкальных инструментов....

Проект по формированию звуковой культуры речи у детей посредством использования артикуляционных игр и упражнений «Царство звуков»

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культу...

Педагогический проект "В некотором царстве, в масленичном государстве"

Педагогический проект "В некотором царстве, в масленичном государстве"...

Проект «Царство непослушных звуков»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Царство непослушных звуков» Проект предназначен для детей 6– 7 лет...

Педагогический проект Царство необычных грибов Ленинградской области

В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень.   В лесах созревает множество видов  грибов, как съедобных, так и несъедобны...