Музыкально-педагогический проект "Радуга звуков"
проект по музыке (старшая, подготовительная группа)

Давлеткулова Елена Владимировна

Пояснительная записка

 

Почему проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.

А диатонические колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до»1й октавы, до «до» 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Диатонические колокольчики формируют навыки вербального и невербального общения. Так же способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование, способствует ещё и развитию таких немало важных качеств как внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии, формирование творческого отношения к процессу обучению.

Проблема:

Не достаточно развит интонационный (звуковысотный) слух детей.

Гипотеза: У детей разовьется интонационный слух и целый комплекс музыкальных способностей, если включать в образовательный процесс детей игру на диатонических колокольчиках.

Цель: Развитие интонационного слуха и комплекса музыкальных способностей через обучение игре на диатонических колокольчиках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raduga_zvukov.docx30.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  Республики Бурятия

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 с.Кабанск»

Вид проекта – Творческо-игровой

«Обучение игре на диатонических колокольчиках –

как средство развития интонационного слуха

 ребенка дошкольного возраста»

«Радуга звуков»

Группы: старшая и подготовительная.

Подготовила: музыкальный руководитель

Давлеткулова Е. В.

Кабанск 2019г.

Пояснительная записка

Почему проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.

А диатонические колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до»1й октавы, до «до» 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Диатонические колокольчики формируют навыки вербального и невербального общения. Так же способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование, способствует ещё и развитию таких немало важных качеств как внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии, формирование творческого отношения к процессу обучению.

Проблема:

Не достаточно развит интонационный (звуковысотный) слух детей.

Гипотеза: У детей разовьется интонационный слух и целый комплекс музыкальных способностей, если включать в образовательный процесс детей игру на диатонических колокольчиках.

Цель: Развитие интонационного слуха и комплекса музыкальных способностей через обучение игре на диатонических колокольчиках.

Задачи:

-Обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру.

-Формировать музыкальные способности: чувства ритма,

звуковысотного и тембрового слуха.

-Развивать творческий потенциал

-Научить правильным приемам звукоизвлечения.

-Научить читать по цветным партитурам.

 -Воспитывать интерес к диатоническим колокольчикам, желание научиться играть на них.

-Расширять музыкальный кругозор детей;

Сроки проекта: проект рассчитан на 3месяца.

Исполнители проекта: музыкальные руководители, дети.

Методы: практический, наглядный, игровой.

формы: организованная совместная деятельность с детьми, праздники и развлечения, самостоятельная деятельность детей, дидактические музыкальные игры.

Ожидаемые результаты:

  • Различает более тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности
  • Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе
  • Слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях
  • Играет на детских музыкальных инструментах в заданном темпе
  • Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения
  • Владеет навыками – движения и речи, слушания, исполнительства, сочинительства, общения, самовыражения 
  • Владеет приемами игры на диатонических колокольчиках
  • Исполняет несложные песенки и мелодии сольно, группой, в оркестре. 

С помощью диатонических колокольчиков, дети стали чище интонировать, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На занятии царит атмосфера увлечённости и вдохновения. Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование для ребят стало самым любимым делом. Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!

Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими колокольчиками

 

 В партитурах нарисованы цветные ноты. При изготовлении партитур, надо подбирать цвета нот совпадающие с цветами ваших колокольчиков. Ноты  различного размера, что указывает на длительность. (Маленькая–восьмая, средняя–четверть, большая–половинная, а очень большая–целая).

На партитурах встречается двухголосие, тогда нотки располагаются друг над другом. На начальном этапе обучения колокольчики лучше раздавать в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.

Колокольчик нужно взять правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать его к плечу–это исходная позиция. Музыкальный руководитель показывает ноты с помощью указки. Дети  начинают играть  в тот момент, когда указка покажет ноту совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Прежде чем сыграть партитуру целиком, детей следует поделить на партии и отрабатывать отдельно поставленные ноты без музыки. Только после того, как дети будут играть уверенно свою ноту можно соединять произведение целиком.

Этапы реализации проекта:

I этап – предварительный (4 неделя февраля, март)

мониторинг,  изучение литературы,

подготовка материала.

Диагностический инструментарий – песня «гамма для мамы»

II этап – основной: (апрель-май)

Перспективное планирование

Работа по обучению игре на диатонических колокольчиках проводится один раз в неделю в рамках НОД в разделе «Обучение игре на детских музыкальных инструментах», которому уделяется 10 минут. На изучение одной партитуры отводится несколько занятий.

                     

Месяц

Тема

Этапы работы

март

1занятие Знакомство с диатоническими колокольчиками.

2 занятие Знакомство с цветными партитурами. Навыки чтения партитуры.

3 занятие Знакомство с приёмами и с особенностью игры на диатонических колокольчиках. Практические навыки.

4 занятие Закрепление материала.

Знакомим детей с новым музыкальным инструментом. Пробуждаем интерес.

Знакомим детей с цветными партитурами (нотами для диатонических колокольчиков) и учим детей читать по партитуре. Рассказываем, для чего нужна партитура, об особенностях исполнения по партитуре.

Учим детей правильно держать колокольчик, извлекать звук и контролировать собственные действия. Знакомим с понятием «исходная позиция».

Повторяем и закрепляем пройденный материал за месяц.

апрель

1занятие Знакомство с обозначением длительностей на партитурах. 

Практические навыки.

2 занятие  Играем в игру «Зоркий глаз».

3 занятие Музыкальная игра «В имена».

4 занятие Музыкальная игра «Ритмическое эхо».

Знакомим детей с музыкальным термином «Длительность». Учим детей пропевать длительности: (восьмые на «ти», а четверти, половинные и целые  на «та».)

Учим детей своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп.\

Объясняем правила игры.

Учим детей быстро реагировать на смену показа нот, контролировать свои движения руки, в которой находится колокольчик. При этом следим за тем, чтобы после игры своего звука, ребёнок быстро убирал колокольчик в исходную позицию (прислонив его к плечу).

Педагог объясняет правила игры детям, затем проигрывает своё имя на колокольчике разделяя его на слоги. Дети  друг за другом проигрывают своё имя (в разных вариациях).

Объяснив правила игры, педагог играет на своём колокольчике определённый  ритмический рисунок. Дети его пытаются запомнить и воспроизвести  по одному друг за другом, или по выбору педагога.

май

1 занятие Играем партитуру «Звезды в твоих очах».

2 занятие Играем в игру «Импровизация».

3 занятие Работа над партитурой «Звезды в очах твоих».                     

4 занятие Заключительная работа над партитурой «Звезды в твоих очах».

Начинать следует с отработки отдельно поставленных нот  по партиям «a capella». Затем прорабатываем отдельно двухголосие и трёхголосие.

Объясняем правила игры.  Дети по очереди показывают свой мини этюд. После выступления мини групп, педагог фантазирует с детьми  на тему каждой получившейся музыкальной зарисовки.

На этом этапе, соединяем всю оркестровую группу с музыкой, при этом играя свои партии дети должны сдерживать динамику звучания, так как оркестр играет роль аккомпанемента. Добиваемся точности исполнения ансамблевого звучания.  Работаем

над артистизмом.

Учим детей играть в ансамбле, внимательно слушая друг друга.

Побуждаем детей к эмоциональному отклику на музыку и проявление артистических данных при игре на публике.

III этап – заключительный: 4 неделя мая Итоговое мероприятие: Выступление детей на отчетном концерте с произведением «Звезды в твоих очах»

Продукт проекта:

-Цветные партитуры

-Картотека дидактических музыкальных игр на диатонических колокольчиках

-аудиотека для игры на колокольчиках


Примерный вариант плана работы с родителями:

Задачи:

1.        Установление партнерских взаимоотношений с семьей для развития музыкальных способностей ребенка.

2.        Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

3.        Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

4.        Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

Формы работы:

  1. - анкетирование
  2. - консультации по развитию интонационного слуха и музыкальных способностей детей.
  3. - музыкально – игровое взаимодействие родителей и детей на утренниках, что способствует приобретению партнерских отношений.
  4. - наглядная агитация (статьи в уголке для родителей, создание справочника для родителей, информация в газете ДОУ.).

Литература:

  1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для вузов /В. П. Анисимов. - Москва: Владос, 2004. - 28 с.
  2. Воспитание музыкального слуха: сб. статей / ред.-сост. А. П. Агажанов - Москва: Музыка, 1997. - 157 с.
  3. Еськина, Е.П. Метод схематизации, как средство развития интонационного слуха младших школьников на уроках сольфеджио. // Диалог. - 2013. - № 2. - С. 122 - 127.
  4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности — М.: Таланты-XXI век, 2004.496 стр. Предисловие Геннадия Рождественского.
  5. Кирнарская, Д. К. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. Москва: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.
  6. Медушевский В. Интонационная форма музыки — М., 1993, с.57.
  7. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки /В. В. Медушевский. - Москва: Композитор, 1993. - 262 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам музыкально-педагогического исследования

Аналитическая справка для музыкальных руководителей....

Роль воспитателя в музыкально-педагогическом процессе

Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе, создает подъем, бодрость, особенно при проведении праздников....

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в музыкально – педагогическом процессе». Подготовила: Хасанова Г.С.

    Музыка должна стать частью естественной жизни ребенка в группе, жизни повседневной. Это возможно только в том случае, если задачами музыкального воспитания детей будут озабочены н...

Работа музыкального руководителя с педагогическим составом ДОУ по повышению их музыкально-педагогической квалификации.

О важности взаимодействия педагогов-воспитателей с музыкальным работником, для более успешной работы с детьми в образовательной области "Музыка"...

Создание конкурентной среды на музыкальных занятиях через применение инновационных музыкально-педагогических технологий.

В методическом материале изложено и обосновано  средство формирования личностной конкурентоспособности у дошкольников – создание конкурентной  среды на музыкальных занятиях. Представле...

Сообщение из опыта работы: «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии,артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, спо...

Музыкально-педагогическая акция "Самодельные музыкально-шумовые инструменты"

Данная акция была организована в первые месяцы открытия и начала работы нашего детского сада, когда музыкально-развивающая среда в ДОУ только, только  формировалась, и нужно было, за короткое вре...