Педагогический проект Царство необычных грибов Ленинградской области
методическая разработка (подготовительная группа)

Толкачева Татьяна Юрьевна

  В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень.   В лесах созревает множество видов  грибов, как съедобных, так и несъедобных. На территории Ленинградской области  произрастает  множество  видов  разнообразных  грибов. Гриб - одно из самых интересных и таинственных явлений природы. Прогуливаясь  с  корзинкой  по  лесу можно встретить не только известные грибы: подосиновик, боровик, лисичку, сыроежку но и очень необычные грибы, такие, как: колпачок, сморчок, паутинник желтый, мокруху еловую и т. д. После встречи с такими грибами возникают вопросы у  детей: «Что это за грибы?», «Съедобные они или нет?», «Почему здесь выросли?, «Почему они такие необычные?» Многие  дети вместе с родителями ходили в лес за грибами, встречались  с разными грибами, но не всегда получали точный ответ от родителей на вопрос: «А, что это за необычные грибы?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Педагогический проект

«Царство необычных грибов ленинградской области»

Подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

группы «Звездочка»

                                                       

                                                 Выполнили: воспитатель-Толкачева Т.Ю.

                                                        

                                                

                                                             

                                                                                                                                                           

Санкт- Петербург

 2022г.

 

Проблема:

      В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень.   В лесах созревает множество видов  грибов, как съедобных, так и несъедобных. На территории ленинградской области  произрастает  множество  видов  разнообразных  грибов. Гриб - одно из самых интересных и таинственных явлений природы. Прогуливаясь  с  корзинкой  по  лесу можно встретить не только известные грибы: подосиновик, боровик, лисичку, сыроежку но и очень необычные грибы, такие, как: колпачок, сморчок, паутинник желтый, мокруху еловую и т. д. После встречи с такими грибами возникают вопросы у  детей: «Что это за грибы?», «Съедобные они или нет?», «Почему здесь выросли?, «Почему они такие необычные?» Многие  дети вместе с родителями ходили в лес за грибами, встречались  с разными грибами, но не всегда получали точный ответ от родителей на вопрос: «А, что это за необычные грибы?» А в группе делились своими впечатлениями о походе в лес, о встрече с необычными грибами, постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах, возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах  Поэтому осенью,  как  никогда  актуальна  эта  тема.  Прогуливаясь  с  корзинкой  по  лесу с детьми очень  важно  знать  какие  бывают  грибы,  различать  съедобные  от  поганок. Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии грибов которые растут в наших лесах, некоторые  дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде.  Именно поэтому мы  с  детьми и родителями решили реализовать проект «Царство необычных  грибов ленинградской области».

Цель проекта: расширить представления   детей о необычных грибах Ленинградской области, как необычных растениях.

      Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с многообразием необычных грибов Ленинградской области;
  2. Сформировать  у детей новые знания о мире грибов: их названиях, строении, свойствах, их применении;
  3. Закрепить умение узнавать съедобные и несъедобные грибы;
  4. Рассказать детям о пользе, вреде и значении грибов в жизни человека;
  5.  Познакомить детей с правилами поведения в лесу, с правилами сбора грибов;
  6. Развивать любознательность и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
  7. Расширить и активизировать словарный запас за счет новых слов: сморчок, гриб дождевик, паутинник желтый, мокруха еловая;
  8. Воспитывать бережное отношение к природе,  интерес  к  жизни  леса,  понимания необходимости  сохранения  его  целостности,  умения  вести  себя  в  лесу.                        

 Коррекционные задачи:

  • Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
  • Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих, соноров) в речи.
  • Развитие фонематического слуха и речевого дыхания.
  • Закрепление навыков звукового анализа слов (двух, трех сложных).
  • Умение дифференцировать звуки в речи.
  • Развитие связной речи – составлять рассказ по картинкам, задавать вопрос и отвечать на вопросы простым распространённым предложением.
  • Обогащение словарного запаса за счет слов: Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие психических процессов: внимание, память, мышление

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Тип проекта: Поисково-ориентированный, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 17 – 21 октября 2022г.).

Ожидаемый результат 

 На уровне ребенка

  • Имеют представления о многообразии необычных грибов Ленинградской области;
  • Расширились представления детей  о строении и целебных и вредных свойствах грибов;
  • Активизируют словарный запас в связной речи по теме проекта;
  • Имеют предпосылки поисковой деятельности на основе  экспериментов с грибами;
  • Применяют полученные знания и в различных видах детской деятельности;
  • Проявляют познавательный интерес, любознательность и желание больше узнать о грибах региона витаминных, кулинарных и многих других интересных фактах о грибах.

На уровне педагогов:

  • Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
  •  Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах поиска нужной информации.
  • Умение гибко подходить к планированию с учетом интересов детей.
  • Использование в планировании воспитательно -образовательной работы педагога технологию - проектный метод, который позволяет заниматься ребенку исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью.
  • Обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • Создание условия для самостоятельной и совместной деятельности с взрослыми и детьми в рамках реализуемого проекта;
  • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме: «Царство необычных грибов ленинградской области»

          На уровне родителей:

  • Привлечение родителей к активному участию в проектной деятельности группы;
  • Налаживание тесного контакта не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Ознакомление родителей с предстоящим проектом, его задачами
  • Представление информации по теме проекта в родительском уголке;

На уровне предметно-развивающей среды:

  • Обогащение библиотеки в группе: подбор художественной литературы, энциклопедий по теме: «Царство необычных грибов ленинградской области»;
  • Сочинение сказок о грибах, о необычном внешнем виде грибов, другие творческие варианты.
  • Изготовление дидактических и настольно – печатных игр для детей: «Собери разные грибы», «Шляпку к ножке», «Найди, десять отличий».
  • Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе: наглядные пособия о полезных свойствах съедобных грибов,  плакат о строении грибов, памятка «Семь правил грибника», книга кулинарных рецептов с использованием грибов.

Этапы реализации проекта «Царство необычных грибов ленинградской области»

Этапы

Цель

Содержание

Формы

сотрудничества

1 этап – подготови

тельный

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Сформировать проблему.

Определить цели и задачи развития и обучения.

Обеспечить информационное, учебно-материально техническое оснащение проекта.

Ввести детей в игровую ситуацию.

Анкетирование родителей на тему: «Нужно ли знакомить детей с необычными грибами нашего региона

Беседы с родителями: «Что ребенок должен знать о необычных грибах?»

2 этап - проектиро-вочный

Помощь в планировании   деятельности.

Составление плана по реализации проекта. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственного воспитания детей Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме. Предложить различные способы презентации.

Объединение детей и родителей в рабочие группы.

Работа в творческих группе педагогов, участвующих в проекте

Распределение амплуа.

3-й этап

Практический

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий.

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов.

Исследовательская деятельность. Опыты:

№1  Как определить съедобные и несъедобные грибы?

№2 «Шляпка гриба-пористая, впитывает грязные вещества»

Продукт проекта – изготовление тематического альбома детей совместно с родителями: «Интересные факты о грибах»

4 этап аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы.

Круглый стол: « Что интересного кроется в необычных грибах?»

5 этап заключительный

Презентация проекта.

Подготовка к презентации.

Представление презентации.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют  продукт деятельности.

Представление тематического альбома: « Интересные факты о грибах», созданной совместно с родителями.

         

              План мероприятий по реализации мероприятий

«Царство необычных грибов ленинградской области»

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Беседы: «Какие бывают грибы», «Такие разные необычные грибы», «Кому полезны грибы»

Рассказ воспитателя: «Грибы – это необычные растения», «Гриб и его дом», «Правила поведения грибника»

Просмотр мультфильмов: «Грибной дождик» «Как грибы с горохом воевали», развивающий мультфильм «Царство грибов»

Презентации: «Причудливые грибы» «Съедобные и несъедобные грибы»

Настольные игры: пазл «Собери разные грибы», «Грибной знаток», «Путешествие с лесовиком», «Подбери шляпку к ножке»

Исследовательская деятельность (опыты):

Опыт №1 Как определить съедобные и несъедобные грибы?

Опыт №2  «Шляпка гриба-пористая впитывает грязные вещества»?

Рассматривание разных необычных грибов: еловая

«Почему грибы так называются»,

«Посчитай – один, два, пять»,

«Один-много»

«Угадай по описанию»,

«Сьедобные-несьедобные».

Экологические игры: «Лесные этажи», «Грибы-обитатели нижнего этажа»

Конструктивные игры:

 Выкладывание из мозаики контуры грибов;

 Конструирование из мягкого плоскостного конструктора: «Грибочки на пенечке»

Наблюдения:

- за ростом грибов на участке под деревьями (свинухи)

Речевое развитие

Рассказывание по картинкам:  С. А. Пуртов «Девочка с грибами», И.Т. Хруцкий, Натюрморт

Придумывание рассказа на тему: «Грибной знаток?».
Фантазийный рассказ: «Как гриб дождевик превратился в пыхтелку».

Интервью детей: «Знаешь ли ты несъедобные грибы?», «Какие необычные грибы вы встречали в лесу?», «Лесные опасности»

Загадывание и отгадывание загадок на теме:  съедобные и несъедобные, необычные и популярные  грибы

Сочинение сказок: «Как строчки и колпачки спорили с грибом-боровиком».

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов»

Чтение художественной литературы:

А. Николаева «Замечательный зонтик»

А.Н. Толстого «Сорочьи сказки. Грибы»

В. Зотов «Мухомор»

В. Зотов «Подберезовик»

В. Даль «Война грибов с ягодами»

Разучивание стихотворения: «Грибной поезд» А. Барто, Б. Заходер «Чья корзинка тяжелее»

Пальчиковая гимнастика: «В кузовочке поместилось пять грибочков».

 Разучивание пословиц, поговорок о грибах (Грибы растут в деревне, а их и в городе знают)

Художественно – эстетическое воспитание

Рисование: «Необычные грибочки-растут в лесочке»

Лепка: «Опята-дружные ребята».

Аппликация: «Вот пенек-на пеньке грибок»

Слушание лесных звуков: хруст веток, шелест листьев, пение птиц, голоса грибников, скрип деревьев.

Музыкальные произведения, песни:

«Хоровод грибов», сл. Л. Чадовой, муз. Н. Лукониной.  «По грибы» муз. и сл. Г. Крайновой; танец «Грибочки».

Музыкальная композиция: «Дети в лес грибной пошли»

Музыкальная игра: «Что в лукошко мы берем», «Вырос гриб»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Дождь идет и гриб растет»,  «Найди гриб и назови», «Тихая охота за грибами», «Мы по лесу шли, шли и сморчок ..нашли»

Игра-аттракцион: «Кто больше наберет грибов?».

Эстафета: «Принеси гриб в суп».

Игра – импровизация:

«Что мы делали в лесу?». (Плавные движения - имитация под  музыку)

Зрительная гимнастика: «Где находится гриб?»

Дыхательная гимнастика: «В лесу кричим:  «ау»…

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Поход в лес за грибами»

Режиссерская игра: с мелкими игрушками «Волшебные приключения грибника в лесу»

Знакомство с трудом взрослых: лесничий, пожарный, ученые-биологи.

ОБЖ- Беседа: «Как не заблудиться в лесу», «Правила поведения в лесу».

Коррекционная работа

Словесные игры: «Назови, какой гриб?», «Опиши и расскажи о внешнем виде  необычных грибов», «Посчитай грибочки», «Скажи какой, какая, какое, какие?», «Продолжи цепочку слов, что можно делать с грибами», «Подбери действие к предмету»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Составь изображения грибов» (мозаика), «Собери грибы из разрезных картинок»

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик гриб нашел».

Работа с родителями

Знакомство родителей с ходом реализации проекта через беседы и информационные стенды

Стендовая информация для родителей:  «Какие необычные грибы являются съедобными?» «Занимательные опыты  с грибами»

Памятка: «Правила поведения в лесу»

Брошюра: «Советы по использованию грибов в кулинарных целях[a]»      

Литература:

  1. Бабенко В. П. «Детский атлас живого мира», М. «ОНИКС 21 ВЕК», 2003;
  2. Бурова Л. Г. «Загадочный мир грибов, М "Наука", 1991.
  3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», 2010
  4. Лагутина Т.В. Полная энциклопедия грибов, Издательство: Рипол Классик, 2008, 377стр
  5.  Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки», М. «Современник» 1986;
  6. Смирнов Л. Э., Кривошеев С. В., Ганнибал Ф. Б. Грибы Ленинградской области и Санкт-Петербурга. // СПб.: Региональный издательский дом, 2012.
  7. Черепанова Н. П., Пшедецкая Л.И. «Грибы» - Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93
  8. Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' - Москва: Агропромиздат, 1986- с.208
  9. Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г
  10. Энциклопедия «Я познаю мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Царство звуков»

Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....

Проект "Животные Красной книги Ленинградской области"

Обратить внимание детей на проблему исчезновения некоторых животных. Показать, где и как существуют животные. Дать детям элементарные представления, как человек может помочь животным. Воспитывать бере...

Педагогический проект на тему: «Грибы, ягоды» для старшего дошкольного возраста.

Целеполагание.Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и ...

Педагогический проект " Такие разные грибы"

Расширить представление у детей о лесе и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы....

Психолого-педагогический проект Этот необычный день"

Организация образовательного процесса в форме тематических дней...