Конспект интегрированной НОД "Вода волшебница" по познавательному развитию
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кутурова Марина Викторовна

ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять предметы. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;

развивать навыки проведения лабораторных опытов;

закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека;

формировать диалогическую речь;

формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_nod_voda_20.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной НОД  по познавательному развитию

с элементами экспериментирования и ИКТ

для детей подготовительной группы.

Подготовила воспитатель высшей  категории Кутурова М.В.

Тема: «Вода - волшебница»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи приоритетной образовательной области: 

углублять и уточнять представления детей о свойствах и состояниях воды в экспериментальной деятельности, её важности для всех обитателей планеты;
подбирать прилагательные и глаголы к слову вода, использовать сравнительные обороты речи.

Задачи в интеграции образовательных областей.
Познавательное развитие:

ознакомление детей со свойствами воды: вода может растворять предметы. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации; развивать навыки проведения лабораторных опытов;

закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Речевое развитие:

обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека; формировать диалогическую речь; формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Художественно – эстетическое развитие: 

воспитывать желание сотрудничать друг с другом, договариваться в ходе совместной деятельности; воспитывать бережное отношение к воде, самостоятельность, активность, инициативность и взаимовыручку.
 Социально – коммуникативное развитие:
 развивать интерес к экспериментальной  деятельности, любознательность, логическое мышление; упражнять в умении анализировать результаты собственных действий в процессе экспериментирования; умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

активизировать и обогащать словарный запас детей.

Физическое развитие:

развивать двигательную активность детей.

Словарная работа:

вода плещется, бежит, переливается, журчит; вода-жидкость; вода не имеет собственной формы; вода - растворитель; фильтр; пар - это тоже вода, вода холодная, теплая, горячая, кипяток; лаборатория.

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.

5.Чтение художественной литературы.

6. Наблюдение за водой во время прогулок.


Материалы и оборудование: проектор, карточки, коробка, кроссворд, комнатное растение (каланхое), глобус, стаканчики, ложечки, тарелочки, салфетки, ватные диски, детские белые халаты, пипетки.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые  стаканчики (30 штук); салфетки на каждого ребёнка; одноразовые тарелочки на каждого ребёнка (10 штук); соль, сахар, масло растительное (ложечка) на каждого ребёнка; ватный диск на каждого ребёнка; пипетка на каждого ребёнка.

Ход НОД. 

Воспитатель: Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Ребята что-то я не пойму, что это за таблица?

Ответы детей: Это кроссворд.

Воспитатель: Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд. Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»

1. Загадка. Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он с обрыва, так уже, который год, все никак, Не упадет. (водопад) Слайд № 1.

2. Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака) Слайд № 2.

3. Слушайте третью загадку. Где я только не пройду, везде сырость наведу. Я грибной, я слепой, а зимой, совсем чудной. На полях, желанный гость. Называют меня. (дождь) Слайд № 3.

4. Ну, и последняя загадка. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе узкий кончик – в роднике, а широкий – в море (река). Слайд № 4.

Воспитатель: Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике. Давайте все вместе его прочитаем.

Дети читают: Вода.

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Ребята,  я хочу вас пригласить в лабораторию воды. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Итак, я буду профессором – руководителем экспериментальной работы, а вы - моими лаборантами и старательно будете мне помогать.

Превращение в лаборантов. 

(Звучит таинственная музыка)

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились,

А теперь остановились

И в лаборантов превратились

Глазки открываются,

А чудеса продолжаются.

Воспитатель: Вот мы с вами находимся в лаборатории воды, приступим к нашим исследованиям и в результате наших исследований сделаем выводы. Дети надевают белые халаты. (Дети подходят к столам с заранее приготовленным оборудованием  для опытов). Приготовится к работе. Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет.  

Воспитатель:

Шар земной внесли в автобус,

Оказался это ……(Глобус)

Воспитатель показывает глобус. 

- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса.

- Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны.

- Какого цвета на глобусе больше?

Дети: Синего.

Воспитатель: Что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?

Дети: Синий цвет – вода, все океаны, моря и реки.

Воспитатель: Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Проходите к столам. Мы уже знаем с вами некоторые свойства воды. Давайте их вспомним. (показываю карточки со свойствами воды, дети отвечают).

Воспитатель: Молодцы!

 Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?". Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?"

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?".

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома. 

Опыт 1. «Вода – растворитель»

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас пройти на свои места. У вас на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает. (сахар).

Дети поднимают салфетку (№1), и проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Теперь вторая загадка.

В воде родиться,

Воды боится.

(соль).

Убираем салфетку (№ 2) с блюдца.

Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.

Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде - пенится,

Брызгается и шипит.

(масло растительное). – поднимаем с блюдца салфетку.

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стакана с водой. В одну положите сахар и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Сахар исчез. Почему?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Возьмите другой стакан и насыпьте в него ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Воспитатель приглашает детей на разминку.

Физкультминутка.

Все движения разминки

Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок.

Опыт 2. «Очистка воды»

Воспитатель: Проходите за свои столы.  Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки и ватного диска. Посмотрите, как я это сделаю. А теперь вы повторите самостоятельно.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Интересные факты.

 

Опыт 3. «Вода в растениях»

Воспитатель: У вас на столах лежит лист комнатного растения, колонхое. Как вы думаете есть ли в нём вода? (Ответы детей). Давайте проверим. Предлагаю выдавить на стекло сок листика. Что вы видите?

Дети: Сок – это жидкость.

Воспитатель: Значить в растении тоже есть вода. А как вы думаете, есть ли вода в теле человека и животных?

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода обладает волшебными свойствами. И мы с вами выяснили, что вода находится не только в различных водоемах, но и в почве, в растениях, в теле человека и животных. Какие новые свойства воды вы узнали во время работы в нашей лаборатории?

Итог.

Дети: Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра. Вода есть в растениях. (интересные факты)

Рефлексия: Ребята мне бы хотелось узнать понравилось вам это занятие или нет. У меня есть картинка – волшебницы воды.  (Приклеить картинку  к магнитной доске) Если вам понравилось занятие, то над картинкой воды появится солнышко, а если не понравилось, то тучка. Так я узнаю, кому понравилось занятие, а кому – нет. (Дети прикрепляют над картинкой солнышки и тучки. Благодарю детей за солнышки и, если появляются тучки,  выясняю почему дети ее прикрепили).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию

Познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани-вышивкой, кубанской росписью; дать представление о традициях кубанского быта....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованиюв подготовительной группе "Светлая Заря - Родина моя!"

Материал основан на применении большого колличества наглядного материала, примененииТСО. Имеется подборка стихов, частушек....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Будущий первоклассник» .

Эвристическая беседа « В мире вежливых слов».Знакомство детей с ласкательными и вежливыми словами русского народа....

Конспект интегрированной НОД по «Познавательному развитию» с элементами художественно-эстетического развития. Тема: «В гостях у сказки»

В НОД закрепляются полученные знания у дошкольников по формированию элементарных математических представлений с помощью сказочных ситуаций....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В С...