Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Борисенко Татьяна Владимировна

Познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани-вышивкой, кубанской росписью; дать представление о традициях кубанского быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt__zanyatiya_Po_Kubani.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого интегрированного занятия по познавательному развитию на тему:

« Напитаем душу красотой»

в старшей группе.

Составила и провела:

воспитатель высшей категории

Борисенко Т.В.

Цель: Познакомить детей с народно – прикладным искусством Кубани  – вышивкой, кубанской росписью; дать представление о традициях кубанского быта; воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

Предварительная работа:

Собрать материал для создания  Кубанского  уголка (рушники, настольнички, глиняная посуда, фотографии  казачьей семьи, различную домашнюю утварь). Расположить в развивающей среде  Кубанский мини-уголок.      

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях.

Скажите, а чем занимались зимой люди?

(ответы детей: вышивали, шили, вязали)

Воспитатель:

- Да! Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: « Собирай всю родницу на веселую сходницу». Задушевная песня всегда помогала людям в работе. Вот и я приглашаю вас в светелку на веселую сходницу. Вместе дружно поработаем, а потом повеселимся, весну встречать будем. Хотите?

- Ну, тогда милости прошу! (воспитатель надевает фартук и приговаривает)

- хозяйка в дому, что оладушек в меду

- она убирает, она падает

- она одна за все отвечает

- ведь какова пряха, такова и рубаха

- проходите, гости дорогие, ко мне в светелку на сходницу.

Посмотрите сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светелку. - Что вам больше всего нравится?

( ответы детей)

- Что вы видите?

( ответы детей: скатерти)

- Скатерти очень красивые, украшены ажурными кружевами. А мы с вами знаем, как называлась в старину  скатерть?

Ответы детей: (настольник)

Воспитатель:

- Настольник, так, как клали ее на стол.

- Что вы еще видите?

( ответы детей: салфетки, полотенца)

- А как на Кубани называли полотенца?

(ответы детей: рушники)

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали!

( дети рассматривают узоры на рушниках и поясняют, что видят)

Воспитатель:

- Верно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.

_ А какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник?

( ответы детей: красный, черный)

Воспитатель:

- А знаете, что означает эта вышивка? (воспитатель показывает детям вышивку на рушнике и объясняет)

Цветок красный с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это бабушка и дедушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая черная линия - это символ земли.

Оказывается, рушники, которые вы здесь видите, имеют свое специальное предназначение. Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона. Было еще одно предназначение для рушников. С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, красну закликать. Женщины в этот день пекли « птушек» или « жаворонков». Этих

« птушек» раздавали детям.

- Давайте и мы подготовимся к встрече весны. Девочки рукодельницы украсят рушники, а мальчики раскрасят «птушек»

 (Декоративное  рисование по мотивам кубанской росписи)

Дети садятся за столы и приступают к работе, играет тихо музыка.

Воспитатель:

- И так все готово к встрече весны.

- Чем мы с вами занимались зимой?

(Идет перекличка между  воспитателем  девочками и мальчиками)

Воспитатель:

- Ой, вы девки, белые, что зимой вы делали?

Ответ девочек:

- А мы время не теряли, рушники мы вышивали.

Воспитатель:

- А вы хлопцы, казачата, сложа руки, не сидели?

Ответ мальчиков:

- Мы же время не сводили, мы гончарный круг крутили.

Воспитатель:

- Ну, девки белые, что еще вы делали?

Ответ девочек:

- Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали?

Воспитатель:

- Ну же, хлопцы – казачата, что еще вы делали?

Ответ мальчиков:

- Молоточками стучали, и подковы мы ковали.

Воспитатель:

- Ай да девки белые, что еще вы делали?

Ответ девочек:

- Мы лепешки катали, пирожочки выпекали, всех ребяток угощали.

Воспитатель:

- Ай да молодцу, ребята!

Вижу я, что вы не сидели, зимой сложа руки.

Пойдемте весну кликать будем.

Дети и воспитатель становятся в круг и весну кликают:

Весна, весна приходи,

Солнышко, солнышко высоко взойди, далеко посвети.

На темные лесочки, на серые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ.

Хоровод: « Жаворонушки, прилетите-ка!»

Жаворонушки, прилетите-ка,

Весну красну принесите-ка!

Нам зима – то надоела,

Весь овес переела

(говором): хлеб да капустка-

Лучшая закуска!

Русская народная игра: «Гори-гори ясно».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованиюв подготовительной группе "Светлая Заря - Родина моя!"

Материал основан на применении большого колличества наглядного материала, примененииТСО. Имеется подборка стихов, частушек....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Будущий первоклассник» .

Эвристическая беседа « В мире вежливых слов».Знакомство детей с ласкательными и вежливыми словами русского народа....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В С...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию (математическое/сенсорное развитие) в 1 младшей группе "В Стране Игрушек"

Формирование умения различать предметы и геометрические фигуры по количеству, форме, размеру, цвету в процессе обследования и сравнения....

Проект "Сибирь, в которой я живу" Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Омулевая бочка" Презентация к занятию

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. ...


 

Комментарии

Борисенко Татьяна Владимировна

дать представление о традициях кубанского быта; познакомить с народно-прикладным искусством Кубани-вышивкой, кубанской росписью; воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

Борисенко Татьяна Владимировна

Интегрированное занятие по  познавательному  развитию детей старшей группы. Знакомство с традициями Кубанского  быта. Воспитание интереса к произведениям народного искусства Кубани.