Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Борисенко Татьяна Владимировна

    Познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани-вышивкой, кубанской росписью; дать представление о традициях кубанского быта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Konspekt__zanyatiya_Po_Kubani.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  открытого интегрированного занятия по познавательному развитию на тему:

    « Напитаем душу красотой»

    в старшей группе.

    Составила и провела:

    воспитатель высшей категории

    Борисенко Т.В.

    Цель: Познакомить детей с народно – прикладным искусством Кубани  – вышивкой, кубанской росписью; дать представление о традициях кубанского быта; воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

    Предварительная работа:

    Собрать материал для создания  Кубанского  уголка (рушники, настольнички, глиняная посуда, фотографии  казачьей семьи, различную домашнюю утварь). Расположить в развивающей среде  Кубанский мини-уголок.      

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    - Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях.

    Скажите, а чем занимались зимой люди?

    (ответы детей: вышивали, шили, вязали)

    Воспитатель:

    - Да! Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: « Собирай всю родницу на веселую сходницу». Задушевная песня всегда помогала людям в работе. Вот и я приглашаю вас в светелку на веселую сходницу. Вместе дружно поработаем, а потом повеселимся, весну встречать будем. Хотите?

    - Ну, тогда милости прошу! (воспитатель надевает фартук и приговаривает)

    - хозяйка в дому, что оладушек в меду

    - она убирает, она падает

    - она одна за все отвечает

    - ведь какова пряха, такова и рубаха

    - проходите, гости дорогие, ко мне в светелку на сходницу.

    Посмотрите сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светелку. - Что вам больше всего нравится?

    ( ответы детей)

    - Что вы видите?

    ( ответы детей: скатерти)

    - Скатерти очень красивые, украшены ажурными кружевами. А мы с вами знаем, как называлась в старину  скатерть?

    Ответы детей: (настольник)

    Воспитатель:

    - Настольник, так, как клали ее на стол.

    - Что вы еще видите?

    ( ответы детей: салфетки, полотенца)

    - А как на Кубани называли полотенца?

    (ответы детей: рушники)

    Воспитатель:

    - Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали!

    ( дети рассматривают узоры на рушниках и поясняют, что видят)

    Воспитатель:

    - Верно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.

    _ А какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник?

    ( ответы детей: красный, черный)

    Воспитатель:

    - А знаете, что означает эта вышивка? (воспитатель показывает детям вышивку на рушнике и объясняет)

    Цветок красный с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это бабушка и дедушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая черная линия - это символ земли.

    Оказывается, рушники, которые вы здесь видите, имеют свое специальное предназначение. Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона. Было еще одно предназначение для рушников. С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, красну закликать. Женщины в этот день пекли « птушек» или « жаворонков». Этих

    « птушек» раздавали детям.

    - Давайте и мы подготовимся к встрече весны. Девочки рукодельницы украсят рушники, а мальчики раскрасят «птушек»

     (Декоративное  рисование по мотивам кубанской росписи)

    Дети садятся за столы и приступают к работе, играет тихо музыка.

    Воспитатель:

    - И так все готово к встрече весны.

    - Чем мы с вами занимались зимой?

    (Идет перекличка между  воспитателем  девочками и мальчиками)

    Воспитатель:

    - Ой, вы девки, белые, что зимой вы делали?

    Ответ девочек:

    - А мы время не теряли, рушники мы вышивали.

    Воспитатель:

    - А вы хлопцы, казачата, сложа руки, не сидели?

    Ответ мальчиков:

    - Мы же время не сводили, мы гончарный круг крутили.

    Воспитатель:

    - Ну, девки белые, что еще вы делали?

    Ответ девочек:

    - Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали?

    Воспитатель:

    - Ну же, хлопцы – казачата, что еще вы делали?

    Ответ мальчиков:

    - Молоточками стучали, и подковы мы ковали.

    Воспитатель:

    - Ай да девки белые, что еще вы делали?

    Ответ девочек:

    - Мы лепешки катали, пирожочки выпекали, всех ребяток угощали.

    Воспитатель:

    - Ай да молодцу, ребята!

    Вижу я, что вы не сидели, зимой сложа руки.

    Пойдемте весну кликать будем.

    Дети и воспитатель становятся в круг и весну кликают:

    Весна, весна приходи,

    Солнышко, солнышко высоко взойди, далеко посвети.

    На темные лесочки, на серые борочки,

    На речку, на поля, на синие моря,

    На зеленый огород и на весь народ.

    Хоровод: « Жаворонушки, прилетите-ка!»

    Жаворонушки, прилетите-ка,

    Весну красну принесите-ка!

    Нам зима – то надоела,

    Весь овес переела

    (говором): хлеб да капустка-

    Лучшая закуска!

    Русская народная игра: «Гори-гори ясно».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованиюв подготовительной группе "Светлая Заря - Родина моя!"

    Материал основан на применении большого колличества наглядного материала, примененииТСО. Имеется подборка стихов, частушек....

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Будущий первоклассник» .

    Эвристическая беседа « В мире вежливых слов».Знакомство детей с ласкательными и вежливыми словами русского народа....

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в  подготовительной  группе детского сада тема: «Береза как символ России»...


     

    Комментарии

    Борисенко Татьяна Владимировна

    дать представление о традициях кубанского быта; познакомить с народно-прикладным искусством Кубани-вышивкой, кубанской росписью; воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

    Борисенко Татьяна Владимировна

    Интегрированное занятие по  познавательному  развитию детей старшей группы. Знакомство с традициями Кубанского  быта. Воспитание интереса к произведениям народного искусства Кубани.