Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»
проект (старшая группа)

Павлова Ольга Николаевна

Проект

«Герои Великой Отечественной войны в моей семье!»

в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_9_maya.docx72.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад п. Красная Горка

Проект

«Герои Великой Отечественной войны в моей семье!»

в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»

  

По доминирующей деятельности: творческий, информационно-обучающий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

Характер контактов: коллективный проект (воспитатели, дети, родители).

По продолжительности: краткосрочный (февраль-май)

Авторы проекта: воспитатели   Вассер  А.Ю., Павлова О.Н.

 

2019 год

                                                         

 Суть проекта

9 мая 2019 года наша страна будет отмечать замечательный праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения  является одной из важных задач современного общества.

В России нет ни одной семьи, судьбу которой не затронула бы Великая Отечественная война. С течением времени память об этих событиях не ослабевает, она играет огромную воспитательную роль, осуществляя преемственность поколений в передаче нравственного опыта, в сохранении общечеловеческих ценностей.

Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в ОУ, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

Реализация проекта «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» позволяет прикоснуться к «живым» документам истории семьи, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Цель: расширение представлений о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны, на примерах истории своей семьи, описание военной судьбы наших дедов и прадедов. Формирование чувства патриотизма через осознание важности полевой почты во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1.Собрать фото и документальный материал об участии в  Великой Отечественной войне близких родственников.

2.Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за прадедов, желание узнать о жизни своих родственников во время Великой Отечественной войны.

3. Привлечь семьи воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей, написанию писем своим прадедам в прошлое.

4. Изготовить плакат к 9 мая с «Письмами детей в прошлое нашим прадедам».

5. Подготовить вместе с детьми  праздничные письма открытки для поздравления ветеранов, тружеников тыла.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.

Сроки реализации: февраль – май.

Результаты реализации проекта:

- создание плаката «День Победы в моей семье»:

- пополнение знаний о сопричастности своей семьи к Победе над фашизмом;

- выступления детей  с рассказами о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне;

- формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережного отношения к семейным фотографиям и реликвиям (медалям, орденам и др.)

Проект реализуется по трем  направлениям:

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
  2. Взаимодействие  родителей с детьми.
  3. Взаимодействие воспитателей с родителями.

 Этапы проекта

Информационно-накопительный этап

-       Привлечь родителей к участию в проекте «Герои Великой Отечественной войны в моей семье»

-       Собрать совместно с родителям, исторические материалы о семье: награды прадедушек, фотографии, письма, личные вещи, газетные публикации, книги.

 Организационно-практический этап.

               ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

-   Проведение занятий и цикла бесед на тему:

- «Награды»

- «Письма из прошлого»

- «Никто не забыт и ничто не забыто»

- «Мой прадедушка-герой»

- «Символы Победы – ордена, медали и знамена»

-   Изготовление  плаката «День победы в моей семье».

Завершающий этап.

-       Создание плаката с детьми о своих прадедах.;

-        Изготовление открыток для ветеранов (Фронтовые треугольники с поздравлениями ветеранам);

                 

 Описание проекта:

1. В феврале на родительском собрании воспитателями группы была проведена консультация на тему «День Великой Победы. Поговорим с ребенком о войне». (Приложение  1)

В ходе родительского собрания родителям было предложено поучаствовать с детьми в проекте «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!». Родителям предлагалось найти информацию о прадеде, участвовавшем в Великой Отечественной войне, рассказать о нем и вместе с ребенком написать письмо в прошлое. С февраля по апрель родители искали и собирали информацию, фотографии из семейного архива, писали вместе с детьми письма в прошлое.

2.В конце апреля родители вместе с воспитателями изготовили плакат «День Победы в моей семье» и вывесили его в группе.

3. В начале мая воспитателями группы было организовано занятие, где дети, участвовавшие в создании плаката, рассказывали  своим товарищам о биографии своих прадедов и с помощью воспитателя читали письма в прошлое своим родственникам, участвовавшим в Великой Отечественной войне.

4.Также в начале мая воспитателями группы было проведено занятие с детьми «Фронтовое письмо – треугольник», на котором их познакомили с историей фронтового письма, научили складывать фронтовой треугольник. (Приложение 2)

5. Для поздравления ветеранов и тружеников тыла было проведено занятие по аппликации «Поздравительная открытка – фронтовой треугольник Ветерану Великой Победы!» (Приложение 3).

Вывод: 

Реализация проекта показала свою эффективность:

Дети: - повысился уровень осведомлённости дошкольников о периоде Великой Отечественной войны. Через знакомство с материалами, касающимися своей семьи в годы Великой отечественной войны, повысился уровень знаний о военном периоде 1941-1945 г.г.

 Родители:- стали активными и заинтересованными участниками проекта, ориентированными на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.

Воспитатели:  - проект позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс.

Приложение 1

Родительское собрание в старшей группе: «День Великой Победы.

Поговорим с ребёнком о войне».

Цель: объяснить родителям, как формировать у детей основы национального самосознания, как начать изучение праздника - День Победы.

Задачи:

1. Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;

2. Проинформировать родителей о том, как лучше ребёнку преподнести информацию о войне, Дне Победы; для чего ребёнку важно знать нашу историю

3. Воспитывать у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитникам Родины;

4. Побудить в ребенке желание написать вместе с родителями письмо в прошлое своим предкам.

     Уважаемые родители! Выражаю свою благодарность Вам за то, что пришли на нашу встречу. В преддверии празднования Дня Победы, я хотела бы поговорить с Вами о том, как сформировать представление у детей об этом Празднике. Как лучше преподнести ребенку эту информацию. В связи с празднованием 9 мая, наша группа будет работать над проектом «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».  

     В ходе этого проекта мы планируем собрать фото и документальный материал об участии в Великой Отечественной войне Ваших близких родственников и оформить праздничный плакат «День Победы в моей семье». В связи с предстоящим оформлением этого плаката, просим Вас найти дома фотографии ветеранов Вашей семьи, рассказать о них своим детям и написать письмо в прошлое с приветом своему прадедушке или прабабушке.

    Приближается главный весенний праздник - День Победы. Это семейный праздник, в этот день мы вспоминаем наших дедушек и бабушек, ходим на Парад, чтобы почтить память наших защитников.

   Победа далась стране дорогой ценой – погибли миллионы солдат. Имен многих из них мы не знаем. Но мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков.

Патриотическое чувство нужно воспитывать с раннего детства. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни  главное.

    Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

   Правда о войне должна исходить от взрослого. И рассказывать о войне надо, как в первый и последний раз. Мальчикам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившийся на войне. Девочкам интересно знать о героических подвигах женщин, во время войны. И ребёнок запомнит это навсегда.

   Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. В Вашем доме хранятся старые вещицы - молчаливые свидетели исторических событий. Некоторые из них стали настоящими реликвиями. Дайте малышу полюбоваться этими сокровищами, потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на возникшие вопросы.

   Пусть дедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Найдите фронтовые фотографии. Начните рассказ: «Очень давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Но дедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин, дали им отпор – отправились на фронт защищать Родину. Наш дед дошел до самого вражеского логова. И всех победил». Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали.

   Наилучший способ рассказать ребенку о войне – пройтись с ним по памятным местам: к памятникам. Возложить цветы к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Прочитать вместе надписи на памятных плитах, сделать акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.

Стоит не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и книги на военную тему. Фильмы про войну теперь большая редкость на экранах телевизоров, а встречи с ветеранами раз в год - перед праздником и их становится все меньше и меньше, да и эти встречи дети воспринимают просто как праздник, где обычно они выступают с концертом и дарят ветеранам цветы.

   Читайте о войне, о подвиге, о славе, приучайте к труду, заботе о ветеранах. Сами подавайте пример. Не от случая к случаю, а каждый день. Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих прабабушек и прадедушек, дедушек и бабушек.

Уважаемые родители! Просим Вас отнестись к нашей просьбе ответственно и помочь нам в оформлении праздничного плаката.

Приложение 2

Конспект занятия к 9 мая для детей старшей группы детского сада «Фронтовое письмо - треугольник».


Цель: познакомить с историей фронтового письма, научить складывать фронтовой треугольник.
Задачи:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами.
Развивать патриотические чувства, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
Форма: непосредственно - образовательная деятельность  «Фронтовое письмо».
Методы: наглядный, словесный.
Оборудование: конверты и треугольники - писем военных лет, фотографии военных лет. 
Предварительная работа:
Организация РППС: уголок, посвященный ВОВ, папка-передвижка «Дети герои».
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Чтение рассказов: Ю. Симоненков «Письмо на фронт», 
А. Дементьев «Письмо отца», Е. Ф. Трутнева «Фронтовой треугольник».


Ход занятия.

Воспитатель: Великая Отечественная война – самая горькая и страшная страница в истории нашей страны. Война разлучила тысячи семей. Мир раскололся надвое: на тех, кого ждали, и тех, кто ждал. И только почта помогала найти близких – в тылу или на фронте. Письма были самыми дорогими, самыми важными в годы войны.
    Сегодня мы вспомним страницы истории Великой Отечественной войны. Но эта история поместилась не в тяжёлых томах, а в хрупких страницах фронтовых писем. Эти письма не предназначались для чужих глаз, но сегодня каждое из них – исторический документ величайшей ценности. Фронтовые письма помогают прикоснуться к страницам героического прошлого нашей родины, дают уникальную возможность почувствовать дыхание войны, услышать живое слово простых людей, прошедших через страшные испытания.

      Сильный и жестокий враг обрушился на нашу страну внезапно. Началась срочная мобилизация в действующую армию. Подчас даже не было возможности попрощаться с родными перед отправкой на фронт. Гражданское население экстренно эвакуировалось из прифронтовой полосы. Люди меняли свои адреса, место жительства. Всё сдвинулось с места, сместилось, переехало Фашисты понимали, что письма с фронта и на фронт очень важны для наших людей. Делали всё возможное для того, чтобы письма не доходили. Уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. И именно поэтому в стране была создана военно-полевая почта.

      Полевая почта – это вид почтовой связи, которая устанавливалась в условиях боевых действий. Уже в самом начале войны  почта стала бесплатной. Но почтовые работники столкнулись с проблемой нехватки конвертов. Пришла на помощь солдатская смекалка – появились знаменитые треугольники. Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, согнутый по диагонали квадрат, сначала справа налево, затем полученный треугольник нужно было сложить слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На наружной стороне писался адрес назначения и номер полевой почты. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось.

     До глубины души потрясают эти листки из школьных тетрадей, на которых герои оставляли последние слова, обращённые к тем, кто останется жить. Бесценные документы являют собой как бы завещание погибших героев. Их невозможно читать равнодушно. Фронтовые письма, как ждали их тысячи женщин по всей стране! Часами караулили почтальонов в надежде получить весточку с фронта, ведь солдатский треугольник был залогом того, что приславший его муж, сын, отец, брат, любимый жив! В них было всё: скупые рассказы о войне, слова любви и даже стихи. 

    Солдатские треугольники были общей радостью для всей семьи, дома, улицы, деревни, села. Их носили из дома в дом, читали вслух по много-много раз, заучивая наизусть. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.  К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщалось, что солдат геройски погиб в бою, защищая нашу Родину. Но писем ждали и на другом конце разорванного мира – на фронте. Вовремя доставленное из дома письмо, было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. Нескончаемым потоком шли на фронт письма с коротким адресом: «Полевая почта…»

Воспитатель: А сейчас, давайте представим, что мы все с вами солдаты, а Миша наш командир. Он будет отдавать приказы, а мы будем их исполнять.(переходим на ковер групповой комнаты).
Физ.разминка:
Раз-два – аты-баты,
Три-четыре – мы солдаты.
Маршируем, как пехота.
Раз-два – повороты.
В кабину сели самолета,
Три-четыре, мы пилоты.
Вниз-вверх, вниз-вверх,
Наши крылья лучше всех.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами,  а чтобы вы сами написали в письме солдату? (рассказы детей)
Воспитатель: Я думаю, такие письма понравились бы каждому солдату на фронте и поддержало их боевой дух. Сегодня я предлагаю вам у себя дома, вместе с папой и мамой, попробовать написать письмо в прошлое, в суровое военное время своему прадеду или прапрадеду. Вы расскажете  ему о сегодняшней мирной жизни, о том, как вы живете.  Поблагодарите его за то, что не думая о себе, он сделал все для Победы, ради своих близких и всей страны.

         Свою работу каждый из вас может оформить дома, вместе с родителями, на листе бумаги, приклеить фотографию прадеда, что-либо нарисовать.  Это ее украсит и придаст индивидуальность. И потом из ваших писем мы оформим праздничный плакат. В преддверии  Дня Победы, на занятии, вы расскажете нам о биографиях своих прадедов, а воспитатель прочитает ваше письмо в прошлое.

           Сколько бы лет ни прошло, как бы не изменился мир, пока мы живы, мы не должны забывать о событиях Великой Отечественной войны, принёсшей столько горя. Солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы. Они – тот мостик, который связывает нас, живущих в начале XXI века, с теми, кто выстоял в суровых испытаниях Великой Отечественной войны.

Приложение 3

Конспект занятия в старшей группе  «Фронтовые письма-треугольники» ко Дню Победы.

    Цель: изготовление поздравительной открытки в форме письма – треугольника.

    Задачи:

-продолжать знакомить детей с техникой оригами, развивать мелкую моторику пальцев рук;

- учить безопасно пользоваться ножницами, клеем;

-обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне, формировать представления о письмах – треугольниках военных лет;

    - воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство гордости и уважения к ветеранам и труженикам тыла.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне;

- чтение рассказов о войне;

- исполнение музыкальных произведений«День Победы»«Вечный огонь»«Возьмите ребят на парад».

Краткий ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла! (В руках воспитателя письма: в современном конверте и военное письмо –треугольник). Как выдумаете, что это такое? (ответы детей). Вы правильно заметили – это письма. Но чем же отличаются эти письма?

Дети: У этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. И по цвету они тоже разные один конверт белый, незапачканный, а другой - коричневого цвета, старый.

Воспитатель: Молодцы, ребята и здесь вы точно заметили, чем именно отличаются эти письма друг от друга (воспитатель показывает письмо в современном конверте). Ребята, кто видел такие письма у себя дома? Посмотрите, какой красивый, нарядный конверт. А для чего нужны нам письма?

Дети: Письма нужны для того, чтобы сообщать, друг другу новости и посылать их по разным адресам с помощью почты!

    Воспитатель: Вы правы, а сейчас в нашем современном мире, чтобы сообщить информацию можно ещё использовать и электронную почту.               Сегодня мы сделаем письмо – поздравление нашим ветеранам, труженикам тыла в знак благодарности за мирное небо над головой, за подаренную светлую жизнь. Давайте посмотрим, что нам будет необходимо для того, чтобы изготовить такой треугольник?

Дети: бумага с напечатанным поздравлением, Георгиевская лента, Красная Звезда, квадратики розовой бумаги для цветов яблони, клей, салфетка, клеёнка, три листика зеленого цвета, ножницы, фломастеры.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает Георгиевская лента на нашем конверте?

Дети: Георгиевская лента обозначает символ дня Победы.

Воспитатель: А что же обозначает Красная Звезда?

Дети: Красная звезда - это отличительный знак Красной Армии.

Воспитатель: сегодня мы с вами попробуем сами сложить фронтовой конверт. Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, согнутый по диагонали квадрат ( сначала справа налево, затем полученный треугольник нужно было сложить слева направо). Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На наружной стороне писался адрес назначения и номер полевой почты. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось. (Дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя) https://static.wixstatic.com/media/23291b_8f70402020bf4c0db3742ce4f68999b9.jpg_srz_p_981_355_75_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz

Физкультминутка: «Победа!» 
Мы празднуем Победу! Шагают на месте. 
Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем 
Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища, 
Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны. 
Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд. 
Поют, поют, поют! 
Пусть в мире страны разные Вдох, круговое движение руками, изображая 
Живут, живут, живут! земной шар.

Воспитатель: а теперь все сядем на свои места и продолжим работу, что нам осталось еще сделать? Наклеиваем на письмо Георгиевскую ленту, сделанную из цветной бумаги. Затем приклеиваем Красную Звезду. Далее приклеиваем веточки яблони. Вырезаем из бумаги цветы яблони, лепестки немного подкручиваем, приклеиваем на письмо. Вырезаем розовую серединку для цветка, размещаем ее в центре цветков.

Для листочков складываем пополам лист бумаги, а затем под углом в 45 гр. складываем гармошкой. Вырезаем листочки. Приклеиваем листочки к веточке, гелем с блестками делаем капельки в центре цветочков. Письмо-поздравление готово! Теперь мы можем вручить его ветеранам на праздничном концерте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Великая Отечественная война в моей семье"

Проект адресован старшим дошкольникам. В ходе реализации данного проекта дети расширяют и уточняют  знания о ВОВ через призму истории своей семьи....

Проект интегрированной организованной образовательной деятельности по теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».

Проект  интегрированной организованной образовательной деятельностипо теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье». Объект исследования: совместное изучение родителями и детьми сем...

Великая Отечественная война. История моей семьи

Великая Отечественная война. История моей семьи...

Проект "Великая отечественная война в моей семье"

Проект «Великая Отечественная Война в моей семье»Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизм...

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!»в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»...

Конкурс педагогических разработок, посвященных 76-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне «Не смолкнет память тех минувших лет» Индивидуальный проект Тема: «Музыка - великой Победы»

Конкурс педагогических разработок, посвященных 76-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне«Не смолкнет памятьтех минувших лет»     ...