Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей
консультация (средняя, старшая группа)

Ирина Витальевна Комарова

Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностекй детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей

Упражнение «Заполни лист точками»

Цель: выяснить способности ребенка к кропотливой работе, выявить стиль деятельности, отметить особенности внимания.

Для проведения этого упражнения ребенку дают стандартный лист бумаги для рисования, на котором обозначено точками начало строчек. Дается задание продолжить их и заполнить точками весь лист.

При выполнении упражнения отмечаются следующие особенности: быстрота включения в деятельность, интерес к ней, доведение работы до конца; стиль работы ребенка (спокойное поведение или суетливое, напряженность, самостоятельность и др.); изменение темпа работы на различных ее этапах; отвлекаемость ребенка, вопросы, ошибки, распределение их во времени.

Игра «Найди и промолчи»

Цель: выявить выдержку ребенка, отметить особенности внимания, находчивость.

Дети стоят вдоль одной стороны комнаты или площадки лицом к воспитателю. По сигналу воспитателя они поворачиваются лицом к стене. Воспитатель в это время прячет платочек. Затем по сигналу дети поворачиваются к педагогу, открывают глаза и начинают искать платочек. Нашедший, не показывая вида, что он уже нашел, подходит к воспитателю, тихо говорит ему, где он обнаружил платочек, и встает на свое место или садится. Делать это нужно так, чтобы другие дети не обратили внимания на нашедшего платочек. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не отыщут платочек.

 См.: Большакова Н. Г. Изучение основных свойств нервной системы — основа дифференцированного подхода к дошкольникам//Нравственное воспитание,—Л., 1975.— С. 58—69.

Игра «Перелет птиц»

Цель: выяснить реакцию ребенка на сигнал, отметить его выдержку, поведение при необходимости быстрого изменения действий.

«Стая птиц» (дети стоят врассыпную) собирается на одном краю площадки, в другом конце которой стоят на некотором расстоянии друг от друга стулья. По сигналу воспитателя «Полетели!» «птицы» разлетаются по площадке, расправив «крылья» и помахивая ими. По сигналу «Буря!» «птицы» летят к «деревьям» (встают на стулья). Когда воспитатель объявляет: «Буря прошла», «птицы» спокойно спускаются с «деревьев».

Игра «М оре волнуется»

Цель: выявить скорость движения детей и их точность, отметить реакцию детей на изменившиеся условия игры и их находчивость.

Дети разбегаются по всей площадке. Воспитатель говорит: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три, на месте, фигура, замри!» После этих слов дети останавливаются на месте в той позе, в какой их застало последнее слово педагога: приседают, разводят руки в стороны и т. д.

Игра «Кто летает»

Цель: выявить особенности внимания детей, отметить их реакцию.

Дети с воспитателем стоят по кругу. Воспитатель называет одушевленные или неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя летающий предмет, воспитатель, поднимает руки вверх. Например, он произносит: «Ворона летает, стол летает, самолет летает» и т. д. Дети поднимают обе руки вверх и произносят, слово летает только в том случае, если педагог назвал действительно летающий предмет.

Поведение детей при проведении игр бывает различным. Одни дети всегда выполняют правила игры, действуют точно по сигналу, в нужном темпе, проявляют достаточную выдержку.

Возбудимые дети проявляют нетерпеливость, несобранность, иногда излишнюю подвижность, торопливость. Часто они перебивают воспитателя возгласами, вопросами, начинают действовать раньше, чем этого требуют правила.

Медлительные дети спокойны, но не успевают действовать в требуемом темпе. Реакция на сигнал у них замедленная. Движения не всегда координированные. Иногда воспитатель специально обращается к ним для того, чтобы они начали движения.

Для выявления у детей инициативности и аккуратности можно предложить им выполнить аппликацию на квадрате «Украшение платочка».

Для осуществления этого замысла понадобится материал: квадратный лист бумаги 15X15 см и большой набор готовых форм для наклеивания.

При этом обращается внимание на умение ребенка создавать композицию узора, сочетать цвета, на его аккуратность при выполнении работы.

В ходе наблюдений за поведением воспитанников в группе выявляются эмоциональные особенности детей, своеобразие их речи и движений.

В период адаптации в детском саду, во время праздников, когда присутствуют гости, выявляются реакции ребенка на незнакомых людей, новую обстановку, обращается внимание на быстроту привыкания к ним, общительность, отмечается открытость, замкнутость или стеснительность ребенка. При этом выявляется способность дошкольника подчиняться правилам поведения, запечатлевается сформированность навыков, способность к их изменению.

Особенности речи (громкость, темп, выразительность, словарный запас) выявляются на занятиях по развитию речи (например, детям дается задание придумать рассказ «Как я однажды испугался»).

Благодаря наблюдениям за играми детей, их взаимоотношениями воспитатель может выявить общительность ребенка, его умение дружить, отметить особенности отношений со сверстниками.

На основе сведений, полученных от родителей, и результатов наблюдений за детьми в играх-занятиях воспитатель может составить характеристику, отражающую индивидуальные особенности каждого ребенка. Характеристики будут конкретными, полными, если отразят как положительные, так и отрицательные особенности поведения каждого воспитанника. Чтобы полнее представить характер ребенка, воспитателю необходимо знать о его условиях жизни в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Образовательные технологии деятельностного типа банк заданий к игре «Сказки – дерево» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (детские инициативы)

1-Детские инициативы№ № вариантаВозраст детейНазвание заданияЗадачиХод игры     1. 1-2года«Башенка»Развитие зрительного внимания, восприятия.Развитие конструк...

Игры и упражнения на определение последовательности и количества звуков в слове.

Подборка игр и упражнений на определение последовательности и количества звуков в слове....

Игры и упражнения на определение наличия заданного звука в слове.

Подборка игр и упражнений на определение наличия заданного звука в слове....

Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей

Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей ...