Образ князя Александра Невского в нравственно - патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
статья

Мезенцева Татьяна Юрьевна

В 2021 г. Российской Федерации отмечается 800-летие со дня рождения выдающегося военачальника и политического деятеля русской истории – князя Александра Невского. Фигура князя Александра Невского – одна из важнейших опорных точек национального самосознания России, способствующих укреплению единства и консолидации общества. Память о деятельности и подвигах князя – неотъемлемая часть культурного и военно-исторического наследия России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakaeva_l.v._mezentseva_t.yu_.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Бакаева Л.В.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный»

Старший воспитатель

Магистр педагогики

Мезенцева Т.Ю.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный»

Воспитатель

Образ князя Александра Невского в нравственно - патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В 2021 г. Российской Федерации отмечается 800-летие со дня рождения выдающегося военачальника и политического деятеля русской истории – князя Александра Невского. Фигура князя Александра Невского – одна из важнейших опорных точек национального самосознания России, способствующих укреплению единства и консолидации общества. Память о деятельности и подвигах князя – неотъемлемая часть культурного и военно-исторического наследия России. Между задачами, решавшимися Александром Невским, и проблемами, стоящими перед современной Россией, обнаруживаются прямые параллели. Как и 800 лет назад, Российское государство вынуждено отвечать на вызовы навязываемых извне ценностных установок, укреплять моральный дух, патриотизм, военно-политическое влияние, государственность. 

Многие духовные ценности заменяются материальными, поэтому у детей формируется неправильное представление о доброте и милосердии. Утеряны понятия истинных ценностей. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

К сожалению, встречаются родители, поначалу настороженно относящиеся к приоритетному направлению «духовно-нравственное воспитание» дошкольников. И мы стараемся к этой теме подходить очень осторожно, используя принцип культуросообразности. Показывая не только детям, но и их родителям красоту православной культуры, ее гармоничность в живописи, музыке, традициях русского народа. Протоиерей М. И. Хитров был уверен, что знания должны смягчать душу человеческую, делая ее более терпимой к ближним и восприимчивой к добру. Искоренение дикости нравов, борьба с распущенностью и сохранение добрых старорусских традиций.

Работа по направлению духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду включает в себя парциальную программу Л. Шевченко «Добрый мир», используется проектная деятельность. Проект «Александр Невский — защитник земли русской» направлен на основную цель: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним.

Педагогами были разработаны конспекты познавательно-творческих мероприятий. Собиралась информация, материалы к занятиям, готовилась методическая литература по теме проекта. Сформирована картотека материалов к беседам по циклу занятий «Александр Невский — душа России» (Биографические данные; орден св. Александра Невского; военный орден Александра Невского; Триптих «Александр Невский» — художник П. Д. Корин), подобрана художественная литература для чтения детям, а также видеоматериалы. Презентация «Александр Невский — защитник земли родной». На занятиях педагоги знакомили детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закрепляли названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.), учили отличать старинное снаряжение воинов от современного. Закрепляли знания детей о былинных богатырях (умение их узнавать, называть доспехи, оружие). Развивали творческие возможности детей, учили стихотворные тексты; развивали речь детей; расширяли и обогащали словарный запас. Старались развивать гендерные представления, воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми защитниками Родины, у девочек — уважение к мальчикам как будущим защитникам. В образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию рисовали богатырей, делали аппликацию русских воинов, лепили древние города, древних воинов; слушали мелодии «Моя Россия», произведение В.В Мусоргского «Вставайте люди русские…»; использовались дидактические игры «Древняя Русь», «Собери дружинника в поход», «Назови и передай следующему», «Готовимся к бою».

Педагоги провели виртуальную экскурсию для детей старшей и подготовительных групп по выставке, посвящённой 800-летию святого русского князя во временном филиале музея-диорамы – на улице Мичурина в г.Белгород. В основе экспозиции – реалистичные, научно достоверные реконструкции доспехов и вооружения воинов Руси, Западной Европы. Показана экипировка немецких рыцарских орденов Прибалтики и Золотой Орды XIII века, костюмы древнерусской княжеской аристократии конца XII – начала XIII веков.

Воспитанники знакомились с великим полководцем — Александром Ярославовичем Невским, горячо любящим свой народ и свою Родину; рассказывали о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Узнали об наиболее ярких событиях из жизни великого князя Александра Невского, истории средневековой Руси. Мы надеемся, что нам удалось разбудить чувство гордости к верному сыну Отечества — великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и вырос; формировать нравственные понятия: долг, служение Отечеству.

Результатами реализации проекта стали: Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к истории, культуре, наследию России. Повышение познавательного интереса дошкольников к истории Родины. Формирование основ гражданской позиции. Накопление практического материала по патриотическому воспитанию детей и речевому развитию. Повышение педагогического мастерства воспитателей, творческого потенциала, уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом. Образ Александра Невского, имеет все качества для патриотического, нравственного воспитания старших дошкольников. Это образ христианина, семьянина и гражданина, это и есть воспитание цельной, духовно-нравственной личности. Это важные составляющие слагаемые части линии педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, детского сада и Церкви.

Православное воспитание детей дошкольного возраста — это первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его.

Литература:

Емелина, Е. В. Формирование нравственных качеств и патриотических чувств старших дошкольников на примере деяний святого благоверного князя Александра Невского / Е. В. Емелина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5975/ (дата обращения: 12.04.2021).

Гончаренко, О. Белгородцам показали «Русь Александра Невского» / О. Гончаренко. — Текст : непосредственный // БелПресса — URL: https://belpressa-ru.turbopages.org/belpressa.ru/s/culture/iskusstvo/35357.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

   Большое   значение  в  современных  условиях  приобретает  поиск  и  разработка  инновационных подходов  к  патриотическ...

Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам».        Родина…, Отечество... В корня...

Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны...

Образ князя Александра Невского в нравственно - патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, влияния образа Александра Невского на воспитание гражданских чувств маленьких граждан Санкт-Пете...

Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....

Образ князя Александра Невского в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Статья посвящена проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольника и влияние образа Александра Невского на воспитание гражданского патриотизма маленьких Югорчан. В статье рассматриваются пут...