проект
проект

Агафонова Наталья Владимировна

«Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Проект

«Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

 

Подготовила: Агафонова Наталья Владимировна

музыкальный руководитель

 I квалификационной категории

                                                                                 -2021-

Паспорт образовательного проекта

Название проекта:

«Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Цель:

Создание условий для развития речи детей через творческую активность  в музыкально-театрализованной деятельности. 

Задачи:

Развивать  познавательную  активность;

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

Воспитывать культуру речевого общения;

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать и инсценировать их средствами музыкального театра.

Проблема:

Отсутствие эффективных форм организации музыкально- театральной деятельности.

Актуальность проекта:

Актуальность моей темы состоит в том, что музыкально-театрализованные игры являются благоприятной средой для развития творческих способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к мышлению, помогает разнообразить речевую практику дошкольников. Именно театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей.

Руководитель проекта:

Агафонова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель, I квалификационной категории

Вид проекта:

 Творческий

Участники проекта:

Дети, педагоги, родители. 

Продолжительность проекта:

Долгосрочный

Сроки реализации:  

Сентябрь – ноябрь  2021 г.

Виды деятельности:

Музыкальная деятельность, игровая,  коммуникативная, двигательная,  познавательно- исследовательская.

Этапы реализации проекта:

I этап -  подготовительный

Цель: создание условий для реализации проекта

Задачи:

- Изучить  литературу по данной теме.

-анкетирование, информирование родителей и привлечение их к созданию условий для театрализованной деятельности;

- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта

-Обогатить развивающую предметно-пространственную среду.  

 

                                  II этап  - практический                                                                                Цель: реализация проекта по всем направлениям

Задачи:

 - Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценировках драматизациях, праздниках и т. д.

Развивать речь, творческое воображение, коммуникативность.

- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

- Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.

III этап  - итоговый

Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития.

Задачи:

- Анализ работы педагога.

- Выступление на тему  «Итоги работы по проекту «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Предполагаемый результат:

Для воспитанников:

-Повышение  интереса детей  к театрально – игровой деятельности.

- Расширение  представлений детей об окружающей действительности.

 -Обогащение  и активизация словаря детей.

-Усовершенствование интонационной выразительности речи.

- Развитие памяти, творческого мышления, воображения, внимания детей.          

Для педагогов:

1.Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.

2. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве музыкально-театрализованной деятельностью в детском саду.

3. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе изготовления различных видов театра.

Для родителей:

1.Осуществлять взаимодействие с родителями по теме проекта.

2.Представление результативности: семинар, консультации, мастер классы.

На сегодняшний день проблема развития речи  является  очень актуальной, так как процент   дошкольников с речевыми нарушениями очень высок, о чем свидетельствуют результаты мониторингов. В последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Согласно образовательного стандарта цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Речь ребёнка развивается и активизируется в игре, а сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В соответствии с ФГОС игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.  

Я заметила, что  многие дети любят играть в настольный театр, они обыгрывают знакомые сказки и  составляют свои необычные рассказы. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я  пришла к выводу,  что   театрализованная и музыкально-театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. 

Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром.  

В основу своей работы, по этой  теме, я взяла долгосрочный проект «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста», который помогает  шире решать поставленные задачи. Участниками проекта стали  дети, педагоги и родители.

На первоначальном этапе, в процессе игровой деятельности детей, мы совместно с воспитателями всех возрастных групп определили уровень развития речи каждого ребёнка, и сделали вывод, что не все дети групп проявляют интерес к театрализованной деятельности, некоторые слабо владеют речью, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Полученные результаты мы зафиксировали в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Для достижения цели определила последовательность действий:

-Изучение научно-методической литературы по теме.

-Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми.

-Разработка перспективного плана работы с детьми по музыкально-театрализованной деятельности

-Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства

Планируя музыкально-театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:

- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

- доступность содержания деятельности;

- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

- постепенное усложнение;

- цикличность.

В группах мы оборудовали театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Так как предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски,  декорации.

Подобрала картотеку Театрализованных игр: «В детском мире», «Как варили суп», «Телепаты», «Страна вообразилия» и др.

Оформила для инсценировки сборник сказок:«Сон колобка», «Рыбка буль-буль», «Сказка о солнышке» и т.д. Подобрала музыку к различным образам сказочных героев, провела музыкально-театрализованные представления по сказкам «Гуси - лебеди», «Девочка и зонтик», «Лесная сказка» и др.

В повседневной жизни я использую разные виды кукольных театров. Детям младшего возраста интересным и простым является настольный театр. Для настольного театра, использую разнообразные игрушки, фигурки, бумажный театр. Цель таких показов развлечь и порадовать детей сделать куклу более интересной помочь внести разнообразие в их игровую деятельность. Далее знакомлю детей с наручным театром, где требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки перчатки. Для показа спектакля с такими куклами нужна ширма. В свою очередь такие куклы изготавливаются самостоятельно педагогами, а также воспитанники и их родители могут принять активное участие в создании персонажей. В средней группе с детьми осваивая игру с куклами бибабо или куклы рукавички, развиваем умение разговаривать голосом куклы. С детьми старшего дошкольного возраста мы показываем спектакли для детей младших групп, используя актерское мастерство. Дети с удовольствием показывают малышам музыкально-кукольные спектакли -Колобок, Репка и другие, с помощью   метода «Поэтическое музицирование» дети озвучивают стихи, у них развивается  чувство ритма, хорошая артикуляция и дикция.

Работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён офлайн - семинар «Роль театра в развитии речи детей»

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию речи и музыкально-театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме. Также размещаю информацию по данной теме «ВКонтакте», в социальной сети групп детского сада. Родители являются, непосредственными участниками воспитательного образовательного процесса всегда оказывают нам помощь в постановке сказок, учат с детьми роли, шьют костюмы, изготавливают маски. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому развитию детей. Участие родителей, вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за своих родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

 Театрализованная деятельность тесно связана с другими видами деятельности – слушанием, рисованием, ознакомлением с окружающим миром, физической культурой и т.д.  

Инструктор по физической культуре помогает в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.

Итоговым мероприятием я взяла наиболее загадочный и интересный детям– теневой театр. Этот вид театра очень эффективен в развитии воображения детей, поскольку позволяет не просто инсценировать уже готовую сказку, но и доосмыслить ее, «дорисовать» героя в своем воображении, его эмоции и настроение.  Импровизация в теневом театре помогает ребенку выразить свои чувства и эмоции: прячась за ширмой дети чувствуют себя защищенными, раскрываются.  

Считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моем проекте и подтверждает свою актуальность.

Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка музыкально-театрализованных игр оправдала себя:

 -У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

- Расширились представления детей об окружающей действительности.

 -Обогатился и активизировался словарь детей.

-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Трудности и проблемы при работе над данной темой

Я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей? 

   Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, можно придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей. Вторая же трудность несколько сложнее. Дети хотят исполнять роли добрых, сильных персонажей и не хотят играть отрицательных героев. В этом случае я объясняю, что каждая роль по -своему хороша, а отрицательная намного сложнее. Стараюсь, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Этот увлекательный процесс занимает много времени и отнимает много сил, но результат – эмоциональный комфорт и удовлетворенность от работы, аплодисменты и радостные лица маленьких артистов, благодарные родители и всеобщий праздник!

 Подводя итог, хочется отметить, что влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи по развитию речи.

Содержание моей работы может быть использованы всеми педагогами. Театрализованная деятельность может быть организована в утренние, вечерние часы и включаться в различные занятия.

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

   Сентябрь

1.Беседа «Здравствуй, театр!»


2. Мимика – «Подбери маску».

3.Музыка осени

 

4.Чтение осенних стихотворений наизусть под музыкальное сопровождение – основа актёрского мастерства.

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

 Создать условия красиво двигаться под музыку


Соотносить стихотворный текст с выразительным движением под музыку

Беседа

Игровые упражнения

Игра –импровизация «Листочки в саду»              

Игра «Язык жестов»

Октябрь

1.В гости к сказке

2.«Девочка и зонтик»  

3.Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам»

4.Роль театра в развитии речи ребенка

Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность. Побуждать детей к выражению образов героев в движении, импровизировать под музыку.

Развивать творческие способности детей

Порадовать детей, создать дружескую атмосферу

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную театрализованную деятельность                                                    

Развлечение в младшей группе

Театрализация в старше-подготовительной группе

Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья»

(театр масок)

Офлайн-семинар

Ноябрь

 1.Страна воображения

2.Музыка в сказке

 3. Веселые котята

4.Итоговое развлечение «Гуси-Лебеди»-теневой театр.

 Создать положительный эмоциональный настрой, учить действовать с воображаемыми предметами.

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, учить импровизировать под музыку, координации движений.                  

 Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности.

Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности

 Упражнения на развитие воображения и внимания.

 

Разучивание музыкальных номеров

 Упражнения –этюды, отражающие образы персонажей сказки. (день матери в младшей группе)

Постановка теневого театра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...