Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 3 лет.
консультация

Кузнецова Клавдия Александровна

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 лет.

Базисные характеристики личности ребенка

2-го года жизни

Краткая характеристика детско деятельности

Компетентности.

Социальная.

Усваивают имена взрослых и детей, с которыми общаются повседневно, а также некоторые родственные взаимоотношения (мама, папа, бабушка). Понимают элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый». Осваивают правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим и др.). Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу (принести предмет, необходимый для игры; «причесать» и др.)

Интеллектуальная.

Интенсивно формируетсяречь. Устанавливаются связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. При этом понимание речи окружающих опережает умение говорить. Увеличивается активный словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (там, тут, туда и др.), предлоги. Упрощенные слова (ав-ав, ту-ту) заменяются обычными. В большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м); передние небоязычные (т, д, н), задние небоязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки встречаются редко. К полутора годам появляются двухсловные предложения, в конце второго года – трех- и четырехсловные предложения. Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно.

Физическая.

Совершенствуется ходьба. Взбираются на бугорки, перешагивают через небольшие препятствия. Перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. Делают боковые шаги, медленно кружатся на месте. Много лазают: взбираются на горку, приставным шагом на шведскую стенку. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно выполнять однотипные движения. После полутора лет развиваются подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.

Психические процессы.

Формируется и совершенствуется восприятие, составляющее основу сенсорного воспитания. Важным приобретением мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру, внешнему виду (куклы, машины и др.) Развивается память. Дети старше полутора лет способны поддержать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с личным опытом (Куда ходили? Кого видели?)

Качества.

Эмоциональность.

Характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

Произвольность.

Постепенно привыкают соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые совами «можно», «нельзя», «нужно».

Самостоятельность.

Возрастает самостоятельность в самообслуживании, предметно-игровой деятельности.

Ведущий вид деятельности – предметная.

Осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрешки). Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки» и малыши учатся доводить предметные действия до результата: заполняют колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру.

Игра.

Осваивают действия с разнообразными игрушками: сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Воспроизводит действия по подражанию после показа взрослого. Начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишка, зайка), активно ищут предмет, необходимый для завершения действия. Воспроизводят подряд 2-3 действия. К концу второго года отражают привычную им жизненную последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать. Игрушка в руках сверстника часто бывает гораздо интереснее, чем та, что стоит рядом. Осваивают умение играть и действовать рядом.

Общение.

Углубляется потребность общения со взрослым. Постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Общение со взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. Сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения со сверстниками. Могут по двое, трое самостоятельно играть друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»). Имеет место и непонимание сверстника: малыш может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Активно протестуют против вмешательства в свою игру. Взаимообщение в течение дня чаще возникает в предметно-игровой деятельности и режимных моментах.

Труд.

Совершенствуется самостоятельность детей в самообслуживании: самостоятельно едят любую пищу, умываются. Выполняют несложные поручения взрослых.

Продуктивная деятельность.

Учатся доводить предметные действия из строительного материала до результата: возводят по образцу забор, паровозик, башенку и др.

Музыкально-художественная деятельность.

В простых плясках привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.

Главные целевые ориентиры:

  1. Обеспечить оптимальные условия для совершенствования основных движений, прежде всего ходьбы.
  2. Организовать разнообразную предметно-игровую деятельность.
  3. Развивать пассивную и активную речь, обогащать словарь.

Возрастные  особенности психического развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет

Базисные характеристики личности ребенка

3-го года жизни

Краткая характеристика детской деятельности

Компетентности.

Социальная.

Развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Общение со взрослыми помогает приспособиться к новым условиям жизни в детском саду:  адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное  отношение других людей. В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения могут тяжело переживать отрыв от матери. Самооценка ярко эмоционально окрашена, связана со стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение. Нуждаются в доброжелательном внимании и заботе взрослых. Любое неодобрение со стороны взрослых болезненно переживается.

Детское общество только начинает формироваться. Большую часть времени проводят в одиночных играх. На третьем году жизни активно подражают друг другу.

Возникает система «Я», которая включает познание ребенком себя через свое имя («Я – Саша»), представление о своей половой принадлежности (мальчик, девочка), потребность в одобрении, признании («Я – хороший») и самостоятельности («Я – сам»).

Интеллектуальная.

Характерно стремление к познанию окружающего мира. Настоящие исследователи. Любят рассматривать предметы, действовать с ними, разъединять и соединять, конструировать, экспериментировать. К концу третьего года дети активно стремятся поучить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов. Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине, цвету.

Совершенствуется фонематический слух. К трем годам воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями. В ходе совместной со взрослым деятельности продолжает развиваться понимание речи. Осваивают названия окружающих предметов, выполняют простые словесные просьбы в пределах видимой наглядной ситуации. Начинают понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

Интенсивно развивается активная речь (1000-1500 слов). Строят простые предложения.

Физическая.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем; организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды.

Совершенствуется общая моторика и моторика рук, зрительно-моторная координация.

Увеличивается двигательная активность, происходит накопление и обогащение двигательного опыта. Двигательная активность основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазанье, прыжки с места. Не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

Выполняет гигиенические процедуры (умываются…)

Психические процессы.

Под влиянием предметной деятельности, общения и игры развиваются восприятие, мышление, память. Восприятие развивается в процессе практических действий (путь проб и ошибок). Оно тесно связано со словом – ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета.

Мышление имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования открывают новые средства для достижения целей. К третьему году жизни, могут обходиться без внешних проб, экспериментируя и фантазируя « в уме» (начало формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и развития детского воображения).

Внимание не устойчиво. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту.

Память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Хорошо запоминают то, что понравилось (то, что запомнилось само).

Качества.

Эмоциональность.

Характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Легко заражается эмоциональным состоянием сверстников.

Обогащается чувственный опыт, любят нравиться другим, подражают сверстникам.

Появляются новые переживания: неуверенность, удовольствие от самостоятельных действий, чувства гордости и стыда.

Возникают желания, порой не совпадающие с желаниями взрослых.

Проявляет эмоциональную отзывчивость  на музыкальные и художественные  произведения.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет, который часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.

Произвольность.

Начинает складываться произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

Креативность.

Проявляется в игре - могут увидеть в одном и том же предмете различные образы (предметы-заместители).

Инициативность.

Проявляют инициативу  и активность в играх с игрушками-персонажами, желание самостоятельно подобрать игрушки, атрибуты, предметы-заместители.

Проявляются попытки по собственной инициативе рассказать об изображенном предмете, прочесть стихотворение, спеть песенку, порисовать.

Проявляют интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций;

Самостоятельность.

Фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»). Активно заявляют о своем желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать и др.) Часто не  учитывают словесные инструкции, поэтому взрослым важно предвидеть опасные ситуации и заранее устранять их причины.

Ведущий вид деятельности – предметная.

Открывают для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей. На основании практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении. Начинают сравнивать свои действия с действиями взрослого. Под влиянием предметной деятельности развиваются игра, сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др.

Игра.

Большую часть времени проводят в одиночных играх.

Детские игровые объединения – диады (по двое) не устойчивы. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В игре отражаются отдельные простые события повседневной жизни (игрушку-персонажа кормят, купают, укладывают спать, катают на машине др.) Самостоятельно выполняют  предметные игровые действия, осуществляют перенос действий с предмета на предмет, в середине третьего года жизни начинают использовать замещение недостающего предмета (предметы-заместители).

Общение.

Развивается потребность в общении со взрослым. Необходимы поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения со сверстниками.

Чтение.

Начинает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Запоминают и проговаривают отдельные слова, небольшие фразы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения: потешки, песенки, сказки, стихотворения.

Труд.

Преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда. Владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (самостоятельно едят…)

Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде), пользуется индивидуальными предметами.

Продуктивная деятельность.

Появляется изобразительная деятельность. Способны сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Работы  схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено.  Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

В лепке  могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

Конструирование носит процессуальный характер.  Могут конструировать по образцу элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.  

Музыкально-художественная деятельность.

Носит непосредственный характер. Совершенствуется звукоразличение, слух: дифференцируют звуковые свойства предметов, осваивают звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко, быстро-медленно). Начинают  проявлять интерес к пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям. Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различают веселые и грустные мелодии.

Главные целевые ориентиры:

  1. Организовать разнообразную предметную, познавательно-исследовательскую деятельность.
  2. Обеспечить полноценное развитие движений.
  3. Формировать активную речь, обогащать словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...

«Наш малыш, какой он?» (особенности психического развития детей раннего возраста)

Родившись ,ребёнок отделяется от матери физически , но биологически связан с ней ещё долго .В конце года жизни , приобретая некоторую самостоятельность , он становится биологически независимым .А псих...

Родительское собрание в 1 младшей группе "Особенности психического развития детей раннего возраста"

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В своих действиях и поступках малыш начинает...

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет

Возрастные особенности психического развития детейраннего возраста от 2 до 3 лет...

Особенности психического развития детей раннего возраста.

Статья о особенностях психического развития детей раннего возраста....

Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей. Первая младшая группа (дети от 2-х до 3-х лет). На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная де...

«Особенности психического развития детей раннего возраста»

Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в ...