Главные вкладки

    Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет
    статья (младшая группа)

    Возрастные особенности психического развития детей

    раннего возраста от 2 до 3 лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx22.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Возрастные особенности психического развития детей

    раннего возраста от 2 до 3 лет

    Базисные характеристики личности ребенка

    3-го года жизни

    Краткая характеристика детской деятельности

    Компетентности.

    Социальная.

    Развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Общение со взрослыми помогает приспособиться к новым условиям жизни в детском саду: адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей. В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения могут тяжело переживать отрыв от матери. Самооценка ярко эмоционально окрашена, связана со стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение. Нуждаются в доброжелательном внимании и заботе взрослых. Любое неодобрение со стороны взрослых болезненно переживается.

    Детское общество только начинает формироваться. Большую часть времени проводят в одиночных играх. На третьем году жизни активно подражают друг другу.

    Возникает система «Я», которая включает познание ребенком себя через свое имя («Я – Саша»), представление о своей половой принадлежности (мальчик, девочка), потребность в одобрении, признании («Я – хороший») и самостоятельности («Я – сам»).

    Интеллектуальная.

    Характерно стремление к познанию окружающего мира. Настоящие исследователи. Любят рассматривать предметы, действовать с ними, разъединять и соединять, конструировать, экспериментировать. К концу третьего года дети активно стремятся поучить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов. Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине, цвету.

    Совершенствуется фонематический слух. К трем годам воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями. В ходе совместной со взрослым деятельности продолжает развиваться понимание речи. Осваивают названия окружающих предметов, выполняют простые словесные просьбы в пределах видимой наглядной ситуации. Начинают понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

    Интенсивно развивается активная речь (1000-1500 слов). Строят простые предложения.

    Физическая.

    Продолжается развитие всех органов и физиологических систем; организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды.

    Совершенствуется общая моторика и моторика рук, зрительно-моторная координация.

    Увеличивается двигательная активность, происходит накопление и обогащение двигательного опыта. Двигательная активность основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазанье, прыжки с места. Не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

    Выполняет гигиенические процедуры (умываются…)

    Психические процессы.

    Под влиянием предметной деятельности, общения и игры развиваются восприятие, мышление, память. Восприятие развивается в процессе практических действий (путь проб и ошибок). Оно тесно связано со словом – ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета.

    Мышление имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования открывают новые средства для достижения целей. К третьему году жизни, могут обходиться без внешних проб, экспериментируя и фантазируя «в уме» (начало формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и развития детского воображения).

    Внимание не устойчиво. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту.

    Память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Хорошо запоминают то, что понравилось (то, что запомнилось само).

    Качества.

    Эмоциональность.

    Характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Легко заражается эмоциональным состоянием сверстников.

    Обогащается чувственный опыт, любят нравиться другим, подражают сверстникам.

    Появляются новые переживания: неуверенность, удовольствие от самостоятельных действий, чувства гордости и стыда.

    Возникают желания, порой не совпадающие с желаниями взрослых.

    Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные и художественные произведения.

    Ранний возраст завершается кризисом трех лет, который часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.

    Произвольность.

    Начинает складываться произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

    Креативность.

    Проявляется в игре - могут увидеть в одном и том же предмете различные образы (предметы-заместители).

    Инициативность.

    Проявляют инициативу и активность в играх с игрушками-персонажами, желание самостоятельно подобрать игрушки, атрибуты, предметы-заместители.

    Проявляются попытки по собственной инициативе рассказать об изображенном предмете, прочесть стихотворение, спеть песенку, порисовать.

    Проявляют интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций;

    Самостоятельность.

    Фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»). Активно заявляют о своем желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать и др.) Часто не учитывают словесные инструкции, поэтому взрослым важно предвидеть опасные ситуации и заранее устранять их причины.

    Выводы:

    - Развитие самостоятельности

    - Формирование предметно-игровой деятельности

    - Ситуативно-деловой характер общения со взрослыми

    - Совершенствование восприятия, речи, наглядно-действенного мышления, познания

    Ведущий вид деятельности – предметная.

    Открывают для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей. На основании практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении. Начинают сравнивать свои действия с действиями взрослого. Под влиянием предметной деятельности развиваются игра, сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др.

    Игра.

    Большую часть времени проводят в одиночных играх.

    Детские игровые объединения – диады (по двое) не устойчивы. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В игре отражаются отдельные простые события повседневной жизни (игрушку-персонажа кормят, купают, укладывают спать, катают на машине др.) Самостоятельно выполняют предметные игровые действия, осуществляют перенос действий с предмета на предмет, в середине третьего года жизни начинают.использовать замещение недостающего предмета (предметы-заместители).

    Общение.

    Развивается потребность в общении со взрослым. Необходимы поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

    К концу третьего года жизни речь становится средством общения со сверстниками.

    Чтение.

    Начинает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Запоминают и проговаривают отдельные слова, небольшие фразы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения: потешки, песенки, сказки, стихотворения.

    Труд.

    Преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда. Владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (самостоятельно едят…)

    Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде), пользуется индивидуальными предметами.

    Продуктивная деятельность.

    Появляется изобразительная деятельность, способность сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено.  Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

    В лепке могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания.

    Проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

    Конструирование носит процессуальный характер.  Могут конструировать по образцу элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.  

    Музыкально-художественная деятельность.

    Носит непосредственный характер. Совершенствуется звукоразличение, слух: дифференцируют звуковые свойства предметов, осваивают звуковые пред-эталоны (громко-тихо, высоко-низко, быстро-медленно). Начинают проявлять интерес к пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям. Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различают веселые и грустные мелодии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

    Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...

    «Наш малыш, какой он?» (особенности психического развития детей раннего возраста)

    Родившись ,ребёнок отделяется от матери физически , но биологически связан с ней ещё долго .В конце года жизни , приобретая некоторую самостоятельность , он становится биологически независимым .А псих...

    Родительское собрание в 1 младшей группе "Особенности психического развития детей раннего возраста"

    Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В своих действиях и поступках малыш начинает...

    Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

    Первая младшая группа (дети от 2-х до 3-х лет).  На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое обще­ние ребенк...

    Особенности психического развития детей раннего возраста.

    Статья о особенностях психического развития детей раннего возраста....