Театрализованная деятельность в детском саду
учебно-методический материал

Козырева Наталья Юрьевна

      Совершенствовать мир может человек творческий. А творческий человек - это человек мыслящий, умеющий анализировать, видящий способы пути достижения цели, стремящийся к гармонии окружающего мира. Наша цель - показать ребенку возможные пути выражения своих взглядов на мир и методы передачи своих ощущений этого мира, создать свой образ окружающего. Для того, чтобы мотивировать деятельность ребенка, нужно использовать приоритетные его возрасту сферы деятельности.

      Дети очень любят театрализованную деятельность. А почему? Не потому ли, что хотят видеть и отображать мир по-своему, воображаемая реальность - это детская реальность.

      Любое творчество - это гарантия интересных связей, как с людьми, так и со всем окружающим: природой, животным миром, растительным, потому что наблюдение и общение помогают отображению задуманного наиболее полно, а значит в сфере педагогической деятельности театр легко интегрируется с другими направлениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx8.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА «ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ОБЩЕНИЯ» С РЕБЁНКОМ

1. Играть в театр только тогда, когда ребенок этого хочет, не принуждать.

2. Принимать все варианты, предложенные ребенком, выяснять, почему так предлагает. Признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.

3. Лучше всего усваиваются знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому надо объединять свои усилия с усилиями ребенка.

4. Прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью. Понимать, что «...полнота понимания личности достигается не с полной точностью методов познания, а глубиной сочувственного проникновения...» [1]

5. Давать высказываться каждому ребенку, втянуть в разговор молчунов. «Проговаривание» способствует развитию. Если ребенок молчит, у него меньше возможностей для эстетического развития, развития вообще, в том числе, конечно, речи.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

1. Просмотр театрализованных сказок, потешек, ситуаций. Этот процесс важен и необходим, так как он подготавливает к способности созерцания и подражания, а далее самостоятельного изображения характеров, решения проблем.

2. Просмотр иллюстраций к произведению.

3. Беседы по сказкам, потешкам с выявлением личности восприятия и эмоциональной отзывчивости героям.

4. Наблюдение за эмоциональным психофизическим состоянием ребенка.

5. Общее обогащение игрового опыта ребенка.

Учитывая то, что ребенок-дошкольник не любит долго слушать или вникать в мнения других, сначала нужно дать возможность сыграть свои роли (личностные).

1. «Телевизионные передачи», где дети могут рассказать что-то сыграть роль певца, диктора, сказочника, папы, мамы, воспитателя, спросить что-либо.

2. Предложить разнообразных персонажей и попросить рассказать о них, озвучить.

3. Поучаствовать в концерте, исполнить соло, показать себя.

Чтобы далее дети могли набраться опыта, предложить:

1. Одну и ту же роль (на пальчики одеть птичек, придумать птичек: что делают, где летали, что видели).

2. Сыграть в сказки, где сразу участвуют все (хороводные игры) — сочетание движений, речи и мимики.

3. Игры с повторяющимся текстом: «Репка», «Колобок», «Теремок».

4. Знакомить детей с играющими куклами, с видами детского театра.

Любое начатое дело с детьми в условиях дошкольного учреждения будет более действенным и успешным, если на него откликнуться родители. В этом случае театрализованная деятельность, знакомство с театром достаточно выгодно, т.к.

1. Театр нравится детям.

2. Детский театр понятен взрослым.

3. Детские театры есть в большинстве районов (в т.ч. выездные спектакли при ДК).

4. Детский театр можно пригласить в ДОУ.

5. Очень часто родители сами играют с детьми в различных персонажей дома.

Чтобы ребенок максимально мог выразиться через театрализованную деятельность, ему нужно дать возможность быть сценаристом, режиссером спектакля, игры.

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ СОЗДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ, СЦЕНАРИЕВ

- Начало истории есть, а конца нет (и наоборот: что было до и что будет после…).

- Персонажи меняются местами (заяц обидел лису).

- Заменить известный персонаж (Машу поймал ежик).

- Ввести в сказку неожиданного героя (в «коза, волк и семеро козлят» появляется Карлсон).

- Дать истории интригующее название: «Как Колобок помог Маше убежать от трех медведей».

- Включить в сказку самого (их) ребенка (детей): «Как дети нашей группы летали на луну и как они познакомились с лунянами».

- Поместить героя в заранее созданную среду: Колобок убегает из современной квартиры на 14 этаже (кого он встретит, как поведет диалог и т.д).

ДИАГНОСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Наряду с общепринятыми диагностиками, как мне кажется, можно использовать диагностику личности, психического и эмоционального состояния   игрой в театр.

- Почитать сказку. Предложить сыграть персонажей. Проследить, кто кого выберет, как сыграет.

- Выяснить, почему дети выбрали этих персонажей: близок по характеру или этот образ — тайная мечта (или явная) ребенка.

- Почему ребенок не выбрал тех или иных персонажей, а довольствуется теми, что остались: нет желания вступать в контакт (болен, скрытые страхи, заниженная самооценка, боится общения).


[1]        Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. 1967, стр. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...